ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии со статьей 80 Конституции Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Беларусь, регулирующей выборы Главы государства,  Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Главы государства.

Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более 50% граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

14.4. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Правовой статус Президента Республики Беларусь определен в разделе IV, главе 3 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), а также в Законе от    21 февраля   1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с последующими изм. и доп.)[22]. Помимо этого для реализации своих полномочий Президент Республики Беларусь наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных другими законами и решениями республиканских референдумов.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.

В целях осуществления демократии в Республике Беларусь на основе разнообразия политических институтов, идеологий и взглядов, обеспечения гражданского согласия Президент Республики Беларусь приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в печати.

Президент Республики осуществляет функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона «О Президенте Республики Беларусь», иных законов и решений республиканских референдумов и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь.

 

14.5. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА

 

Под исключительной компетенцией в науке конституционного права понимается совокупность полномочий, находящихся в ведении только определенного государства, территории, государственного органа или органа местного самоуправления. В данном случае полномочия осуществляются исключительно ими, и никто другой не имеет право этого делать.

Если с учетом этого вести речь об исключительной компетенции Президента Республики Беларусь, то следует подчеркнуть, что абсолютное большинство перечисленных в Конституции полномочий Главы белорусского государства относится к исключительной компетенции Президента.

 

14.6. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Весьма обширны полномочия Президента Республики Беларусь, дающие ему возможность участвовать в законодательной деятельности. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь Президенту наряду с депутатами Палаты представителей, Советом Республики, Правительством и гражданами, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек, принадлежит право законодательной инициативы. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам. Президент вправе внести также в Палату представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь и о толковании Конституции.

В силу статьи 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Согласно статье 101 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

1. изменение и дополнение Конституции и ее толкование;

2. изменение и дополнение программных законов;

3. утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

4. изменение порядка выборов Президента и Парламента;

5. ограничение конституционных прав и свобод граждан.

При этом закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.