Практика, как известно, - критерий истинности результатов исследования. Поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это завершающий этап исследования, и его надо отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения. Первое - уточняет, развивает, совершенствует психолого-педагогическую теорию и методику, второе же - претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные выводы и рекомендации.
Успех внедрения результатов исследования в практику определяется прежде всего готовностью к этому теоретических и методических положений и концепций, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целенаправленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция. Если она
86
достигла высокой степени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме психологических или педагогических принципов, правил, требований, отработана методика ее претворения в жизнь и определены условия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.
Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна и ценность. Для того чтобы внедрение действительно способствовало развитию психолого-педагогической теории и практики, необходимо получаемые результаты распространить среди профессорско-преподавательского состава вуза, заинтересованных категорий должностных лиц, организаторов образовательного процесса.
Именно поэтому пропаганда выводов научного труда, их внедрение в практику является не только важнейшей профессиональной, но и нравственной обязанностью исследователя. Процесс психолого-педагогического исследования нельзя считать завершенным, если полученные результаты не заняли достойное место в системе подготовки будущих специалистов, остались на стадии экспериментирования.
Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на несколько звеньев:
• ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;
• формирование положительного отношения, интереса к ним;
• практическое обучение должностных лиц умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения,студентов;
• предъявление к этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.
Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования, и организацию их внедрения в массовую практику.
Основными источниками получения информации о ходе и итогах научного поиска являются выступления исследователя или других компетентных специалистов с лекциями, научными сообщениями перед должностными лицами, заинтересованными в материалах исследования. Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет исследователю облечь свои выводы в наиболее доступную
87
и убедительную форму, продемонстрировать их практическую значимость путем показательных и инструктивных занятий, опытов и т.п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.
Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научно-практические и научно-методические конференции, научные дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются, иллюстрируются, разъясняются материалы, раскрывающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимущества перед привычным, давно используемым. В результате исследователь обретает еще большую уверенность в силах своих доводов, стремится активнее продолжать работу, внедрять результаты исследования в жизнь.
При всей эффективности устных выступлений они имеют существенный недостаток - ограниченность аудитории, числа слушателей. В этой связи приобретают большое значение различные формы литературного участия в процессе и изложение результатов исследования. Наиболее распространенными видами публикаций являются: тезисы научных докладов и научные статьи, учебно-методические и методические пособия, программы учебных курсов и спецкурсов, депонирование научных разработок.
Тезисы научных докладов, опубликованные в печати - это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются кратко, но содержательно и аргументированно, представляют читателю основные направления работы над исследуемой темой.
Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.
Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику. Рекомендации раскрываются во взаимосвязи содержания, форм и методов, наглядных пособий, системы задач и упражнений, рационального расчета времени на проведение тех или иных учебно-воспитательных мер.
88
Программа учебного предмета, спецкурса должна представлять собой новый, оригинальный вариант изучения предмета и содержать следующие разделы: введение, разъясняющее суть программы; основную часть, раскрывающую ключевые положения содержания программы; списки обязательной и дополнительной литературы по каждому разделу программы.
Депонированная научная разработка осуществляется, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.
Все виды публикаций, как правило, оснащаются различными средствами наглядности (схемами, диаграммами, таблицами и т. п.), сопровождаются использованием технических средств. В решении этих задач большую помощь исследователю оказывают методические кабинеты учебных заведений (кафедр).
Литературное оформление материалов исследования - трудоемкое и ответственное дело. Вычленять и передавать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно - то главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе этой работы. Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда связано с додумыванием тех или иных положений, уточнением логики, аргументации, обнаружением и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.п. Много здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения правильно излагать свои мысли.
В любом случае следует придерживаться следующих общих правил литературного оформления научного труда:
•название и содержание глав, а также параграфов, должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов - раскрывать тему главы в целом;
•первоначально, изучив материал для написания очередного Параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, соблюдая логику написания всей работы. Затем следует провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку, не допустить неоправданного многословия;
•не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литературы (библиографию);
89
•не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дав ему «отлежаться». В таком случае некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и излишне детализированными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
•избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
•в зависимости от содержания материала целесообразно использовать спокойное аргументированное изложение и полемическое, критикующее, и краткое, свернутое, и обстоятельное, развернутое;
•соблюдать авторскую скромность: учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;
•перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы, ее рецензирование, обсуждение в кругу коллег, устранить недостатки, выявленные при этом.
