Теоретические и математические методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦНа всех этапах научной работы при применении любого метода перед исследователем стоит задача глубокого анализа полученного эмпирического материала. Ведь факты сами по себе еще не рас­крывают сущности изучаемых явлений и процессов!Если «...факты остаются только фактами, - писал К.Д. Ушинский, - то они не дают опытности. Факты должны обобщаться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспита­тельной деятельности педагога...»7.

^Рассмотреть за внешними проявлениями психолого-педагоги­ческих явлений их сущность, в единичном найти общее и особен­ное, обнаружить внутренние связи и закономерности помогают теоретические методы исследования. Среди них необходимо вы­членить и охарактеризовать, как наиболее широко применяемые в психолого-педагогических исследованиях, методы теоретическо­го анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индук­ции и дедукции и ряд другихГ]

Огромная роль в обработке, осмыслении получаемого эмпи­рического материала принадлежит методу теоретического анали­за и синтеза. Сильной стороной этого метода является примене­ние диалектической логики при качественном анализе изучае­мых фактов, возможность охватить одновременно большое количество данных и проникнуть в их сущность, произвести мысленную реконструкцию изучаемого и распознать, вычленить

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1953. - Т.1.

51


интересующие стороны, признаки, свойства, закономерности развития.

Теоретический анализ путем абстрагирования, сравнения, дает возможность исследователю разложить изучаемое на элементы, вскрыть структуру и специфику, идя от сложного к простому. Син­тез же позволяет воссоздать психолого-педагогическое явление в целом, в системе его наиболее существенных связей, обосновать ту или иную теоретическую концепцию. Единство аналитико-синтезирующей деятельности - единство внутреннее, так как син­тез содержится уже в самом анализе.

Анализ и синтез используются с самого начала процесса ис­следования: при определении его целей и задач, замысла (основ­ной идеи), гипотезы, предполагаемых результатов.

Наиболее активно этот метод применяется при сборе и обработ­ке фактов, накопленных в ходе исследования - раскрытии связи между ними и изменений в психологии людей, их действиях и пове­дении и т.п. На этом основании исследователь получает возмож­ность сделать научно обоснованный прогноз, спроектировать новое, чего еще нет в психолого-педагогической теории и практике.

Для того чтобы исследователь успешно использовал анализ и синтез, ему необходимо овладеть законами логики, основными формами и приемами познания психолого-педагогических явле­ний и процессов. В этих условиях он сможет сделать достоверные, обоснованные суждения и выводы, придать выдвигаемым поло­жениям убедительность и доказательность, обеспечить предвиде­ние дальнейшего хода исследования и его результаты, определить способы проверки этих результатов в педагогическом процессе.

В психолого-педагогическом исследовании применяются раз­ные формы анализа: классификационный, анализ отношений, каузальный и диалектический.

Наиболее прост классификационный анализ, с помощью ко­торого осуществляется первичная, описательная стадия научного исследования с целью упорядочить и систематизировать явления на основе сходства, смежности, повторяемости.

Анализ отношений - более трудный этап познания, пресле­дующий цель углубить понимание сущности исследуемых явле­ний, изучить процесс их развития путем разложения изучаемого на отдельные части и исследования отношений между ними, т.е. выявления функциональной зависимости.

Однако анализ отношений еще не вскрывает главную опреде­ляющую изменений - причинную связь между явлениями. Эту связь вскрывает каузальный анализ, ведущий к открытию сущест-

52


венных отношений, являющихся причинами явлений, к позна­нию научных законов.

Каузальное объяснение вырывает явление из всеобщих связей и изучает изолированно причину и следствие. Одностороннюю каузальность преодолевает диалектический анализ, предпола­гающий рассмотрение явления во всеобщих взаимосвязях и раз­витии, исходящий из понимания действительности как целого, состоящего из взаимообусловливающих частей.

