Основные тезисы
1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
ü Документальное кино (non fiction) – прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели братьяЛуи и Огюст Люмьер в 1895 г. (Франция). Братья Люмьер положили начало реалистическому направлению в кинематографе. Документальное кино – основа эстетики кинематографа. Оно –залог доверительного отношения зрителя ко всему. Самый авторитетный международный фестиваль документального кино проходит в Амстердаме. Этот фестиваль называют Каннами документалистики.
ü Художественное кино (игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д. Основатель – французский режиссер Жорж Мельес. Он является родоначальником таких киножанров, как киносказка, фильмы ужасов и научная фантастика. Самые престижные международные кинофестивали группы «А»: Венецианский, Каннский и Берлинский.
ü Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное;
ü Анимационное кино (от лат. animatus – одушевленный) – особый вид киноискусства, в основе которого лежит оживление на экране различных неодушевленных объектов. Синоним термина – мультипликация (лат. multiplikatio – умножение).
2. Внутри каждого вида кино сложилась своя система жанров. Жанр (фр. genre – род) – действие по определенным законам. Система жанров в кинематографе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя.
3. Жанры художественного кино можно объединить в три группы:
– драматические;
– эпические;
– лироэпические.
ü Драматические жанры , в свою очередь, включают в себя кинокартины:
– психологические;
– комедийные;
– приключенческие.
Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действие. Однако акценты в них расставлены по-разному: в психологических – на исследовании характера, личности героя; в комедийных – сатирический или юмористический подход к характеру и явлениям; в приключенческих главное – острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия.
Среди картин психологического жанра можно назвать такие разновидности:
– психологическая драма;
– трагедия;
– мелодрама.
В кино комической направленности (комедия – мегажанр) выделяют:
– эксцентрическая комедия;
– романтическая комедия;
– трагикомедия;
– трагифарс;
– сатирическая комедия.
Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра – Леонид Гайдай: «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».
Большое разнообразие форм имеет приключенческое кино:
– фильм-путешествие (роуд-муви, фильм дорог): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра – Ж. Верна, Ф. Купера;
– кинофантастика: «2001 год: Космическая Одиссея» / С. Кубрик, «Солярис» / А. Тарковский, «Муха» / Д. Кроненберг;
– фильм-катастрофа: «Армагеддон»; «Столкновение с бездной»;
– вестерн: спагетти-вестерн: фильмы Серджио Леоне: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой». «Однажды на Диком Западе»; самурай-кэнгэки: «Семь самураев» / Акира Куросава;
– кинодетектив (гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан-Дойля);
– триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение; отсроченное ожидан ие): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротический, маньячный, полицейский, семейный, мистический и т.д.; «черный» (нуар) фильм; боевик; термины: саспенс и экшн; классика жанра – фильмы Альфреда Хичкока;
– фильм ужасов (хоррор): «Носферату. Симфония ужаса» / Ф. Мурнау; «Ночь живых мертвецов» / Джордж Ромеро; слэшер – поджанр хоррора: «Техасская резня бензопилой», «Крик» и др.
– трэш: фильмы, выпускаемые киностудией американской кинокомпанией «Трома» («Токсичный мститель», «Тромео и Джульетта», «Кровососущие уроды» и др.);
– героико-приключенческий фильм: «Семнадцать мгновений весны» / Т. Лиознова; «Бондиана».
ü К эпическим жанрам относятся:
– киноэпопея: «Александр Невский» / С. Эйзенштейн; «Война и мир» / С. Бондарчук;
– кинороман: «Унесенные ветром» / Виктор Флеминг; «Тихий Дон» / С. Герасимов;
– киноновелла: «Пышка» / М. Ромм; «Рим» / Ф. Феллини.
Жанров эпического кино немного, но именно они способны воплотить наиболее монументальные и крупные литературные формы. Среди основных признаков эпических картин: повествовательное начало; многостороннее отражение исторических событий в связи с человеческими судьбами; глубокое проникновение во внутренний мир главных героев.
В особую группу выделяют жанры исторического кино (реконструкция прошлого):
– пеплум;
– «фильм плаща и шпаги»;
– суперколосс;
– байопик (биографический фильм).
ü Лироэпические жанры характеризуются особой эмоциональностью повествования, в них активно именно авторское лирическое проявление как склад мировосприятия. К таким жанрам относятся:
– кинобаллада: «Баллада о солдате» / В. Ежов и Г. Чухрай;
– кинопоэма: «Земля» / А. Довженко;
– киносказка: фильмы первого киносказочника России А. А. Роу («Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»);
– кинопритча: фильмы С. Параджанова («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»).
ü В особую группу выделяют жанры музыкального кино:
– музыкальная комедия;
– фильм-ревю;
– фильм-опера;
– фильм-балет;
– фильм-оперетта;
– киноводевиль;
– киномюзикл.
ü Особую группу составляют жанры на пересечении:
– мокьюментари (mocumentary – буквально: «насмешка над документальным кино») – псевдо-документальный фильм: «Первые на Луне» / А. Федорченко, Россия, 2004.
– кинокомикс;
– кинопародия;
– кино о кино.
Современные формы бытования фильмов различных жанров:
– ретро фильм;
– римейк;
– сиквел, приквел;
– блокбастер;
– арт-хаус (арт-синема, авторское кино) и коммерческое кино.
4. Жанры документального кино можно разделить по содержанию и по методу создания:
– по содержанию: очерк, проблемный фильм, событийный фильм;
– по методу создания: иконографический, перемонтаж, хроникальный сюжет.
5. Жанры мультипликации весьма разнообразны и практически могут дублировать жанровые системы других видов к/и, поэтому мультипликационные фильмы легче разделить по технике создания:
ü рисованная мультипликация (создается способом покадровой съемки рисунков): Уолт Дисней: первый звуковой и цветной полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов» (1938); В. Котеночкин: «Ну, погоди!..»; Б. П. Степанцев: «Малыш и Карлсон»; Ф. С. Хитрук «Винни-Пух»; В. И. Попов: «Трое из Простоквашино»; техника «эклер» («ротоскоп»): «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек».
Япония: «аниме»; Хайяо Миядзаки: «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками».
ü объемная (кукольная) мультипликация (в ее основе – покадровая съемка объемных фигур и предметов). Основатель – Владислав Старевич.
Роман Качанов: «Чебурашка»; Гарри Бардин: «Чуча», «Адажио»; Александр Татарский: «Пластилиновая ворона».
Гений кукольной анимации – британский режиссер Ник Парк: «Побег из курятника», «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (4 «Оскара»).
ü перекладная мультипликация: Юрий Норштейн: тотальная анимация (действие на 8 слоях-планах): «Ежик в тумане», «Сказка сказок» (1979) – носит звание «лучший мультфильм всех времен и народов».
ü другие техники мультипликации: теневая; графическая; игольчатый экран (изобретатель – А. А. Алексеев, вошедший в историю мировой анимации под именем Альфеони); техника «черного порошка»; бескамерная; синтетическая; «анимированная живопись» (маслом по стеклу): Александр Петров «Старик и море» (премия «Оскар» в 2000 г).
ü компьютерная анимация (с 1982 г.): интерактивная; программная; спрайтовая; процедурная; морфинг; 3D-анимация («трехмерная»): «Шрек»; flash-анимация: Олег Куваев, «Масяня» и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 624.