Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 1. Первые шаги европейского кино

Основные тезисы

 

Дитя научно-технического прогресса

История кино – череда разрозненных открытий, к которым свои усилия приложили многие ученые:

ü  Ж. Л. М. Дагер: изобретение фотографии (1839).  Изобретенный Дагером и Ж. Н. Ньепсом способ получения фотографического изображения был назван дагеротипией;

ü  Петер Роже (1824): феномен инерции зрительного восприятия. Инерция зрительного восприятия позволяет нам видеть последовательность отдельных неподвижных изображений как единое непрерывное действие. Этот принцип лежит в основе всего процесса создания и просмотра фильмов;

ü  Джордж Истмен (1885 г.): изобретение прочной и гибкой целлулоидной пленки;

ü  Уильям Диксон (1881): перфорация; (1894): первая кинокамера – кинетограф;

ü  Уильям Диксон, Томас Эдисон (1894): кинетоскоп (греч. kinetos – «подвижный»)аппарат для рассматривания быстро сменяющихся фотографических снимков, при котором создается впечатление движения снятых объектов;

ü  Луи и Огюст Люмьер (1895): братья запатентовали первый киноаппарат и дали ему название «КИНЕМАТОГРАФ» («СИНЕМАТОГРАФ») (от греч. kinema, род. п. кinematos – «движение» и grapho – «пишу»). Кинематограф – аппарат для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран, а также комплекс устройств и методов, обеспечивающих съемку и демонстрацию фильма. Технологически базируется на идее световой проекции. Термин «кинематограф» впервые появился и стал общепринятым в его французском варианте «синематограф».

Вывод. Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотография связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, т.е. с идеей искусства. «Движущаяся картинка» отсылает к балаганам, райкам, ярмарочным аттракционам, иллюзионам, т. е. к традиции массового, развлекательного зрелища.

         2. Историю кино принято отсчитывать от первого публичного платного киносеанса, организованного братьями Люмьер в Париже в «Гран кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 г.

ü Первая «программа Люмьера» включала сцены, снятые с натуры: «Выход рабочих с завода Люмьер», «Прибытие поезда на станцию Ла Сьота», «Разрушение стены», «Политый поливальщик» и т. п. Люмьеры первыми начали систематический выпуск фильмов.

ü Жорж Мельес (1861–1938) – французский режиссер, основоположник игрового кино. Организовал первое профессиональное объединение производителей фильмов. Первый кинорежиссер, по-настоящему превративший фильм в эффектное зрелище. В 1902 – 1906 гг. создал свои наиболее значительные фильмы – фантастические и сказочные феерии. Известен как изобретатель трюков: стоп-кадр, ускоренная и замедленная съемка и т. д. Лучшая работа – «Путешествие на Луну» (1902).

ü В 1896 г. к выпуску и продаже фильмов приступили фирмы «Пате фрер» и «Гомон».

Вывод . Со времен фильмов братьев Люмьер и Ж. Мельеса внутри кинематографа, по определению немецкого историка кино З. Кракауэра, существуют две противоборствующие тенденции: «реалистическая» («линия Люмьера») и «иллюзионистская» («линия Мельеса»). Выдающийся французский кинорежиссер Ф. Трюффо, предлагая свою диалектику кино, также связывает ее оппозиционные элементы («исследование» и «зрелища» с именами Люмьера и Мельеса (см. Приложение №2).

 

Библиографический список

 

1. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения / Кантен Бажак ; пер. с фр. А. Кавтаскина. – Москва : ООО АСТ : ООО Астрель, 2003. – 159 с. : ил.

2. Виноградов, В. Стилевые направления французского кинематографа / В. Виноградовю – Москва: Канон : РООИ «Реабилитация», 2010. – 384 с.

3. Иоскевич, Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Часть 1: Становление кинокультуры (1895–1939) / Я. Иоскевич. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. – 216 с.

4. Картужанский, А. Л. Фотография // Большая советская энцикл. : в 30 т. Т. 27. – Изд. 3-е. – Москва : Сов. энциклопедия, 1977. – С. 576–580.

5. Первый век кино : попул. энцикл. / автор проекта Давид. С. Хубларов ; отв. ред. Лариса Дирика, Елена Хван; редкол. К. Разлогов, С. Лаврентьев, Е. Марголит. – Москва : Локид, 1996. – 712 с. : ил.

6. Разлогов, К. Э. Французская кинематография // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 455–459.

7. Разлогов, К. Э. Мировое кино. История искусства экрана / Кирилл Разлогов. ­ - Москва: Эксмо, 2011. – 688 с.: ил.

8. Филиппов, С. 11 важнейших событий в истории кинотехники с точки зрения их влияния на киноэстетику // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 21–48. – №80. – С. 252–299.

9. Филиппов, С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Электронный ресурс] C. Филиппов. – Режим доступа: http://kinocenter.rsuh.ru/lib.htm.

10. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. – Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. – 208 с.

11. Ханютин, А. «Театр» Люмьера и Мельеса: пионеры кино в свете театральной традиции // Ракурс. – Москва: ГИИ, 2001. – Вып. 3. – С. 66–84.

12. Цивьян, Ю. Г. Киноведение / Ю. Г. Цивьян, М. Б. Ямпольский // Кино: энцикл. слов. / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 179–187.

 

Видеопрактика

 

1. Фрагмент из д/ф «Головная боль господина Луи Люмьера» (Россия, 2008) / И. Васильева.

2. Отрывок из передачи цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2005): Братья Люмьер.

3. Отрывок из передачи «Магия и ее магистр» [Жорж Мельес] цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура», 2003).

4. Фрагмент из х/ф: «Путешествие на Луну» (1902) / Жорж Мельес.

Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг.

Основные тезисы

 

1. Лаборатория Томаса Алвы Эдисона: кинетоскоп (аппарат с глазком); витаскоп (проекционный аппарат). Первый коммерческий сеанс кинетоскопа Томаса Эдисона состоялся 14 апреля 1894 г.

2. Этапный для развития кинематографа фильм «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера. Это фильм явился отправной точкой в развитии жанра «вестерн», который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В фильме использован метод параллельного монтажа.

3. Главная фигура, самый выдающийся мастер, наиболее последовательный новатор Гриффит (Griffith) Дэвид Уорк (1875–1948), американский режиссер, сценарист, продюсер и актер.

ü Выдающиеся фильмы (шедевры мирового киноискусства): «Рождение нации» (1915); «Нетерпимость» (1916).

ü Фильм «Много лет спустя» (1908): психологически мотивированный, привлекающий внимание зрителя к лицу героини и, следовательно, к происходящему у нее в душе, – крупный план.

ü Вклад Гриффита в развитие киноискусства: с него началось признание кинематографа как полноценного, полноправного искусства, равнозначного литературе, театру, музыке, живописи и т. д.; создал профессию кинорежиссера; реформа актерской игры; превращение кинокамеры в активного участника действия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 430.