Последовательное осуществление единства анализа и синтеза дает возможность исследовать не только отдельные стороны психолого-педагогического процесса, но и сам процесс в целом, в его сложной структуре, где каждый элемент выполняет свою функцию.

В теоретическом осмыслении фактического материала боль­шое значение имеют абстрагирование и конкретизация. Эти сред­ства познания тесно связаны с анализом и синтезом, но имеют свое предназначение. Известно, что абстрагирование - это мыс­ленное отвлечение какого-либо признака, свойства предмета от самого предмета с целью более глубокого изучения сути.

Абстрагирование имеет особую ценность при изучении слож­ных процессов воспитания и обучения будущих специалистов, где применение технических средств, аппаратуры ограниченно или невозможно. С помощью абстрагирования исследователь может выделить общие признаки у многих изучаемых предметов или вы­членить какой-либо признак у одного предмета и специально рас­смотреть его. Наконец, может быть создан идеализированный объект, т.е. не существующий в реальной педагогической практи­ке, но дающий представление о его эталоне, совершенном, закон­ченном виде. Так можно создать в качестве идеальных объектов, так сказать, в «чистом виде» - «идеального специалиста профес­сионала», «идеального выпускника учебного заведения», «идеаль­ное учебное занятие» и т.д. Это и будет тот ориентир, на достиже­ние которого направляет свои усилия исследователь.

Однако чем выше степень абстрагирования, тем сложнее ста­новятся пути приведения теоретических знаний в форму, пригод­ную для использования на практике.

Решить эту задачу, включить полученные теоретические зна­ния (абстракции) в систему существующих концепций с тем, что­бы уточнить, углубить, развить, а может быть и доказать их несо­стоятельность, помогает метод конкретизации. Конкретизация -не что иное, как мысленный процесс воссоздания определенного психолого-педагогического явления на основе ряда ранее выстро-

53


енных абстракций. К примеру, педагог использует абстракции «обучение», «воспитание», «преподавание», «учение», «воспри­ятие», «осмысление», «запоминание», «практика» и т.п. в отноше­нии к конкретному виду учебного занятия. Это означает, что он применяет в исследовании метод конкретизации, обогащает поня­тие новыми признаками, достигая единства многообразия, сочета­ния многих качественных характеристик предмета.

Взаимосвязь абстрагирования и конкретизации обусловлена самим процессом познания. Как известно, он начинается с «жи­вого созерцания», т.е. чувственного восприятия конкретного. По­знавая конкретное, исследователь вычленяет отдельные свойства, признаки, изолирует их от других признаков предмета, создает одностороннее знание - абстракцию. Так происходит движение «от живого созерцания к абстрактному мышлению».

Но, когда отдельные признаки, стороны предмета изучены, начинается новый этап в познании: движение от абстрактного к конкретному. Мышление исследователя из отдельных абстракций конструирует предмет в его целостном виде, т.е. как мысленно конкретно-действенное знание, дающее результатам исследова­ния выход в широкую педагогическую практику.

В психолого-педагогических исследованиях активно исполь­зуются индукция и дедукция. Путем индукции исследователь пере­ходит от эмпирического уровня к уровню теоретическому посред­ством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от извест­ного к неизвестному. Тем самым осуществляется проникновение в сущность явлений, открытие их закономерностей, построение гипотез и теорий.

Применение дедуктивного метода позволяет выводить утвер­ждения из одного или нескольких на основе законов и правил ло­гики.

Индукция и дедукция неразрывно связаны между собой, и крайне необходимо пропорциональное развитие обоих методов для психологии и педагогики как гуманитарных наук. Односторонний индуктивизм неизбежно ведет к простой регистрации фактов без глубокого их анализа и обобщения, к концентрации внимания на внешней стороне психолого-педагогических явлений и процессов, к переоценке техники исследования, с одной стороны, и к недо­оценке системы научных знаний, понятийно-категориальной сис­темы науки, игнорированию научной методологии - с другой.

