Вопрос 1. Понятие земельного права и его система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос 1. Понятие земельного права и его система

Земельное право (как отрасль права) – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земельных участков.

Система земельного права (как отрасли права) – совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Система земельного права (как отрасли права):

1. Общая часть:

· Институт права собственности на землю.

· Институт управления в области землепользования.

· Институт возникновения прав на землю.

· Институт прекращения и ограничения прав на землю.

· Институт правовой охраны земель.

· Институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства и др.

2. Особенная часть:

· Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

· Правовой режим земель населенных пунктов и др.

· Система земельного права (как науки):

· Получение информации о предмете.

· Использование предмета, приведение к единообразной системе понятий.

· Внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов, как правило, в форме законотворческой деятельности.

Система земельного права (как учебной дисциплины) соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права + изучение теоретических вопросов, материалов судебно-арбитражной практики, изучение истории земельного права и земельного законодательства других стран.

Вопрос 2. Предмет земельного права. Методы правового регулирования земельных отношений

Предмет земельного права:

  1. Общественные отношения по использованию земель.
  2. Общественные отношения по охране земель.

Использование земель – получение различными способами пользы от земельных участков для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Охрана земель – система мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Методы земельного права:

  1. Императивный: применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей, при выявлении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и др.
  2. Диспозитивный: применяется, например, при осуществлении сделок с землей.

Вопрос 21. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут – право пользования чужой вещью в известном ограничении.

Основным признаком сервитута является связь двух соседних земельных участков, дающая право собственнику одного из них требовать от собственника другого предоставления себе права ограниченного пользования его участком, в связи с наличием при использовании своего участка нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Виды сервитута:

  1. По способу установления:
    1. Частный.

Частные сервитуты устанавливаются в интересах конкретного лица по соглашению сторон, либо на основании решения суда (ст.ст. 274-276 ГК РФ).

    1. Публичный.
  1. По срокам установления:
    1. Срочный.
    2. Постоянный.
  1. По необходимости оплаты:
    1. Возмездный.
    2. Безвозмездный.

От лиц, в интересах которых установлен сервитут, собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитут по общему правилу сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать его прекращения:

  • Если отпали основания (например, для проезда к зданию проложена другая дорога).
  • Если земельный участок, обремененный сервитутом, не может вследствие этого обременения использоваться его собственником в соответствии с назначением земельного участка.

Публичные сервитуты – сервитуты, которые устанавливаются в интересах государства, субъектов РФ, муниципальных образований законами или иными нормативно-правовыми актами с учетом результатов общественных слушаний (ст. 23 ЗК РФ).

Исчерпывающий перечень государственных, муниципальных и общественных нужд, для которых может устанавливаться публичный сервитут, определен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ:

  • Для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
  • Для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
  • Для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним.
  • Для проведения дренажных работ на земельном участке.
  • Для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя.
  • Для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок.
  • Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям.
  • Для использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
  • Для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Помимо частных и публичных сервитутов, ЗК РФ с 01.03.2015 был дополнен новым видом сервитутов – гл. V.3 ЗК РФ. Данная глава регулирует установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Нормативно-правовая база:

  • Ст. 71, 71.1, 71.2 ЗК
  • КоАП
  • ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства от 2 января 2015 года №689 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»
  • Постановление Правительства от 18 марта 2015 года №251 «Об утверждении правил проведения административного обследования объектов земельных отношений»

Государственный земельный надзор – это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, ОМСУ, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнений требований законодательства при осуществлении вышеперечисленными лицами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляют:

  • Росреестр
  • Росприроднадзор
  • Россельхознадзор

Проверки, осуществляющиеся органами земельного надзора, бывают плановыми и внеплановыми.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, ОМСУ, ЮЛ, ИП, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.

Права должностных лиц органов государственного земельного надзора: запрашивать и безвозмездно получать информацию и документы, необходимые для проведения проверок, беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения получать доступ на земельный участок и осматривать такие участки и объекты для осуществления надзора, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных ими нарушений, имеют право обращаться за содействием в ОВД, имеют право привлекать экспертов к проведению проверок, а также привлекать к административной ответственности, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений и оформлять это соответствующим актом.

Результат любой проверки оформляется актом, а при выявлении правонарушения – оформляется предписание и протокол об административном правонарушении.

По общему правилу плановые проверки проводятся на чаще, чем 1 раз в 3 года. Проводятся они в соответствии с ежегодным планом, согласованным с прокуратурой.

Внеплановые проверки согласовываются с органом прокуратуры.

