В соответствии с п. 1 ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю.
Государственная собственность на землю имеет 2 уровня:
- Федеральный, к которому относится собственность РФ.
- Региональный, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения.
Ст. 17 ЗК РФ к федеральной собственности относит следующие земельные участки:
- Которые признаны таковыми федеральными законами.
- Например, ст. 8 Лесного кодекса РФ закрепляет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
- ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» закрепляет все земли, предоставленные вооруженным силам РФ, другим войскам и воинским формированиям и органам, в федеральную собственность.
- Которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством:
- Изъятие земельного участка для федеральных нужд.
- Получение земельного участка в случае отсутствия наследника и объявления земельного участка выморочным имуществом либо по завещанию.
- В результате сделки купли-продажи.
- Право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Ст. 18 ЗК РФ к собственности субъектов РФ относит следующие земельные участки:
- Которые признаны таковыми федеральными законами.
- Например, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
- Которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
- Право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
- Которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности (см. гл. 5.5 ЗК РФ)
Разграничение государственной собственности на землю
В период существования СССР земля в пределах государственной границы была объявлена единым государственным земельным фондом, который являлся целостным и неделимым объектам права государственной собственности. Последовательно соблюдался и принцип единства субъекта права государственной собственности на землю.
С признанием Конституцией РФ многообразия форм собственности на землю возникла необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность ее субъектов и собственность муниципальных образований, а также определения его порядка.
Общий принцип разграничения государственной собственности на землю устанавливается ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся (п. 1 ст. 3.1 ФЗ):
- Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ.
- Земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
- Земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользованияу государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу ФЗ от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук…» а также у государственных учреждений, входящих в структуру РАН.
- Земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
- Иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся (п. 2 ст. 3.1 ФЗ):
- Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ.
- Земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарнымпредприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ.
- Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности РФ, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
- Иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся (п. 3 ст. 3.1 ФЗ):
- Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
- Земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
- Иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.
По общему правилу, распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если не установлено иное.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района в отношении земельных участков, расположенных в границах их территории (ст. 3.3 ФЗ).
Муниципальная собственность на землю
Муниципальная собственность представляет собой форму собственности, существующую параллельно с государственной.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Муниципальная собственность на землю возникает в результате (п. 1 ст. 19 ЗК РФ):
- Разграничения государственной собственности на землю (п. 3 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
- Признания таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
- В случае приобретения участков по основаниям, установленным гражданским законодательством:
- Покупка.
- Изъятие для муниципальных нужд, .
- Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался (является с датой государственной регистрации прекращения частной собственности собственностью муниципальной).
- Безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания, не предусмотренные п. 1 ст. 19 ЗК РФ:
- Безвозмездная передача в муниципальную собственность из собственности субъектов РФ (например, для обеспечения развития муниципального образования, для предоставления этих участков гражданам бесплатно).
- Безвозмездна передача из муниципальной собственности в муниципальную собственность другого муниципального образования.