В противоположность этому однобокая ориентация на дедук­тивный метод приводит к формированию абстрактных понятий-

54


ных схем без надлежащего анализа и обобщения психолого-педагогических явлений, что делает невозможным понимание их содержательных сторон. На деле это приводит к замене подлинно научных рекомендаций всякого рода наставлениями, указаниями и т.п., годными якобы для всех случаев.

В последние годы психологи и педагоги все более активно в теоретических исследованиях применяют метод моделирования. Сущность его заключается в установлении подобия явл^нии~(ана-логий), адекватности одного объекта другому в определенных от­ношениях и на этой основе превращения более простого по струк­туре и содержанию объекта в модель более сложного (оригинал). Исследователь получает возможность переноса данных по анало­гии от модели к оригиналу. Иначе говоря, модель - вспомогатель­ное средство, которое в процессе познания, исследования дает но­вую информацию об основном объекте изучения. Модель может послужить и конструированию нового, еще неведомого практике. В таком случае исследователь, выявив характерные черты, свойст­ва, признаки существующих явлений, процессов педагогической практики, начинает поиск нового из компоновки, сочетания, мо­делирует принципиально новое состояние изучаемого. Так возни­кают модели-гипотезы, носящие предположительный характер и требующие проверки; модели-концепции, превращающиеся в на­учно обоснованные теории.

Механизм моделирования состоит обычно из следующих опе­раций: переход от естественного объекта к модели, построение мо­дели; экспериментальное исследование модели; переход от модели к естественному объекту, заключающийся в перенесении результа­тов, полученных при исследовании, на данный предмет.

В психолого-педагогической теории выделяется иногда осо­бый вид моделирования - мысленный эксперимент.

В его содержание вкладывается соотношение теоретических и экспериментальных данных, полученных в исследовании, с дина­мической моделью, имитирующей те ситуации, которые могли бы возникнуть при реальном экспериментировании. Такая идеальная модель позволяет обнаружить наиболее важные для исследователя связи и отношения в изучаемом объекте, объяснить и конкрети­зировать уже имеющиеся приемы и правила, главным образом пу­тем абстракции и идеализации.

Моделирование, особенно идеальных объектов, в психологии и педагогике очень сложно ввиду многообразия и сложности изу­чаемых явлений и процессов. Однако необходимость применения этого метода становится все более ощутимой и настоятельной.

55


Теоретические методы исследования в психологии и педаго­гике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Характеристики будут полнее и глубже, если накопленный экспериментальный материал подвергнуть количе­ственной обработке. Для этого при исследовании проблем психо­логии и педагогики применяются математические методы и ме­тоды статистики. С их помощью решаются различные задачи: обработка фактического материала, получение новых, дополни­тельных данных, обоснование научной организации исследования и др.

Так, в исследовании всегда важно обеспечить массовость и представительность (репрезентативность) объектов изучения. Для решения подобного вопроса обычно прибегают к математическим методам расчета минимальной величины подлежащих исследова­нию объектов (групп респондентов), чтобы на этом основании можно было сделать объективные выводы.

По степени полноты охвата первичных единиц статистика де­лит исследования на сплошные, когда изучаются все единицы рассматриваемого явления, и выборочные, если изучению под­вергается только часть интересующих явлений, взятая по какому-либо признаку. Исследователю не всегда представляется возмож­ность изучить всю совокупность явлений, хотя к этому постоянно следует стремиться, но часто сплошное исследование просто не требуется, так как выводы будут достаточно точными после про­смотра определенной части первичных единиц.

