– Мой проект [продолжал Остап] гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
– Всего мира!!! – застонали оглушенные васюкинцы.
– Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!
(И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»)
ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ
Занятие 2
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика логической модели аргументации.
2. Доказательство и его структура.
3. Соотношение понятий «доказательство» и «аргументация».
4. Тезис: определение, правила и возможные ошибки.
5. Аргумент: определение, классификация, правила и возможные ошибки.
6. Демонстрация: определение, правила и возможные ошибки.
7. Виды доказательства.
Вопросы и задания:
Исправьте логико-стилистические погрешности.
1) Жильцы дома требовали ликвидации неполадок и ремонта.
2) Газета обратилась к молодежи и девушкам города.
3) Велосипед разбил грузовик.
4) Началась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
5) Желаем юбиляру избавиться от врагов и хороших друзей!
2. Вдумайтесь в смысл следующих изречений. Какому логическому требованию речи посвящено каждое из них?
1) «Ссылка на авторитет не есть довод» (Спиноза).
2) «Кто боится нападок на свои убеждения, то сам сомневается в них» (Филлипс).
3) «Мысль никогда не должна подчиняться ни догме, ни направлению, ни страсти, ни интересу, ни предвзятой идее, ни чему бы то ни было, кроме фактов, потому что для нее подчиниться – значило бы перестать существовать» (А. Пуанкаре).
4) «Сжечь – не значит опровергнуть!» (Д. Бруно, предсмертные слова)
5) «Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше» (В.Г. Белинский).
6) «Истина рождается в спорах; но когда страсти кипят, истина испаряется» (Б. Шоу).
7) «Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды» (Д. Вилькинс).
8) «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины» (Г. Галилей).
Найдите предложения, выражающие суждения.
1) Ах, если бы не этот случай!
2) Один в поле не воин.
3) Некоторые птицы не умеют летать.
4) Аристотель – величайший мыслитель древности.
5) Сравнение – не доказательство.
6) Ребята, не Москва ль за нами?
7) Гонец вернулся с миром.
8) Как, вы уже уезжаете?
9) Никто из талантливых ораторов не говорит заученными фразами.
10) Мы сами себе сочиняем и песни, и судьбы ...
4. Сделайте вывод из сложных суждений. Приведите примеры.
Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Следовательно ...
Восстановите ход рассуждения раба, найдите ошибку.
– Все бутылки с оливковым маслом, – сказал Аристотель рабу, посылая его за маслом, – находятся в погребе.
Раб взял в погребе первую попавшуюся бутылку и принес. Она оказалась с вином.
Найдите алогизмы во «вредных советах» Г. Остера. Определите причину комизма ситуации. Какие свойства аргументации использует Г. Остер для достижения комического эффекта в этом «вредном совете»?
Если лужу обойдешь
И ботинки не промочишь,
Могут строго наказать
За плохое поведенье,
Потому что ты опять
Не сумеешь простудиться
И придется, как всегда,
Снова в школе хулиганить.
Не соглашайся ни за что
Ни с кем и никогда,
А кто с тобой согласен, тех
Трусливыми зови.
За это все тебя начнут
Любить и уважать.
И всюду будет у тебя
Полным-полно друзей.
7. Сформулируйте тезис для выступления на тему:
· Что дает человеку образование?
· Должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?
· Можно ли победить коррупцию?
· Кто больше успевает – тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?
· Какие жертвы могут принять дети от родителей?
· Исправляет ли тюрьма?
· Надо ли разрешать курение?
· Как победить пьянство?
· Нужна ли нам цензура?
· Могут ли все жить богато?
· Можно ли искоренить преступность?
· Нужно ли усиливать вертикаль власти?
· Алкоголь сокращает жизнь
· Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок
· Хорошо учиться необходимо для будущего
· Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам
· Отдыхать надо в России
· Мобильный телефон нужен каждому
· Надо иметь дома собственную библиотеку
· Обеспеченные люди – основа стабильности государства
Помните, что тезис, сформулированный вами, должен отражать в виде утверждения вашу точку зрения, и затем вам надо будет доказать правильность этого тезиса, этой точки зрения, приведя в ее поддержку несколько аргументов.
