Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах

 Предметом семиотики являются любые объекты, которые могут рассматриваться в каче­стве языка. «Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и пе­редачу информации и т. п.». У истоков семиотики – труды философов начала XX века Ч. Пирса и Ф. де Соссюра, первыми исследовавших природу языка, в результате чего начинает складываться новая научная дисциплина, изучающая все знаковые системы. Как самостоятельная наука семиотика возникла в 50-е годы на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. Это был период, когда интенсивно развивались массовые средства коммуникации, особенно печать, радио, кино и телевидение. Большой вклад в развитие науки о знаковых системах культуры внесли многие отечественные и зарубежные исследователи: А. Базен, Р. Барт, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, К. Леви-Строс, Ю. Лотман, Ю. Кристева, Ж. Пиаже, Ю. Тынянов, У. Эко, Р. Якобсон, М. Ямполь ский и др. «Всякая система, служащая целям коммуникации, – утверждает культуролог Ю. М. Лотман, – может быть определена как язык».

Содержание культуры находит выражение в языке. Всякий разговорный язык – система знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают или передают друг другу информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков: язык жестов, дорожные знаки. Языком в широком смысле называют не только разговорный вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.

Культура – мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты; например, кинотекст), в которых закодирована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Основные типы знаков и знаковых систем: естественные (дым, приметы погоды, следы зверей); функциональные знаки (очки, поступки); иконические знаки (знаки-рисунки); конвенциональные знаки (сигналы и индексы); вербальные знаковые системы (естественные языки); знаковые системы записи.

Естественные языки и другие типы знаков – первичные знаковые средства культуры. Вторичные моделирующие системы, вторичные знаковые системы, вторичные языки культуры обладают более сложной структурой, с их помощью строятся модели мира или его фрагменты. Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнообразны: мифология, религия, философия, наука, спорт, реклама, Интернет, искусство.

Языки искусства – художественные языки. Создают многозначные тексты. Применяя методы лингвистики в исследовании языка произведений искусства, культуролог Ю. М. Лотман доказал, что любые культурные явления следует рассматривать как тексты, содержащие информацию и смысл.

 

Библиографический список

1. Аронсон, О. Изобретение чуда // Синий диван / под ред. Елены Петровской. – Москва: Три квадрата, 2004. – №4. – С. 39–58.

2. Аронсон, О. Кино, кинематография // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – Москва : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 233–235.

3. Борев, Ю. Кино // Эстетика : учебник / Ю. Борев. – Москва : Высшая школа, 2002. – С. 200–203.

4. Грэм, Г. От живописи к кинематографу // Философия искусства : введение в эстетику / Гордон Грэм ; пер. с англ. М. О. Васильевой. – Москва : Слово/Slovo, 2004. – С. 120–153.

5. Делез, Жиль. Кино. Кино 1. Образ-движение. Кино 2. Образ-Время / Жиль Делез; пер. с фр. Бориса Скуратова. – Москва: Ад Маргенем, 2004. – 623 с.

6. Жабский, М. Кино и общество: глобализация функционального взаимодействия // Кино в мире и мир в кино. – Москва: Материк, 2003. – С. 48–64.

7. Зонтаг, Сьюзен. Век кино / пер. с англ. Д. В. Кружковой // Киноведческие записки. – 2005. – №74. – С. 58–62.

8. Изволов, Н. Феномен кино: история и теория / Николай Изволов. – 2-е изд., доп. и перераб.– Москва : Материк, 2005. – 164 с., ил.

9. Михалев, В. Определение кино как искусства // Статьи. Интервью. Лекции. Пьесы / Вадим Михалев. – Москва: Типография Новости : Театральная жизнь, 2006. – С. 159–207.

10. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие / науч. ред. И. В. Вайсфельд. – Москва: Просвещение, 1989. – 288 с.

11. Паркинсон, Д. Кино / Дэвид Паркинсон ; пер. с англ. Е. В. Комисарова. – Москва : РОСМЭН, 1996. – 160 с. – (Оксфордская библиотека).

12. Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 287 с. : ил. – (Актуальная культурология).

13. Сальникова, Е. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века / Екатерина Сальникова. – Москва: Прогресс-Традиция, 2013. – 576 с.: ил.

14. Шеметова, М. Н. Искусство кино // Основы теории художественной культуры : учеб. пособие / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – Санкт-Петербург : Лань, 2001. – С. 190–216. – (Мир культуры, истории и философии).

15. Экранная культура. Теоретические проблемы: сборник статей / под ред. К. Э. Разлогова. – Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2012. – 752 с.

16. Экранная культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. – 168 с.

17. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. – М. : Нью Медиа Дженерейшн : Кирилл и Мефодий, 2003. – 8 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (2 л.). – (Современная мультимедиа энциклопедия). – Систем. требования : IBM PC ; Windows 95 и выше ; процессор Pentium 100, 16 Мб ОЗУ ; SVGA 65536 цв. ; 800х600 ; 8 CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 25х20 см.

 

 

Часть I. Основы теории кино

Дата: 2018-11-18, просмотров: 121.