Хватит спорить о вариантах зернопогрузчика. Долой диспуты вокруг технических вопросов.
Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера.
Что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна? Если ему сразу заявить, что он хромой, он признает себя побежденным.
О чем может спорить человек, который не поменял паспорт?
Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Пойманный с поличным, он сознается и признает себя побежденным. И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется.
Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.
В наше время, когда уничтожают вредных насекомых, стерилизуя самцов, мы должны поднять уровень спора до абстрактной высоты.
Давайте рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма.
Давайте сталкивать философов, не читая их работ.
Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по «Клубу кинопутешествий», остроту мнений по хрестоматии.
Выводя продукцию на уровень мировых стандартов, которых никто не видел, мы до предела разовьем все семь чувств плюс интуицию, которая с успехом заменяет информацию. С чем и приходится себя поздравить.
Прошу к столу – вскипело!
Проанализируйте мотивы поведения каждого из участников следующей истории. Спорили ли эти женщины? Был ли публичным их спор? Сами ли они пришли к Соломону, чтобы он рассудил их, или с чьей-то подсказки?
Однажды к царю Соломону пришли две женщины с просьбой рассудить их. Одна стала рассказывать: «Мы живем с этой женщиной в одном доме. Недавно у меня родился сын, и у нее тоже. Но ее сын умер, и она ночью подменила детей. Утром я хотела покормить ребенка, а он мертвый. Но это не мой сын!» Другая все отрицала.
И сказал царь Соломон: «Вот меч, рассеките ребенка и отдайте каждой из них половину». И одна из женщин сказала спокойно: «Пусть так и будет – ни мне, ни тебе». А другая закричала в страхе: «Нет! Лучше отдайте его другой, только бы он был жив». Выслушал их царь Соломон и произнес: «Отдайте ребенка той, которая испугалась, что он умрет. Она – его мать».
В одной библейской притче рассказывается о том, как однажды женщина просила сына никогда не выступать с речами перед публикой.
– Сын мой, – говорила она, – если будешь лгать, тебя не будет любить Бог, а будешь говорить правду, – не будут любить люди!
Сын отвечал:
– Нет! Я буду говорить! И если буду говорить правду, меня возлюбит Бог, а буду лгать – полюбят люди!
Могут ли герои этой притчи прийти к согласию? Воссоздайте ситуацию спора и представьте мотивы каждой из сторон.
Упражнение «По кругу»
Один высказывает суждение. Затем другой это суждение «увеличивает» – и так далее, по кругу, пока не иссякнут идеи. Высказывания могут быть любые: обыденные – «мобильный телефон лучше стационарного», философские «старый друг лучше новых двух» и пр.
12. Прочтите приведенные ниже примеры. Сделайте анализ примененных в ответах на провокационные вопросы приемов. На основе мотивационно-целевой характеристики вопросов объясните выбор приема в каждой ситуации. Приведите собственные примеры.
Прием «рационализирование».
Какой-то афинянин бранил спартанцев, называя их неучами. На что спартанцы ответили: «Ты прав, только мы одни не научились у вас ничему дурному».
После премьеры «Пигмалиона» восхищенная публика вызвала автора на сцену. Кланяясь аплодирующим зрителям, Б. Шоу вдруг услышал среди всеобщих похвал чей-то громкий голос:
– Эта пьеса никуда не годится! Это – чепуха!
– Абсолютно с Вами согласен! – подхватил Шоу. – Но, к сожалению, мы с Вами в меньшинстве!
Прием «точка зрения».
Цезарь, сходя с корабля на африканский берег, неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю. У присутствующих промелькнула мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!».
При перекличке спартанских воинов обнаружилось, что один из них был хромым. Естественно, в предстоящем походе ему было отказано. На что хромой воин ответил: «Я думал, что вам нужны воины для битвы, а не для бегства!».
Людовик XIV пригласил Буало и показал ему свои стихи, спросив при этом мнение поэта. «Ваше Величество, – отвечал Буало, – для Вас нет ничего невозможного: Вы хотели написать плохие стихи, и Вам это совершенно удалось».
Герцог Граммон по поручению короля отправился в Марсель, чтобы накануне предстоящего праздника, согласно обычаю, освободить одного из каторжников, приговоренных быть гребцами на галерах.
Когда герцог стал расспрашивать каторжников о причинах их наказания, каждый, конечно, всячески старался доказать свою невиновность. Только один чистосердечно рассказал о своих проступках. «Немедленно гоните этого негодяя, – приказал герцог. – Его присутствие может испортить честных людей, находящихся здесь».
Прием «встречный вызов».
