ü 1896 (апрель): первый публичный киносеанс в мюзик-холле в Нью-Йорке;
ü 1905: первый «никельодеон» в Питсбурге (никельодеон = никель (монетка в 5 центов) + одеон (греч. театр));
ü Центры кинопроизводства: Нью-Йорк, Чикаго;
ü Ведущие кинокомпании (со своими киностудиями): «Эдисон», «Байограф», «Вайтограф»;
ü Система: производитель, прокатчик, владелец кинотеатров;
ü Атмосфера острой конкурентной борьбы. Киновойны;
ü 1909: 10 ведущих кинофирм объединились в Патентный трест с целью монополизации производства и проката.
5. Голливуд: начало великой истории
Независимые компании: сопротивление тресту; перенос производства фильмов в Калифорнию;
ü 1907: начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе;
ü Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд – новый центр кинопромышленности;
ü 1913: начало кинопроизводства в Голливуде;
ü 1915: 60% американского кинопроизводства в Голливуде;
ü Система киностудий (кинофабрик);
ü 5 крупнейших киностудий основаны «великими киномоголами» (иммигрантами-евреями из Восточной Европы):
Киностудии | «Киномоголы» |
Universal Pictures (Юниверсл пикчерз) | Карл Леммле |
Paramount Pictures (Парамаунт пикчерз) | Адольф Цукор |
20 th Centry Fox (Фокс филм корпорейшн – ХХ век – Фокс) | Уильям Фокс |
Metro – Goldwyn – Mayer (Метро – Голдвин – Майер – МГМ) | Луис Б. Майер |
Warner Brothers (Уорнер бразерс) | Гарри, Сэм, Алберт и Джек Уорнер |
ü 1922: Студии, флагманы американской киноиндустрии, 20 th Centry Fox, Paramount Pictures, Warner Brothers, Columbia Pictures, Metro – Goldwyn – Mayer, United Artists Universal Pictures, Walt Disney Production объдинились в Ассоциацию кинопродюсеров Америки (Motion Picture Association of America, MPAA). За суперстудими закрепилось название – «мэйджоры» от английского «majors» (главные компании, крупные фирмы, монополии). В США быа создана образцовая модель киноиндустрии.
ü 6. Система «звезд»
Кинозвезда: очень популярный актер; высокооплачиваемый актер; кумир публики, выступающий в одном из полюбившихся зрителю амплуа (тип актерских ролей) множество раз; залог кассового успеха фильма:
Амплуа | Имена актеров |
Обольстительница (женщина-вамп) | Теда Бар, Пола Негри |
Легкомысленные девицы из высшего общества (вертушки) | Колин Мур, Луиза Брукс |
Простые земные женщины | Глория Свенсон, Грета Гарбо |
Невинные девушки | Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд |
Герои-любовники | Рудольф Валентино, Роман Новарро |
Румяные «соседские парни» | Джон Гилберт |
Отважные герои | Дуглас Фэрбенкс |
Комики | Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд |
1914 г.: роскошные кинотеатры – кинодворцы («дворцы мечты»); Китайский театр Граумана.
Библиографический список
1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – Москва : Этерна, 2006. – 64 с. : ил. – (Carte postale).
2. Звезды немого кино: [сб. ст.]. – Москва: АСТ:Зебра Е, 2008. – 330 [6] с.
3. Звезды немого кино : сб. / сост. В. Головской. – Москва : Искусство. 1968. – 238 с. : ил.
4. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – № 2–3. – С. 2–21.
5. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – Москва : Искусство, 1974. – 183 с. : ил. – (Мемуары кинематографистов).
6. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный.
7. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – № 9. – С. 123–135. – № 12. – С. 128–149.
8. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – Санкт-Петербург : Сеанс, 2005. – С. 431–438.
9. Кокарев, И. Е. Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России: учебное пособие / И. Е. Кокарев. – 2-е изд., перераб. – Москва: Аспект-Пресс, 2009. – 344 с.
10. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – № 11 (25). – С. 5–7.
11. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки : Мэри Пикфорд // Любовь к звездам : любовные истории самых знаменитых актрис. – М. : Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38.
12. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино : сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – Москва: Материк. 2003. – С. 205–211.
13. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399.
14. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – Москва : Наука, 1992. – С. 232–267.
Видеопрактика
1. Фрагменты передач цикла «Легенды немого кино»: Дэвид Уорк Гриффит; Эрих фон Штрогейм.
