\_В психолого-педагогическом исследовании активно применяются сравнительно-исторические методы. Одним из них является генетический метод, позволяющий вести исследование явлений на основе анализа их развитияД
В психологии и педагогике важно установить факт возникновения явления, отметить ступени его развития, проследить процесс постепенного формирования личностных качеств у студентов, их профессиональных знаний и умений, изменений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Эти задачи и решает генетический метод, выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.
Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, т.е. изменение соответствующих показателей устанавливается в определенные временные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выявить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, формировать оптимальные условия развития личности, движущие силы процесса ее формирования.
иВ исследовании психолого-педагогических явлений широко используется метод сравнения, устанавливающий сходство или различие между предметами и явлениями и дающий возможность прийти к синтезированному выводуД
Сравнение используется при применении различных методов (наблюдения, эксперимента и т.д.) в единстве с генетическим методом. Оно важно для объяснения явлений и тогда, когда собственно разъяснения нет, но на первый план выходит сопоставле-ни^явлений.
^На основе методологического принципа историзма сформировался и применяется в психологии и педагогике сравнительно-исторический метод, обеспечивающий такое изучение психоло-
3 Методология и методика психолого-педагогического исследования
65
го-педагогических явлении, которое прослеживает и сравнивает их в развитииГ)Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось ранее, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники, что в этих теориях нуждается в реконструировании; сравнить этапы развития отдельных концепций и т.п. Это дает возможность проследить сходство и различие компонентов, их изменения; показать, в чем заключается ограниченность или односторонность концепций образования прошлого, как они были преодолены и какие их элементы перешли в новые современные теории. Иначе говоря, углубляя представления о предыстории, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.
К основным методам психолого-педагогического исследования относится исторический метод. Он применяется прежде всего при изучении проблем истории психологии и педагогики. Эта отрасль психолого-педагогической науки раскрывает возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, психологических и педагогических теорий в конкретных исторических условиях.
В историко-психологических и историко-педагогических исследованиях применяются различные общенаучные методы (анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнительный и сравнительно-исторический), а также используются специфические для истории психологии и педагогики процедуры: изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных, учебников и учебных пособий, учетно-отчетной документации и т.п. Источниками разнообразных сведений служат произведения искусства, мемуарная литература, дневники, воспоминания, народное художественное творчество. Поэтому исследователю в области истории психологии и педагогики необходимо знание всеобщей истории, истории философии, культуры, других областей исторического знания.
Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с точки зрения того, что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.
Таким образом, историзм как метод исследования не может быть сведен лишь к описанию минувших явлений. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные
66
связи на конкретных этапах развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.
В процессе исследования анализ исторического развития психолого-педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, проводимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений. Эти методы взаимно переплетаются, дополняют и обогащают друг друга.
В зависимости от цели исследования, познания большее значение придается тому или другому методу, но в любом случае следует избегать простого описания и хронологического перечня событий, а необходимо выявлять тенденции, закономерности их развития, различать существенное и несущественное, необходимое и случайное, создавать научную основу интерпретации исторических фактов, вскрывать перспективы развития психологической и педагогической теории и практики.
В современные психологические и педагогические понятия, естественно, вошла и их история. Только зная предшествующее развитие воспитания, обучения, образования и других категорий можно определить пути их дальнейшего развития. Единство логического и исторического анализа обеспечивает качественное решение этой задачи в процессе психолого-педагогического исследования.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие группы методов выделяются в психолого-педагогических исследованиях?
2. Дайте общую характеристику эмпирическим методам психолого-педагогического исследования.
3. Раскройте сущность, назначение и особенности применения методов наблюдения, изучения и обобщения психолого-педагогического опыта, беседы, обобщения независимых характеристик, полярных баллов, анкетного опроса, анализа результатов деятельности.
4. Обоснуйте, какие задачи решаются при проведении психолого-педагогического исследования с помощью метода эксперимента, сформулируйте и наиболее важные условия его проведения.
5. Что представляет собой метод тестирования? В чем состоят особенности его применения в рамках психолого-педагогического исследования? Что следует понимать под надежностью и валидностью теста?
6. Какие теоретические методы применяются при проведении психолого-педагогаческого исследования? Назовите и охарактеризуйте каждый из них.
7. Для каких целей при проведении психолого-педагогических исследований применяются математические методы и методы статистики?
8. Какие задачи решаются в психологии и педагогике с помощью
сравнительно-исторических методов исследования?
67
Рекомендуемая литература
1. Барское А. Г. Научный метод: возможности и иллюзии. - М., 1994.
2. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. - М., 1988.
3. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.
5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М., 1977.
6. Зеленогорский Ф. А. О методах исследования и доказательства. — М., 1998.
7. КочергинА. Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990.
8. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1982.
9. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. - Таллинн, 1990.
10. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова. -М., 1979.
11. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987.
12. Рабочая книга социолога. - М., 1983.
13. Сидоренко КВ. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.
14. Скалкова Я. Методология, методы педагогического исследования. — М., 1989.
15. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов / Блохин В.Г., Глудкин О.П., Гуров А.И., Харин М.А. - М., 1997.
16. Соколова С. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.
17. Социологическое исследование. (Методология, программа, методы). - М., 1972.
18. Храмович М.А. Научный эксперимент: его место и роль в познании. - Минск, 1982.
68
Дата: 2018-12-21, просмотров: 422.