•обратить внимание на сохранение ведущей идеи исследования, логичность переходов от параграфа к параграфу, от главы к главе, наконец, от всего содержания работы к заключению, а также на формулирование обобщающих выводов по параграфам и главам, аккумулирующим результаты исследования, заключения по работе в целом, включая составление списка литературы, оформление приложений.
Ознакомление общественности с материалами исследования -половина дела. После уяснения сути выводов и рекомендаций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенных материалов. Для этого используются показательные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в том оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации, университеты педагогического мастерства.
После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активно применять нововведения, внедрять их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.
90
Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мышления, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и просчеты, организационные неурядицы, способные поколебать намерения исполнителя внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них категорически. Своевременная квалифицированная помощь такому руководителю крайне необходима. Она помогает не только правильно проанализировать его собственную практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить выводы внешнего исследования.
В организации помощи) важен постоянный контроль за ходом работы по внедрению результатов исследования, осуществляемый как исследователем, так и соответствующими структурными подразделениями вуза.
Итоги проверки результатов в экспериментальном порядке, в ходе экспертизы окончательно определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда. Его выводы становятся обязательными требованиями к работе педагогов, доводятся до кафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований нормативных документов.
Разумеется, для выполнения всего комплекса работы по внедрению результатов исследования в массовую практику энтузиазма и усилий одного лишь автора научного труда недостаточно. Большая роль здесь принадлежит руководству учебных заведений. Именно его всесторонняя поддержка нового, инициативность и смелость при внедрении результатов научных изысканий обеспечивает успех.
Главными критериями результативности психолого-педагогических работ признаются их значимость в теоретических и прикладных изысканиях, новизна, готовность результатов научного труда к использованию и внедрению.
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с новизной и степенью зрелости теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут появиться посредством внедрения
91
результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий заинтересованных лиц масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.
Критерий новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, т.е. представляет новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно выделяют теоретическую новизну (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практическую (правила, рекомендации, средства, методы, требования, методическая система и т.д.).
Критерий готовности результатов психолого-педагогического ис следования к использованию и внедрению может выражаться в следующем:
а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нор
мативные материалы, программы, учебные пособия;
б) результаты исследования в основном готовы к внедрению,
разработаны психолого-педагогические указания, методические
предписания;
в) результаты не готовы к внедрению.
Результаты научно-педагогического труда могут выполнять следующие функции:
•уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущественные теоретические и практические положения;
•дополнять известное, расширяя и углубляя теоретические положения и практические рекомендации существенного характера, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новое, ранее не известное;
•преобразовывать психолого-педагогическую действительность, т.е. разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.
Таковы основные требования к оценке научно-педагогических исследований.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит замысел психолого-педагогического исследования?
2. Какие этапы включает в себя психолого-педагогическое исследование? Назовите и охарактеризуйте каждый из них.
3. Что представляет собой проблема психолого-педагогического исследования?
92
4. Чем определяется актуальность исследования и как она отражается в формулировке темы?
5. Обоснуйте, какие требования предъявляются к определению объекта, предмета, цели, задач и гипотезы психолого-педагогического исследования.
6. Как следует понимать утверждение, что методика каждого психолого-педагогического исследования уникальна?
7. Какие требования предъявляются к оформлению научно-исследовательской работы по психологии и педагогике?
8. Раскройте основные пути внедрения результатов исследований в педагогическую практику.
9. Раскройте и обоснуйте основные критерии оценки качества психолого-педагогического исследования по его результатам.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М., 1982.
2. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. - М.: Наука, 1981.
3. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. - М., 1988.
4. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы. - М., 1982.
5. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. - М., 1985.
6. Загвязинский В. М. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
7. Зеленогорский Ф. А О методах исследования и доказательства. - М., 1998.
8. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретических исследованиях. — М., 1997.
Э.Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
10. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1982.
11. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980.
12. Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста диссертации. - Киев, 1993.
13. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. — Челябинск, 1993.
14. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987.
15. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987.
16. Приходъко П. Т. Азбука исследовательского труда. - М., 1979.
17. Скалкова Я. Методология, методы педагогического исследования. — М., 1989.
18. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). - М., 1986.
93
Дата: 2018-12-21, просмотров: 331.