Теоретической основой выборочного способа исследования являются теория вероятностей и закон больших чисел [5; 6; 18]. Чтобы исследование располагало достаточным количеством фак­тов, наблюдений, используют таблицу больших чисел. От иссле­дователя в данном случае требуется установление величины веро­ятности и величины допустимой ошибки. Пусть, например, до­пустимая ошибка в выводах, которые должны быть сделаны в результате наблюдений, по сравнению с теоретическими предпо­ложениями, не должна превышать 0,05 как в положительную, так и в отрицательную стороны (иначе говоря, мы можем ошибиться не более чем в 5 случаях из 100). Тогда по таблице больших чисел (табл. 4) находим, что правильное заключение может быть сдела­но в 9 случаях из 10 тогда, когда число единиц наблюдения будет не менее 270; в 99 случаях из 100 при наличии не менее 663 еди­ниц и т.д. Значит, с увеличением точности и вероятности, с кото­рой мы предполагаем сделать выводы, величина требуемой вы­борки возрастает. Однако в психолого-педагогическом исследо-

56


вании она не должна быть чрезмерно большой. 300-500 выбран­ных для наблюдений единиц часто являются вполне достаточны­ми для основательных выводов.

Таблица 4

 







Допустимая ошибка

Величина вероятности

 

0,85 0,90 0,95 0,99 0,995 0,999 10,05 207 270 384 663 787 1082 10,04 323 422 600 1036 1231 1691 10,03 575 751 1067 1843 2188 3007 10,02 1295 1691 2400 4146 4924 6767 10,01 5180 6764 9603 16587 19699 27069

Данный способ определения величины выборки является наиболее простым. Математическая статистика располагает и более сложными методами вычисления требуемых выборочных совокупностей, которые подробно освещены в специальной ли­тературе.

Однако соблюдение требований массовости еще не обеспечивает надежности выводов. Они будут достоверны тогда, когда выбранные для наблюдения (бесед, эксперимента и т.д.) единицы являются дос­таточно представительными для изучаемого класса явлений.

Репрезентативность единиц наблюдения обеспечивается пре­жде всего их случайным выбором с помощью таблиц случайных чисел. Положим, требуется определить 20 учебных групп для про­ведения массового эксперимента из имеющихся 200. Для этого составляется список всех групп, который нумеруется. Затем из таблицы случайных чисел выписывается 20 номеров, начиная с какого-либо числа, через определенный интервал. Эти 20 случай­ных чисел определяют те группы, которые нужны исследователю. Случайный выбор объектов из общей (генеральной) совокупности дает основание утверждать, что полученные при исследовании выборочной совокупности единиц результаты не будут резко от­личаться от тех, которые имелись бы в случае исследования всей совокупности единиц.

57


В практике психолого-педагогических исследований применяют­ся не только простые случайные отборы, но и более сложные методы отбора: расслоенный случайный отбор, многоступенчатый и др.

Математические и статистические методы исследования яв­ляются также средствами получения нового фактического мате­риала. С этой целью используются приемы шаблонирования, по­вышающие информативную емкость анкетного опроса; шкалиро­вания, дающего возможность более точно оценивать действия как исследователя, так и исследуемых.

Шкалы возникли из-за необходимости объективно и точно диагностировать и измерять интенсивность определенных психо­лого-педагогических явлений. Шкалирование дает возможность упорядочить явления, количественно оценить каждое из них, оп­ределить низшую и высшую ступени изучаемого явления.

Так, при исследовании познавательных интересов слушателей можно установить такие границы: очень большой интерес - очень слабый интерес. Затем между этими границами ввести ряд ступе­ней, создающих шкалу познавательных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5).