Пример выполнения задания: сформулируйте тезис выступления на тему «всегда ли правы взрослые».
Варианты тезисов:
1) Взрослые всегда правы.
2) Взрослые не всегда правы.
3) Взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах.
4) Взрослые в отношении детей всегда не правы.
5) Взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт.
6) Взрослые не правы, когда они сердятся.
8. Подберите 3-4 аргумента к тезисам:
ü Алкоголь сокращает жизнь.
ü Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл.
ü Все должны заниматься спортом.
ü Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок.
ü Дети должны использовать опыт и знания родителей.
ü Хорошо учиться необходимо для будущего.
ü Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам.
ü Отдыхать надо в России.
ü Мобильный телефон нужен каждому.
ü Надо иметь дома собственную библиотеку.
ü Обеспеченные люди – основа стабильности государства.
9. Выразите в разной словесной форме приводимые ниже тезисы (не менее трех вариантов); если нужно – добавьте дополнительные аргументы.
Образец: Младшие должны заботиться о стариках.
Забота о стариках – это долг младшего поколения; Молодые в обществе должны взять на себя заботу о пожилых; пожилые члены общества должны получать заботу и внимание со стороны молодых.
Материал для упражнения:
· Общество должно заботиться о тех, кто сейчас не может сам зарабатывать себе на жизнь.
· Чем ты лучше будешь учиться, тем более приспособленным к жизни ты будешь.
· Если ты будешь хорошо разбираться в компьютерах, ты сможешь в будущем всегда найти работу.
· Если школьник будет иметь возможность подрабатывать, это будет выгодно для его семьи.
· Если серьезно заниматься спортом, то ты не сможешь хорошо учиться и будешь меньше интеллектуально развит.
10. Закончите фразу, подобрав аргумент:
ü Я очень люблю свою собаку, потому что она ....( какая? что делает для меня? как относится ко мне? и т.д.)
ü Я не люблю собак, потому что …
ü Больше всего я люблю..., потому что....
ü Больше всего я не люблю..., потому что...
11. Приведите максимальное количество аргументов:
ü Стипендию должны получать все студенты, потому что...
ü Не все могут быть отличниками, потому что...
ü Читать полезно, потому что...
ü Нужно уметь водить машину, потому что...
ü Родители часто не правы, потому что...
ü Преподаватели не всегда справедливы к студентам, потому что...
ü Списывать вредно, потому что...
ü Планшет должен иметь каждый студент, потому что…
ü Каждый ребенок должен иметь сотовый телефон, потому что…
ü Медосмотр надо проходить регулярно, потому что…
12. Превратите фразы в аргумент: развейте мысль таким образом, чтобы исходная фраза стала аргументом к какому-либо тезису. Используйте следующие средства связи частей высказывания: поэтому, неудивительно, вот почему, отсюда следует, теперь становится понятным, теперь появляется возможность, именно из-за этого, а это приводит к том, что и т.д.
Образец:
Погода сегодня плохая. – Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.
ü Вчера выпал снег.
ü Взрослые тоже могут ошибаться.
ü У самого опытного оратора могут быть неудачные выступления.
ü Мы купили маленький телевизор.
ü Люди стали значительно меньше читать.
ü В России заметно возросло потребление пива.
ü Муниципальный транспорт во всех городах испытывает финансовые трудности.
ü Молодежь стала более раскованной.
ü Школьникам негде проводить свободное время.
ü Мобильный телефон нужен каждому.
ü Компьютером должны уметь пользоваться все.
ü Покупки лучше делать по Интернету.
13. Используйте прием «Ссылайтесь на авторитеты» при аргументации следующих тезисов (воспользуйтесь сборниками цитат и афоризмов):
1) Учеба – основа всей дальнейшей жизни человека.
2) Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира.
3) Вежливость – важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1693.