Французский философ Ж. Вааль интерпретировал изображенное на фреске следующим образом: «В Афинской школе мы видим мужчину с глазами, поднятыми к небу, и второго, взгляд которого направлен вниз. Это Платон и Аристотель в окружении своих учеников. Они аргументируют».
Московский философ Д.В. Ольшанский придерживается, однако, противоположной точки зрения: «Взоры Платона и Аристотеля не могли быть направлены в столь разные стороны в ходе реального процесса аргументации. Платон и Аристотель должны были смотреть либо друг на друга, либо на своих учеников. В любом случае взгляд должен был бы быть направлен на другого субъекта, являющегося объектом аргументации».
Какой точки зрения придерживаетесь Вы и почему? Приведите собственный пример.
16. Заполните таблицу примерами.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО | АРГУМЕНТАЦИЯ | |
Цель | – установить истинность или ложность тезиса | – установить истинность или ложность тезиса; – обосновать целесообразность принятия истинного тезиса; – показать его важную роль в данной ситуации |
Аргумент | – подтверждает истинность или ложность тезиса | – подтверждает истинность или ложность тезиса; – обосновывает целесообразность принятия истинности тезиса; – демонстрирует его преимущества по сравнению с другими подобными утверждениями. Аргументы более разнообразны, чем в доказательстве |
Основание | логические средства →, обращение к разуму | – логические и психологические средства → – обращение к разуму и чувствам |
17. Дайте штрихи к риторическим портретам всех выступающих на этом конкурсе (обратите внимание на использование приема аллегории). Приведите пример ситуации, где эффективно был бы использован невербальный аргумент.
В лесу состоялся конкурс на звание лучшего оратора. Попугай и ворона говорили долгие речи, вкладывая в них все свое мастерство. Лев рыкнул всего только раз и… получил первую премию. За убедительность.
18. Подготовьте выступление на тему «За что я люблю телевидение». Прочитайте список аргументов, уберите ненужные, дублирующие друг друга, добавьте свои, потом составьте план-конспект и выступите на эту тему:
Ø телевизор смотреть интересно;
Ø телевизор позволяет забыть о неприятном;
Ø телевидение экономит деньги;
Ø без телевидения теперь нашу жизнь представить нельзя;
Ø телевидение учит, как зарабатывать деньги;
Ø реклама на телевидении – источник информации;
Ø когда я сморю телевизор, я отдыхаю;
Ø телевидение учит, как пользоваться косметикой и накладывать макияж;
Ø «Дом-2» учит, как вести себя в жизни;
Ø телевидение дает информацию по кулинарии;
Ø когда я смотрю телевизор, меня не трогают родители;
Ø телевизор украшает комнату;
Ø телевизор можно смотреть ночью и рано утром;
Ø религиозные программы формируют нравственность и культуру;
Ø телевидение дает основы эстетических знаний;
Ø к телевизору можно подключить видеомагнитофон;
Ø телевидение дает возможность семье собираться вместе;
Ø музыкальные программы позволяют быть в курсе современной музыки;
Ø телевидение помогает снимать стресс;
Ø телевидение – доступный и бесплатный вид отдыха;
Ø телевизоры сейчас очень хорошие, особенно импортные;
Ø у меня на телевизоре стоит красивая вазочка;
Ø телевидение дает информацию о мире;
Ø телевидение дает информацию о том, чего мы самим никогда не увидим;
Ø телевидение помогает формировать вкус;
Ø все сегодня любят телевидение;
Ø телевидение создает иллюзию общения;
Ø телевидение пополняет знания в области медицины, права, литературы;
Ø телевидение скрашивает рутинную работу;
Ø телевидение – средство от одиночества;
Ø телевизионные боевики воспитывают желание победить;
Ø телевизор можно просто слушать и не смотреть;
Ø телевидение отвлекает от забот.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 692.