В психолого-педагогических исследованиях используются шка­лы разных видов, например:

1. Трехмерная шкала

Очень активный.................................................................. 10

Активный.............................................................................. 5

Пассивный............................................................................ 0

2. Многомерная шкала

Очень активный.................................................................... 8

Среднеактивный................................................................... 6

Не слишком активный.......................................................... 4

Пассивный............................................................................ 2

Полностью пассивный......................................................... 0

3. Двусторонняя шкала

Очень интересуется............................................................. 10

Достаточно интересуется.................................................... 5

Равнодушен.......................................................................... 0

Не интересуется................................................................. -5

Совершенно нет интереса.................................................. -10

Такие оценочные шкалы дают каждому пункту определенное чи­словое обозначение. Так, при анализе отношения студентов к уче­бе, их настойчивости в работе, готовности к сотрудничеству и т.п. можно составить числовую шкалу на основе таких показате-

58


лей: 1 - неудовлетворительно; 2 - слабо; 3 - средне; 4 - выше среднего, 5 - намного выше среднего. В таком случае шкала при­обретает следующий вид (табл. 5):

Таблица 5

 

Качество

Степень качества

Отношение к учебе 1 2 3 4 5
Настойчивость в труде 1 2 3 4 5
Готовность к сотрудничеству 1 2 3 4 5
Аккуратность в выполнении за­даний 1 2 3 4 5
Целеустремленность 1 2 3 4 5

Также используется биполярная шкала с нулевой величиной в центре:

Дисциплинированность                      Недисциплинированность

Ярко выраженная    54321012345  Не ярко выраженная

Оценочные шкалы могут быть изображены графически. В этом случае они выражают категории в наглядной форме. При этом ка­ждое деление (ступень) шкалы характеризуется вербально.

Рассматриваемые методы играют большую роль в анализе и обобщении полученных данных. Они позволяют установить раз­личные соотношения, корреляции между фактами, выявить тен­денции в развитии психолого-педагогических явлений. Так, теория группировок математической статистики помогает определить, ка­кие факты из собранного эмпирического материала сопоставимы, по какому основанию их правильно сгруппировать, какой степени достоверности они будут. Все это позволяет избежать произволь­ных манипуляций с фактами и определить программу их обработ­ки. В зависимости от целей и задач обычно применяют три вида группировок: типологическую, вариационную и аналитическую.

Типологическая группировка используется, когда необходимо раз­бить полученный фактический материал на качественно однород­ные единицы (распределение количества нарушений дисциплины между различными категориями студентов, разбивка показателей выполнения ими физических упражнений по годам учебы и тл.).

В случае необходимости сгруппировать материал по величине какого-либо изменяющегося (варьирующего) признака - разбивка групп обучающихся по уровню успеваемости, по процентам вы-

59


полнения заданий, однотипным нарушениям установленного по­рядка и т.п. - применяется вариационная группировка, дающая воз­можность последовательно судить о структуре изучаемого явления.

Аналитическая группировка помогает устанавливать взаимосвязь между изучаемыми явлениями (зависимость степени подготовки студентов от различных методов обучения, качества выполняемых заданий - от темперамента, способностей и т.д.), их взаимозависи­мость и взаимообусловленность в точном исчислении.

Насколько важна работа исследователя по группировке соб­ранных данных, свидетельствует тот факт, что ошибки в этой ра­боте обесценивают самую исчерпывающую и содержательную информацию.

В настоящее время математические основы группировки, ти­пологии, классификации получили наиболее глубокое развитие в социологии. Современные подходы и методы типологии и клас­сификации в социологических исследованиях могут быть с успе­хом применены в психологии и педагогике.

В ходе исследования используются приемы итогового обоб­щения данных. Одним из них является прием составления и изу­чения таблиц.

При составлении сводки данных относительно одной статисти­ческой величины образуется ряд распределения (вариационный ряд) значения этой величины. Примером такого ряда (табл. 6) может служить сводка данных относительно окружности груди 500 лиц.

Таблица 6

 

Окружность груда, см Число людей Окружность груда, см Число людей
76 3 94 43
79 19 97 22
82 63 100 4
85 104 103 3
88 138 Итого 500
91 101    

Сводка данных одновременно по двум и более статистическим величинам предполагает составление таблицы распределения, раскрывающей распределение значений одной статистической величины в соответствии со значениями, которые принимают другие величины.

60


В качестве иллюстрации приводится табл. 7, составленная на основании статистических данных относительно окружности гру­ди и веса этих людей.

