Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирования конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предлагаемые потребности.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Каждый показатель имеет наименование и значение.
Качество товаров зависит от многих факторов, которые можно подразделить на две группы:
1. Факторы, формирующие качество товаров;
2. Факторы, влияющие на сохранность качества товара.
Все эти факторы либо взаимодействуют, либо действуют изолированно.
При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах единого технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
Формирующие факторы — комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к качеству и количеству продукции.
К этой группе факторов относятся проектирование, разработка продукции; сырье; конструкция; технология производства.
К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление.
Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту товара от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения товара (транспортирование, хранение и реализацию).
Элементы упаковки:
•тара
•упаковочные средства
•маркировка (этикетки, листы-вкладыши)
Назначение упаковки:
•сохранять качество и количество товара;
•создавать условия для погрузки и транспортировки
•эффективно и рационально использовать транспортные средства,
складские помещения.
Требования к упаковке.
1.Упаковка должна надежно защищать ЛП от воздействия факторов внешней среды при транспортировании и хранении – О2 и СО2, повышенной и пониженной температуры, УФ-лучей, повышенной влажности, агрессивных сред.
2.Упаковка должна обеспечивать невозможность подделки содержимого, то есть невозможность вскрытия до употребления лекарственного препарата. Такая упаковка называется антиинтрузионной.Антиитрузионность достигается за счёт укупорочных средств.
3.Упаковка должна быть непроницаемой, чтобы избежать миграции препарата в окружающую среду, особенно токсичных лекарственных препаратов.
4.Должна защищать товар от ударов и напряжения.
5.Упаковка должна обеспечивать потребительские свойства товаров:
- соответствовать назначению;
- иметь привлекательный внешний вид, который выполняет рекламные акции;
- быть носителем научной, эстетической и рекламной информации;
- обеспечивать удобство ношения и возможность повторного пользования;
- упаковка должна легко уничтожаться или перерабатываться.
6.Упаковка должна быть экономически целесообразной (не должна стоить дороже товара).
7.Гарантировать от ошибок и неправильностей при отпуске и использовании товара (форма тары, цвет этикетки, дополнительные надписи).
8.Упаковка, по возможности, должна иметь защитные устройства от вскрытия малолетними детьми.
Одно из основных требований к современной упаковке – разработка фирменного стиля.
Классификация упаковки
1. Первичнаяили индивидуальная упаковка (потребительская тара) – имеет непосредственный контакт с товаром=ЛП. Это флаконы, тубы, ампулы, пакеты, контурная упаковка, капсулы и т.д.
2. Вторичнаяупаковка служит для размещения единичной первичной упаковки или она объединяет несколько первичных упаковок. Это картонные коробки, пачки и др.
3. Групповаяупаковка служит для размещения вторичных упаковок. Она обеспечивает надежный учет и контроль товара, т.к. несет соответствующую информацию.
4. Транспортная упаковка – доставляет товар до места назначения. Это фанерные ящики, мешки тканевые и бумажные, бочки, контейнеры. Свободные места в транспортной таре заполняются алигнином, бумагой или полимерной стружкой.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки
- информационная;
- идентифицирующая;
- мотивационная;
- эмоциональная.
Инфopмaцuoнная функциямаркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функциимаркировки и товаросопроводительных документов. Однако в отличие от товаросопроводительных документов маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функциимаркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки. Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
Задания для самостоятельной работы
по темам «Основы товароведения», «Классификация и кодирование», Качество фармацевтических товаров. Технологические методы
Дата: 2018-11-18, просмотров: 276.