ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Законодательные полномочия образуют главную часть компетен­ции парламентов, поскольку законодательная деятельность является их основной функцией. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности законодательных органов, ибо исключительно законами в большинстве стран определяются основные права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, упорядочиваются важнейшие блоки общественный отношений, регламентируется юридический режим собственности и т. д.

Законодательный процесс следует рассматривать как неотъемлемую составную часть процесса правотворчества, который заключается в том, чтобы принимать, изменять либо отменять правовые нормы.

Законодательный процессэто процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждение, а также принятие, промульгация (подписание и обнародование) закона.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

Законодательная инициатива – процесс внесения в парламент законопроекта для последующего его рассмотрения в соответствии с порядком, установленным Конституцией и иными актами законодательства.

Право законодательной инициативы – это установленное Конституцией право разработать законопроект и внести его для рассмотрения в Парламент в установленном порядке.

В большинстве стран это право принадлежит парламентариям, правительству, главе государства и, естественно, народу как единственному источнику власти.

Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами палат, так и группами парламентариев.

 

16.3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение в парламент законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

1. Президенту Республики Беларусь;

2. депутатам Палаты представителей;

3. Совету Республики;

4. Правительству;

5. гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей.

Конституционно-правовая практика выделяет  6 основных стадий законодательного процесса:

1. право законодательной инициативы;

2.  предварительное рассмотрение проектов законов;

3.  рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей (в двух чтениях);

4. рассмотрение проекта закона на заседаниях Совета Республики;

5. рассмотрение проекта закона Президентом Республики Беларусь (здесь следует учитывать, что Президент может отправить законопроект на доработку,  и тогда  принятие закона  затягивается);

6. подписание Президентом законопроекта и порядка вступления закона в силу (здесь также следует учитывать, что Президент имеет право подписать законопроект не в целом, а без некоторых статей).

Тема № 17

«ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Понятие Правительства.

Порядок формирования, состав и структура Правительства - Совета Министров Республики Беларусь.

Подотчетность и ответственность Правительства Республики Беларусь.

Компетенция Правительства Республики Беларусь. Компетенция Премьер-министра Республики Беларусь.

Организация и порядок деятельности Правительства Республики Беларусь.

Правовые акты Правительства.

7. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Закон Республики Беларусь от 21 февраля   1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.

3. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.

4. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 16.01.2014. – 2/2122.

5. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.01.2014. – 2/2128.

6. Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132 «О расширении полномочий Совета Министров Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1997. – № 4. – Ст.147.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 389 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 1999. − №55. − 1/495; 2001. − № 89. − 1/3020.

8. Указ  Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 724 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подготовке проектов правовых актов» (с изм. и доп.)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2000. − № 1. − 1 / 835; 2005. − № 126. − 1/6684.

9. Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. № 18 «Об утверждении Директивы о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. −  2000. − №8. − 1/931.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 74. – 1/7567; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 30.07.2013. – 1/14414.

11. Указ Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2008. – № 210. –1/9972; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 20.05.2014. – 1/15018.

12. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2004. − № 41. − 1/5393.

13. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2  «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2007.− № 2. − 1/8173.

14. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2007.− № 146.− 1/8668.

15. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3. – 1/12259.

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –  2009. – № 53. – 5/29310; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 30.08.2014. – 5/39331.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

 

Дополнительная

1. Демичев, Д.М. Органы государственного управления в минимизации последствий Чернобыльской катастрофы (по материалам Республики Беларусь, Украины и Российской Федерации). Монография. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2006. – 215 с.

2. Демичев, Д.М. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь как высший исполнительный орган государства // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. – Минск: Право и экономика, 2007. – С. 192– 210.

3. Демичев, Д.М. Разделение властей как основа конституционного строя в Республике Беларусь// Научные труды Белорусского государственного экономического университета. – Минск: БГЭУ, 2009. – С. 83–90.

4. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева и Ю.А. Тихомирова. − М., 1996.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие. −  М., 1996.

6. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. Сборник статей. − М., 1994.

7. Козелецкий,  И.В. Министерства Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти.– Минск: ИООО «Право и экономика», 2006.– 142 с.

8. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. − М., 1994.

9. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.

 

 

ПОНЯТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Правительство (англ. government) – высший исполнительный орган государства. Правительство возглавляется либо Президентом – в президентских республиках, либо Премьер-министром – в парламентских республиках.

В соответствии со статьей 106 действующей Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство-Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 23  июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство – это коллегиальный центральный орган  государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов [23].

Дата: 2018-12-21, просмотров: 60.