Таблица распределения дает представление о соотношении и связи, существующих между двумя величинами, а именно: при малом весе частоты располагаются в верхней левой четверти таб­лицы, что указывает на преобладание лиц с малой окружностью груди. По мере увеличения веса до среднего значения распределе­ние частот передвигается в центр таблицы. Это указывает, что лю­ди, вес которых ближе к среднему, имеют окружность груди, так­же близкую к среднему значению. При дальнейшем увеличении веса частоты начинают занимать правую нижнюю четверть табли­цы. Это свидетельствует о том, что у человека с весом более сред­него окружность груди также больше среднего объема.

Из таблицы следует, что установленная связь не строгая (функ­циональная), а вероятностная, т.е. с изменениями значений одной величины другая изменяется как тенденция, без жесткой однознач­ной зависимости. Подобные связи и зависимости часто встречаются в психологии и педагогике. В настоящее время они выражаются обычно с помощью корреляционного и регрессионного анализа,. Овла­дение ими требует специальной математической подготовки.

61


Вариационные ряды и таблицы дают представление о статике явления, динамику же могут показать ряды развития, где первая строка содержит последовательные этапы или промежутки време­ни, а вторая - полученные на этих этапах значения изучаемой статистической величины. Так выявляются возрастание, убыва­ние или периодические изменения изучаемого явления, вскрыва­ются его тенденции, закономерности.

Таблицы могут заполняться абсолютными величинами или сводными цифрами (средними, относительными). Результаты ста­тистической работы, помимо таблиц, часто изображаются графиче­ски в виде диаграмм, фигур и т.д. Основными способами графиче­ского изображения-статистических величин являются способы: то­ чек, прямых и прямоугольников. Они просты и доступны каждому исследователю. Техника их использования - проведение осей ко­ординат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальной и вертикальной осях.

Диаграммы, изображающие ряды распределения значений од­ной статистической величины, позволяют составить кривые рас­пределения.

Графическое изображение двух (и более) статистических ве­личин дает возможность образовать некоторую кривую поверх­ность, называемую поверхностью распределения. Ряд развития при графическом исполнении образуют кривые развития.

Графическое изображение статистического материала позволя­ет глубже проникнуть в смысл цифровых величин, уловить их взаимозависимости и черты изучаемого явления, которые трудно заметить в таблице. Исследователь освобождается от той работы, которую он вынужден был бы проделать, чтобы разобраться с оби­лием цифр.

Таблицы и графики - важные, но только первые шаги в ис­следовании статистических величин. Основным же методом явля­ется аналитический, оперирующий математическими формулами, с помощью которых выводятся так называемые «обобщающие показатели», т.е. абсолютные величины, приведенные в сравни­мый вид (относительные и средние величины, балансы и индек­сы). Так, с помощью относительных величин (процентов) опреде­ляются качественные особенности анализируемых совокупностей (например, отношение отличников к общему числу студентов или числа ошибок при работе на сложной аппаратуре, вызванных психической неустойчивостью обучающихся, к общему числу ошибок и т.п.) - т.е. выявляются отношения, характеризующие динамику каких-либо изменений части к целому (удельный вес),

62


слагаемых к сумме (структура совокупности), одной части сово­купности к другой ее части и др.

Исключительно важную роль в анализе многих психолого-педагогических явлений играют средние величины, представ­ляющие собой обобщенную характеристику качественно одно­родной совокупности по определенному количественному при­знаку. Нельзя, например, вычислить среднюю специальность или среднюю национальность студентов вуза, так как это качественно разнородные явления. Зато можно и нужно определить в среднем числовую характеристику их успеваемости (средний балл), эф­фективности методических систем и приемов и т.д.

В психолого-педагогических исследованиях обычно применя­ются различные виды средних величин: арифметическая, гармони­ ческая, геометрическая, медиана и мода. Наиболее распространена средняя арифметическая. Она применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость (например, при улучшении показателей работы группы специалистов улучшаются показатели работы каждого члена группы).