2. Фрагмент из х/ф: «Доброе утро, Вавилон!» (1987) / Братья Паоло и Витторио Тавиани.
3. Отрывок из передачи «Эпические фильмы» цикла «Киножанры» (США) : фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость».
4. Фрагмент из д/ф «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995) / режиссура и сценарий: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон.
Раздел 3. Начало кинематографа в России
Основные тезисы
1. В отечественной истории кино раннего периода принято выделять три этапа:
ü 1896–1907: появление кинематографа в России;
ü 1908–1913: начало отечественного производства фильмов;
ü 1914–1919: кинематограф периода Первой мировой войны.
Первый этап. 1896–1907.
ü 1896 (май): первый публичный киносеанс в Санкт-Петербурге: гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».
ü 1896–1907: прокат иностранных фильмов (фирмы: Люмьер, Пате, Гомон).
ü 1907: начались регулярные съемки документальных серий о русской жизни.
Открытие торгового дома «Александр Ханжонков и Ко» – первой Российской фирмы по продаже кинематографических лент. Первая российская кинофабрика в Москве, фабрика Ханжонкова, была одной из крупнейших в Европе и по праву считалась лучшей в дореволюционной России.
Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первый и самый крупный отечественный кинопредприниматель (кинопромышленник).
На фабрике Ханжонкова:
ü кинорежиссеры: Василий Гончаров, Евгений Бауэр;
ü первые кинозвезды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский;
ü первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911);
ü первые объемные анимационные фильмы Владислава Старевича.
Второй этап. 1908–1913.
ü 15 октября 1908: первый российский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»): киноателье Александра Дранкова (СПб.).
ü 1912: построена на Житной улице в Москве первая профессионально оснащенная кинофабрика (киностудия) Ханжонкова.
ü 1914: начало выпуска российских полнометражных фильмов.
Третий этап. 1914–1919.
Другие кинодеятели:
ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин.
ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер.
В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии.
С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева.
В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина.
В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др.
В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана.
Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой.
Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову.
ü 27 августа 1919 года – Декрет Совнаркома о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения. Декрет подписал В.И. Ленин.
Библиографический список
1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – Москва : Искусство, 1973. – 280 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).
2. Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики / пер. с англ. // Новое лит. обозрение. – 2006. – № 5 (81). – С. 67–98.
3. Варакин, А. Вера Холодная: она была первой // В лучах славы. Звезды русского кино / А. Варакин. – Москва: Вече, 2007. – С. 12–51.
4. Великий Кинемо: каталог сохранившихся игровых фильмов России 1909–1919 / [сост. В. Иванова и др.] – Москва : Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с.
5. Гаврюшенко, Оксана. Есаул Ханжонков – борец за русский синематограф // Культура. – № 31–32 (7338). – 8–14 августа 2002. В Интернете: http://www.kultura-portal.ru.
6. Гращенкова, И. Кино Серебряного века: русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов / И. Гращенкова. – Москва: Издатель Можаев, 2005.
7. Гращенкова, И. Серебряный век. В поисках лица [Евгений Бауэр] // Искусство кино. – 2007. – № 4. – С. 106–114.
8. Звезды немого кино: [сб. ст.]. – Москва: АСТ: Зебра Е, 2008. – 330 [6] с.
9. Зоркая, Н.М. Увертюра. Серебряные девятьсот десятые // История советского кино / Н. М. Зоркая. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2005. – Гл. 1. – С. 7–74.
10. История отечественного кино: хрестоматия / рук. проекта Л. М. Будяк; авт.-сост. А. С. Трошин и др. – Москва: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2011. – 672 с.
11. Кинематограф дореволюционной России // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 1. – С. 13–42. – (Academia XXI).
12. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре (на материале русского немого кино) // Вопр. философии. – 1997. – № 7. – С. 63–73.
13. Рогова, В. Ханжонковское дело: к 125-летию со дня рождения А. А. Ханжонкова // Ракурсы. – Москва : ГИИ, 2002. – Вып. 4. – С. 33–68.
14. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документное кино. Кинематограф русского зарубежья / отв. ред. Л. М. Будяк; сост. Дл. Караваев. – Москва : Материк, 2006. – 284 с.
15. Ямпольский, М. Россия : кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса // Киноведческие записки. – 2006. – № 78. – С. 4–20.
16. Янгиров, Р. «Рабы Немого»: очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920–1930-е / Р. Янгиров. – Москва: Бибилиотека – фонд «Русское зарубежье» : Русский путь, 2007. – 496 с. : ил.