Случаи проведения внеплановых проверок:

  1. Если по итогу административного обследования объекта земельных отношений выявлены признаки нарушений требования земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
  2. Если в орган государственного земельного надзора поступило заявление, обращение о нарушениях имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочий дней.

Суть административного обследования заключается в том, чтобы должностные лица земельного надлопаточные самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние объектов земельных отношений и способы их использования на основании информации из всех доступных и легальных источников. На практике она выглядит так: земельный инспектор изучает открытые источники информации (публичная кадастровая карта, выписка из ЕГРН, правила землепользования и застройки и др.) и обнаруживает, например, факт нецелевого использования ЗУ.

ЗК предусматривает два вида земельного контроля:

  1. Муниципальный земельный контроль (ст. 72 ЗК РФ)
  2. Общественный земельный контроль (ст. 72.1 ЗК РФ)

Вопрос 56. Земельный налог

Земельный налог – один из видов местных налогов, регулирующийся НК РФ (гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – законами этих субъектов РФ).

Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

· Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ

· Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включёнными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками

· Земельные участки из состава земель лесного фонда

· Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда

· Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

Плательщики налога – организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая лада определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января гола, являющегося налоговым периодом.

Налоговый период – календарный год.

Налоговый ставки устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать:

· 0,3% в отношении земельных участков:

ü Отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства

ü Занятым жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства

ü Приобретённым (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

ü Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

· 1,5% в отношении прочих земельных участков

Примером нормативного акта, регулирующего земельный налог в Саратове, является Решение Саратовской городской Думы от 27.10.2005 № 63-615 «О земельном налоге».

В части налоговых льгот ст. 395 НК РФ перечислены лица, которые освобождены от уплаты земельного налога по всей России. Дополнительные льготы в отношении других лиц устанавливаются уже органами местного самоуправления.

Вопрос 57. Арендная плата

Арендная плата – плата за пользование объектом аренды.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ).

Нормативно-правовая база для земельных участков, находящихся в публичной собственности:

· ЗК РФ

· Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ».

Постановление Правительства №582 в отношении всех форм публичной собственности утверждает основные принципы определения арендной платы:

· Принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную на таком щемлённом участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке

· Принцип предсказуемости расцвета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя

· Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости

· Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформление ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформление прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков

· Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобождённых от уплаты земельного налога

· Принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться

· Принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленные в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют

Кроме того в каждом субъекте РФ и в каждом муниципальном образовании отсутствуют свои правила определения размера арендной платы.

Ст. 39.7 ЗК РФ регулирует особенности определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Нормативная база:

· ЗК РФ

· ГК РФ — 23, 257

· ФЗ от 11 июля 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хоз-ве»

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство — объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Членами КФХ могут быть супруги, их родители, дети, бабушки, сестры, внуки (по достижении 16 лет) не более, чем из тех семей и граждане, не состоящие в родстве (не более 5 человек).

В состав имущества КФХ входят:

· земельные участки;

· хозяйственные и иные постройки;

· мелиоративные и другие сооружения;

· скот, птица;

· найтехника и др.

Для осуществления КФХ его деятельности могут приобретаться и предоставляться земельные участки из земель с/х назначения — без проведения торгов: в собственность (39.3 ЗК); в аренду (39.6 ЗК).

Особенности предоставления участков, находящихся в публичной собственности, КФХ закреплены в 39.18 ЗК:

1) подаётся заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для КФХ;

2) компетентный орган должен опубликовать извещение о предоставлении участка для КФХ;

3) граждане и другие КФХ, которые заинтересованы в приобретении данного участка могут подать заявление о намерении участвовать в аукционе;

4) если по истечении 30 дней от иных лиц не поступило заявлений о намерении участвовать аукционе, то орган принимает решение о согласовании;

5) если заявления поступили, то компетенций орган отказывает в предоставлении участка без проведения аукциона.

Вопрос 1. Понятие земельного права и его система

Земельное право (как отрасль права) – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земельных участков.

Система земельного права (как отрасли права) – совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Система земельного права (как отрасли права):

1. Общая часть:

· Институт права собственности на землю.

· Институт управления в области землепользования.

· Институт возникновения прав на землю.

· Институт прекращения и ограничения прав на землю.

· Институт правовой охраны земель.

· Институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства и др.

2. Особенная часть:

· Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

· Правовой режим земель населенных пунктов и др.

· Система земельного права (как науки):

· Получение информации о предмете.

· Использование предмета, приведение к единообразной системе понятий.

· Внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов, как правило, в форме законотворческой деятельности.

Система земельного права (как учебной дисциплины) соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права + изучение теоретических вопросов, материалов судебно-арбитражной практики, изучение истории земельного права и земельного законодательства других стран.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 431.