Из интервью с генералом А.И. Лебедем[10]:
– В Тбилиси собирается толпа и гудит: «Вот, ваш десантник бежал за старушкой три километра и лопаткой ее зарубил! В «Заре Востока» написано!» Я говорю: «Будем орать или поговорим? Если орать, я ухожу». – «Ну, давай поговорим». – «Тогда у меня три вопроса.
Первый: что это была за бабка, которая смогла пробежать три километра? Второй: что это был за десантник, который три километра бабку догнать не мог? И самый главный вопрос, уважаемые грузины: как это среди вас не нашлось мужчины-воина, который бы заступил дорогу этому негодяю?».
Прием «сравнение с эталоном».
«Страшный» эталон
В редакцию одной из брюссельских газет пришло письмо:
«Я завела себе садик, и он доставляет мне много удовольствия. Но, к сожалению, я никак не могу отличить полезные растения от сорняков. Помогите мне, пожалуйста!».
Оставить письмо читателя газеты без внимания редакция не может. Но, согласитесь, отвечать на вопросы подобного рода… Оптимальный выход – ответить так, чтобы в газету больше не обращались с такими пустяками.
Ответ редакции: «Вырвите все растения в вашем саду. То, что вырастет снова, – сорняки!»
Много неприятностей доставляли фермеру Джеймсу Миноту из штата Калифорния бесцеремонные туристы, которые протаптывали тропинки от дороги до леса через его поле. Пришлось Джеймсу купить огромного быка.
Теперь еще с шоссе видна такая картина: в поле мирно пасется бык, привязанный к хрупкой (!) стойке, на которой укреплен транспарант: «Кто способен пробежать расстояние от дороги до леса за 9,9 секунды может быть спокоен – быку для этого требуется ровно 10 секунд!».
Эталон «это еще страшнее, чем вы себе представляете» (доведение до абсурда)
Во времена гонений на кооператоров один экономист выступил в их защиту в журнале «Огонек». По сути статья сводилась к следующему ответу оппонентам: «Вы абсолютно правы. Кооператоры действительно виновны во всех смертных грехах, которые вы им здесь приписываете. Но это еще не все. Я должен вам открыть о них еще одну страшную тайну: по ночам кооператоры пьют кровь невинных младенцев».
Общий эталон (часто строится по принципу «рассеивания» вины, т.е. размывания эталона среди равных)
Обвинение:
Фирма «Х» продает «желтые» компьютеры!
Ответ:
Да, фирма «Х» продает «желтые» компьютеры!
Фирма «Y» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «Z» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «A» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «B» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «C» продает «желтые» компьютеры… –
Вся Япония собирает «желтые» компьютеры.
Вся Япония собирает «желтые» автомобили.
Они уже захватили 3/4 «белого» автомобильного американского рынка. Не исключено, что та же судьба ожидает и «белый» компьютерный рынок. Вспомните, в победу «желтого» автомобильного рынка над «белым» в Америке тоже никто не верил.
Но мы хотим быть первыми, и нам не до стереотипов.
Поэтому наша фирма «Х» продает «желтые» компьютеры.
А также фирма «Y» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «Z» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «A» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «B» продает «желтые» компьютеры.
Фирма «C» продает «желтые» компьютеры…
…А теперь конкретно: «Что вы имеете против «желтых» компьютеров?»
Высокий эталон
Из нравственных писем Сенеки к Луцилию [11].
Письмо XXIV
Сенека приветствует Луцилия!
Тебя тревожит, – пишешь ты, – исход тяжбы, которою грозит тебе ярость противника; и ты полагаешь, будто я стану тебя убеждать, чтобы ты рассчитывал на лучшее и утешался приятной надеждой. Ведь какая надобность накликать беду и предвосхищать все, что нам и так скоро придется вытерпеть, зачем сейчас портить себе жизнь страхом перед будущим? Глупо, конечно, чувствовать себя несчастным из-за того, что когда-нибудь станешь несчастным. Но я поведу тебя к безмятежности другим путем.
Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не так велико, или не так длительно.
Недолго найти и примеры, которые укрепят тебя: каждый век дает их. К чему бы ты ни обратился памятью – в нашем государстве или на чужбине – ты найдешь души, великие или благодаря природной силе, или благодаря совершенствованию. Если ты будешь осужден, разве ждет тебя что-нибудь тяжелее изгнания или тюрьмы? Есть ли что-нибудь страшнее, чем пытка огнем, чем гибель? Возьми любое из этих зол и назови тех, кто их презрел: тебе придется не искать имена, а выбирать.
Рутилий перенес свое осуждение так, будто тяжелее всего была ему несправедливость судей. Метелл переносил изгнание мужественно, а Рутилий даже с охотой. Первый подарил свой возврат республике, второй отказал в нем Сулле, которому тогда ни в чем не отказывали.