Средняя арифметическая представляет собой частное от деле­ния суммы величин на их число и вычисляется по формуле:

-_х1+х2+хъ+...+хп^х^

п                 п

где Х- средняя арифметическая; Хъ Хъ Х3, ..., Х„ - результаты отдельных наблюдений (приемов, действий); п - количество на­блюдений (приемов, действий); Е — сумма результатов всех на­блюдений (приемов, действий).

Типичность и показательность средней арифметической под­тверждает среднеквадратическое отклонение, отражающее меру колебания численных значений признака, из которых выводится средняя величина. Вычисление этого показателя происходит пу­тем возведения в квадрат отклонения каждого значения ряда от средней, деления суммы квадратов на число ряда, с последую­щим извлечением квадратного корня из полученного среднего квадрата отклонений. Все эти действия осуществляются по фор­муле:

Типичность и показательность средней арифметической под­тверждает среднеквадратическое отклонение, отражающее меру колебания численных значений признака, из которых выводится средняя величина. Вычисление этого показателя происходит пу­тем возведения в квадрат отклонения каждого значения ряда от средней, деления суммы квадратов на число ряда, с последую­щим извлечением квадратного корня из полученного среднего квадрата отклонений. Все эти действия осуществляются по фор­муле:

63


где а - средняя квадратическая. При малом числе наблюдения (действий) - менее 100 - в значении формулы следует ставить не я,аи- 1.

Средняя арифметическая и средняя квадратическая являются основными характеристиками полученных результатов в ходе ис­следования. Они позволяют обобщить данные, сравнить их, уста­новить преимущества одной психолого-педагогической системы (программы) над другой.

При дальнейшей обработке данных могут быть выявлены: коэф­фициент вариации (устойчивости) исследуемого явления, представ­ляющий собой процентное отношение среднеквадратического от­клонения к средней арифметической; мера косости, показывающая, в какую сторону направлено преимущественное число отклонений; мера крутости, которая показывает степень скопления значений случайной величины около среднего и др. Все эти элементы стати­стики помогают более полно выявить признаки изучаемых явлений.

Как видно, даже самое общее представление о методах стати­стического исследования говорит о том, что эти методы распола­гают большими возможностями в анализе и обработке эмпириче­ского материала. Разумеется, математический аппарат может бес­страстно обработать все, что в него вложит исследователь - и достоверные данные, и субъективные домыслы. Вот почему со­вершенное владение математическим аппаратом обработки нако­пленного эмпирического материала в единстве с доскональным знанием качественных характеристик исследуемого явления яв­ляется необходимым для каждого исследователя. Только в этом случае возможен отбор качественного, объективного фактическо­го материала, его квалифицированная обработка и получение дос­товерных итоговых данных.

Такова краткая характеристика наиболее часто применяемых методов исследования проблем в психологии и педагогике. Сле­дует подчеркнуть, что ни один из рассмотренных методов, взятый сам по себе, не может претендовать на универсальность, на пол­ную гарантию объективности получаемых данных. Так, элементы субъективизма в ответах, полученных путем опроса респондентов, очевидны. Результаты наблюдений, как правило, не свободны от субъективных оценок самого исследователя. Данные, взятые из различной документации, требуют одновременно проверки дос­товерности этой документации (особенно личных документов, документов «из вторых рук» и т.д.).

Поэтому каждому исследователю следует стремиться, с одной стороны, к совершенствованию техники применения любого кон-

64


кретного метода, а с другой - к комплексному, взаимоконтроли-рующему использованию разных методов для изучения одной и той же проблемы. Владение всей системой методов дает возможность разработать рациональную методику исследования, четко органи­зовать и провести его, получить существенные теоретические и практические результаты.







Дата: 2018-12-21, просмотров: 297.