Видеопрактика
1. Отрывки из передач цикла «Легенды немого кино»: А. А. Ханжонков; Я. Протазанов.
2. Отрывок из передачи «Яков Протазанов» цикла «Острова» (Телеканал «Культура», 2006).
3. Фрагменты из х/ф режиссера Евгения Бауэра с участием Веры Холодной: «Дети века» (1915), «Жизнь за жизнь» (1916).
4. Отрывок из телевизионной программы «Миражи. Вера Холодная» (1998).
5. Фрагменты из х/ф: «Бесприданница» (1936–37) / Я. Протазанов; «Раба любви» (1975) / Н. Михалков.
6. Отрывки из д/ф: « Александр Ханжонков. Последний император» (2007) из документального сериала «История киноначальников, или Строители и перестройщики»; «А. Дранков. Король сенсаций» / режиссер – Игорь Морозов (2008); « Кино немое и зрячее» (2007) / Игорь Морозов; «Раба любви. Елена Соловей» (2006); «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (2004); «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.
Тема 2. 1920-е: Время, вперед!
Раздел 1. Рождение и взлет советского кино
Основные тезисы
Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов.
ü Лев Владимирович Кулешов – режиссер и теоретик киноискусства; фильм «Необычайные приключения…» – манифест кулешовской киношколы: динамичный монтаж и акробатическая выучка актеров; из его школы вышли знаменитые актеры и режиссеры: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский.
Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом.
Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга).
Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.
ü Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – флагман русского революционного киноавангарда; кинорежиссер и теоретик киноискусства.
Вехи биографии:
ü 1915: окончил Рижское реальное училище;
ü 1915–1917: учеба в Институте гражданских инженеров в Петрограде;
ü 1917: призван на военную службу;
ü 1918: вступает в ряды Красной Армии;
ü 1921–1922: слушатель и режиссер-стажер Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда;
ü 1922–1923: руководитель театральных мастерских Пролеткульта;
ü 1923: первый фильм «Дневник Глумова»; творческий манифест «Монтаж аттракционов»: обоснование метода воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики;
ü 1924–1927: условная революционная кинотрилогия: «Стачка», «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь»; складывается собственный стиль, характерные черты которого: метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности; благодаря монтажно-образному кинематографу кино стало искусством; в центре картин – революционные массы; «кинематограф масс»;
ü фильмы: «Старое и новое» (1929) и «Бежин луг» (1935–1937) – переход от идеи «монтажа аттракционов» к «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино»;
ü 1929–1932: командирован за границу (вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ), сначала в Западную Европу, а затем в США;
ü в рамках социалистического реализма: фильм «Александр Невский» (1938): жанр биографического патриотического фильма (оператор – Эдуард Тиссэ; композитор – С. С. Прокофьев);
ü 1938–1948: «новое кино»: интеллектуально и философски показывать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении; «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – 1958).
ü Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953) – режиссер, актер, сценарист, художник; создатель, как и С. М. Эйзенштейн, историко-революционного эпоса; условная революционная трилогия (вершина творчества): «Мать» (1926); «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингис-хана» (1928); «эпос с человеческим лицом»: отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х гг. – в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, тщательной проработке деталей в кадре. (Это интересно: еще одна экранизация романа А. М. Горького «Мать»: режиссер Глеб Панфилов, 1990).
ü Александр Петрович Довженко (1894–1956) – сценарист, режиссер, актер, художник; в кино пришел из живописи; драма взаимоотношений человека с природой – определяющий мотив творчества; создатель «поэтического кино»; первая авторская работа – кинопоэма «Звенигора» (1928); фильм «Арсенал» (1929); вершина творчества – «Земля» (1930): пафос сотворчества человека и природы, действия по ее законам, а не насилия над ней определил внутреннюю гармонию фильма.
ü Дзига Вертов (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954): игровое кино – фикция; идеи и формулы: «киноглаз» (с помощью оптических и технических возможностей «киноглаз» видит жизнь глубже и точнее, чем глаз невооруженный), «жизнь врасплох», «мир без игры»; группа «киноков»; фильмы: «Кино-Глаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934).
Советское кино после Гражданской войны:
Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы;
ü Борис Васильевич Барнет (1902–1965) – режиссер, актер; мастер сатирической комедии со склонностью к буффонаде, с проявлением лиризма и мягкого юмора; фильмы: «Девушка с коробкой» (1927); «Дом на Трубной» (1928); «Окраина» (1933); «Подвиг разведчика» (1947).
