Население нашей планеты насчитывающее более 6 миллиардов человек, объединяется в 2 тысячи различных пo своей социоэтнической сущности образований.
Естественно, что характер межэтнических отношений не может быть однопорядковым, регулироваться какими-то едиными, унифицированными способами.
Однако нельзя игнорировать наличие общецивилизованных ориентиров в практике межэтнических отношений:
- уважение прав и достоинств человека независимо от его расовой и национальной принадлежности;
- право каждого человека на освоение и развитие культуры;
- право на свободное распоряжение национальным богатством, на» выбор форм государственного устройства и организации социальной жизни.
Межэтнические конфликты имеют различный характер и могут быть условно разделены на несколько групп:
во-первых, конфликты «неуправляемых эмоций» — бунты, погромы, в основе которых лежат, прежде всего, психологические стереотипы националистического толка, предрассудки или слухи о якобы ущемлении национальных чувств и достоинства граждан. Причем эти конфликты, как правило, определенной цели не имеют. Так, летом 1989 г. погромам подверглись в Фергане исключительно турки-месхетинцы. Почему? Никто с достоверностью не знает. Столь же неясны причины антиармянских настроений в подобных Конфликтах, которые имели место в Душанбе и Оше в конце 80-х годов прошлого века и были связаны с соцнально-экономическими неурядицами. Сегодня зонами повышенного риска являются крупные многонациональные города, особенно их люмпенизированные районы. В случае резкого ухудшения условий жизни, криминогенной ситуации бунты могут вспыхнуть повсеместно, но наиболее опасными являются места концентрации беженцев;
во-вторых, конфликты "политических институтов ("этаполитические конфликты''). Их особенность заключается в том, что они опираются не только; на идеологические доктрины,?но и на мощь политических партий, блоков, институтов, государственной власти, По мере того,, как национальные движения превращались из оппозиционных сил в политическую базу руководителей республик, » сами республики — в независимые государства, территориальные претензии стали проникать в сферу государственной политики;
в-третьих, конфликты "идеологических доктрин" ("этноидеологические конфликты"). Этот тип конфликтов, как правило, всегда имеет Давние исторические Корни: Требования противоборствующих сторон определены в лозунгах, программных документах национальных движений. Пример — идеологическое обоснование требований коренных этносов прибалтийских государств введения законов, ограничивающих Нрава и свободы русскоязычного населения этих стран (составляющих, кстати, около одной трети населения), с тем, чтобы возродить "историческое лицо" коренного этноса. Эти национально-окрашенные политические требования формируются не' стихийно, а отшлифовываются идеологами-теоретиками. И они нашли свое отражение в программных документах правящих политических партий указанных государств, в принятых парламентами законах. Причём, ухудшение социально-экономических и политических условий может усилить распространение подобных идеологических доктрин. Поводами этноидеологических конфликтов могут выступать:
- исторически спорные территории, которые каждая из сторон считает частью своей исторической родины. Пример — конфликт между ингушами и осетинами за Пригородный район Владикавказа или гражданская война в Нагорном Карабахе и Южной Осетии;
- административный статус этнической территории (спор за право быть автономией или независимым государством). По этой причине начались собьггия в Абхазии, Гагаузии, в Приднестровье, Чечне и в других регионах бывшего СССР;
- изменения в ряде регионов этнодемографческой ситуации (увеличение доли пришлого иноэтнического населения). Опасение утраты статуса этнического большинства или стремление возродить этот статус порождают требования защиты прав коренного этноса, скажем, путем введения для него льготных прав. Такие требования встречают понятное противодействие со стороны "некоренных" национальностей. Они породили различные фермы межэтнических конфронтаций в Прибалтике, Молдове, ряде республик Российской Федерации;
- конфликты этнотерриториалъного характера, возникшие как и историческое эхо депортации 1937—1944 годов многих народов СССР. Эти конфликты происходят: в местах насильственного расселения депортированных народов (например, уже упоминавшийся "ферганский погром" турок-месхетинцев); на исторической родине — во время возвращения депортированных. Так, исповедуемая крымскими татарами идея "восстановления исторической справедливости" сталкивается с идеей "сохранения исторической реальности", защищаемой нынешним славянским большинством. Крымской республики.
Все вышеперечисленные разновидности этноидеологических конфликтов объединяет одна особенность: благоговейное до фанатизма отношение участников конфликта к так называемому "историческому праву", а точнее, подмена права гражданского правом родовым, клановым, традиционным.
Кроме того, сегодня возникли новые факторы обострения межэтнических отношений — упразднение ряда национальных образований в Закавказье, срастание "конфликтов эмоций" с "конфликтом идей". Все это не внушает оптимизма в прогнозе развития межнациональных отношений.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 494.