Сократ беседовал и в темнице, а когда ему обещали устроить побег, он не захотел уходить и остался, чтобы избавить людей от страха перед двумя тяжелейшими вещами – смертью и темницей.
Муций положил руку на огонь. Ужасна мука, когда тебя жгут, но еще ужаснее она, когда ты сам себя жжешь. Ты видишь, как человек неначитанный, не вооруженный для борьбы со смертью и болью никакими наставлениями, но укрепляемый лишь воинской стойкостью, сам себя казнит за неудачу! Он стоит и смотрит, как с его руки на вражескую жаровню падают капли, и не убирает ее, сгоревшую до костей, покуда враг не уносит огонь. Он мог бы действовать в чужом стане с большей удачей, но с большим мужеством не мог.
Взгляни, ведь доблесть горячее стремится принять удар на себя, чем жестокость – нанести его, и Порсенна скорее простил Муцию намерение убить его, чем Муций простил себя за то, что не убил...
И с т о р и ч е с к а я с п р а в к а.
Публий Рутилий Руф (ок. 154 - 74 гг. до н. э.) – государственный деятель, юрист и философ-стоик, участник многих войн. Управляя провинцией Азией, боролся со злоупотреблениями откупщиков-всадников и за это по возвращении в Рим был несправедливо осужден всадническим судом и изгнан. Жил в Митилене на Лесбосе, занимаясь философией, затем в Смирне; здесь в 78 г. до н. э. его посетил Цицерон. Когда Сулла, двинувшийся из Азии походом на Рим, предложил Рутилию пойти с ним, – тот отказался.
Квинт Цецилий Метелл, прозванный Нумидийским за победы над нумидийским царем Югуртой. Консул – со 109 г. до н. э., цензор – со 102 г. до н. э. Будучи цензором, боролся против радикального земельного закона, а когда закон был принят, – отказался присягнуть ему и удалился в добровольное изгнание на Родос (в 100 г. до н. э.).
Через год был возвращен из ссылки благодаря усердным хлопотам сына, вопреки сопротивлению демократов – сторонников Мария, соперничавшего с Метеллом еще во время нумидийской войны.
Гай Муций Сцевола – хрестоматийный пример доблести воинов Древнего Рима. В 508 г. до н. э., когда этруски осадили Рим, пытался убить их царя Порсенну, но поразил только его писца. Схваченный и отданный на пытку, сам положил свою правую руку на огонь и без единого звука или гримасы боли прождал, пока она, та, которой он не смог поразить предводителя противников, не обуглится; после чего сказал, что так готовы поступить еще 300 юношей, которые поклялись уничтожить Порсенну… Легенда утверждает, что Порсенна снял осаду Рима, будучи поражен стойкостью, достоинством и силой духа этого молодого воина. А Гай Муций, оставшись одноруким, получил прозвище Сцевола, что означает – левша. Так он и вошел в историю – под именем Гай Муций Сцевола.
Низкий эталон
Из дебатов в московской прессе[12].
Обвинение:
Раньше как-то обходились без газеты «Из рук в руки».
Ответ:
«Раньше легко обходились без газеты «Из рук в руки».
А также без телефона, телевизора, радио и вообще без информации. Хорошо жилось в каменном веке!»
13. С.И. Поварнин в своей книге «Спор: О теории и практике спора» отмечает: «Совершенно не встречается теперь в чистом виде … спор-игра, спор-упражнение. Сущность этого типа выражена в его названии. Он процветал, говорят, в древнем мире, особенно в Греции. Вот как описывает эту игру Минто в своей логике (изд. IV, стр. 6-7).
«Спорят двое; но они не излагают по очереди своих воззрений в целых речах, как это делается в теперешних дебатах. У древних греков один из собеседников только предлагал вопросы, другой только давал ответы. Отвечающий мог говорить исключительно «да» или «нет», разве иногда с небольшим разъяснением; спрашивающий, со своей стороны, должен был предлагать только такие вопросы, которые допускают лишь простой ответ: «да», «нет».
Цель спрашивающего – вынудить у собеседника согласие с утверждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать, т. е. привести его к противоречию с самим собою. Но так как только очень глупый собеседник мог бы сразу попасть на эту удочку, то спрашивающий предлагал ему общие положения, аналогии, примеры из обыденной жизни, вел его от одного допущения к другому и, наконец, сопоставляя их все вместе, принуждал его самого признать свою непоследовательность».
Приготовьтесь к игре, подобной той, что хорошо знакома с детства:
Вам барыня прислала 100 рублей.
Что хотите – то берите.
Черный с белым не берите.
«Да» и «нет» не говорите.
Вы поедете на бал?..
Дайте свои варианты этой игры.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 796.