ü Абрам Матвеевич Роом (1894–1976) – режиссер, сценарист, актер, композитор; свое направление в кино: главное – актер (театральный), психологизм, бытописательство = гиперреализм; родоначальник эротического кино и предтеча итальянского неореализма; фильмы: «Третья Мещанская» (1927), автор сценария – Виктор Шкловский (Это интересно: римейк «Треьей Мещанской» – фильм Петра Тодоровского «Ретро втроем», 1998); «Привидение, которое не возвращается» (1929); «Строгий юноша» (1936), автор сценария – Юрий Олеша; «Гранатовый браслет» (1969).
ü Ленинград: КЭМ (Киноэкспериментальная мастерская): Фридрих Маркович Эрмлер: (1898–1967) фильмы о криминальном дне северной столицы;
ü Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973), Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): ФЭКС (Фабрика экцентрического актера): Янина Жеймо, Сергей Герасимов. Олег Жаков; фильмы: (совместно): шедевр «Шинель» (1926); «Новый Вавилон» (1929); «Одна» (1931); историко-революционная эпопея = трилогия о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939);
Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970);
Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).
Библиографический список
1. Аркус, Любовь Историко-биографический фильм в советском кино [Электронный ресурс] / Любовь Аркус, Евгений Марголит // Энциклопедия отечественного кино. – Режим доступа: http://test-v2.russiancinema.ru/glossary/text61/
2. «Арсенал» : [кн.-альбом о фильме А. Довженко] / сост. Ю. И. Солнцева и Л. И. Пажиткова. – Москва : Искусство, 1977. – 247 с. : ил. – (Шедевры советского кино).
3. Аронсон, О. Эйзенштейн // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – Москва : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 507–509. В Интернете: http://yanko.lib.ru/books/aesthetica/buchkov-estetika-lexicon.htm#_Toc77514555
4. Багров, П. Киномастерская ФЭКС // Киноведческие записки. – 2003. – № 63. – С. 226–242. В Интернете: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/163/
5. Барнет, Борис [Электронный ресурс] // Энциклопедия отечественного кино. – Режим доступа: http://russiancinema.ru/names/name1150/
6. Безелянский, Ю. Броненосец «Эйзенштейн» // Прекрасные безумцы : литературные портреты / Юрий Безелянский. – Москва : Радуга, 2005. – С. 177–21
7. Блюмбаум, Аркадий. К поэтике римейка [о фильмах «Третья Мещанская» и «Ретро втроем»] [Электронный ресурс] // Критическая Масса. – 2006. – № 1. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/km/2006/1/bl19-pr.html
8. Босенко, В. Эйзенштейн // Искусство. – 2002. – № 16 (256). – 16–31 августа. – С. 4–7.
9. Вертов, Дзига [Электронный ресурс] // Энциклопедия отечественного кино. – Режим доступа: http://test-v2.russiancinema.ru/names/name1156/
10. Виноградов, В. Теория Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии // Киноведческие записки. – 2004. – № 68. – С. 109–116. – В Интернете: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/5/
11. Витте, Г. Проза теории : о биографии Сергея Эйзенштейна, написанной Виктором Шкловским / пер. с нем. О. Штокмайер // Советское богатство : ст. о культуре, литературе и кино : к шестидесятилетию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко и Ю. Мурашова. – Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. – С. 328–341.
12. Головня, Анатолий [Электронный ресурс] // Энциклопедия отечественного кино. – Режим доступа: http://russiancinema.ru/names/name1165/
13. Гращенкова, И. Двойной портрет: Борис Барнет – Абрам Роом // Киноведческие записки. – 2002. – № 61. – С. 102–105. – В Интернете: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/650/
14. Гращенкова, И. Абрам Роом / Ирина Гращенкова. – Москва: Искусство, 1977. – 246 с. : ил. – (Мастера советского театра и кино).
15. Гращенкова, И. Киноантропология XX/20 / Ирина Гращенкова. – Москва: Человек, 2014. – 904 с.
16. Громов, Е. Лев Владимирович Кулешов / Е. Громов. – Москва: Искусство, 1984. – 321 с. : ил. – (Жизнь в искусстве).
17. Дашкова, Т. Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность / Т. Дашкова. – Москва: Новое литературное обозрение, 2013. – 256 с.: ил. – (Кинотексты).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 746.