Семья как важнейший социальный институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчевопределяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья преду­сматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандар­тами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти цен­ности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном об­ществе исторически изменяющуюся форму отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санк­ционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между муж­чиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулиро­вались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкциони­рующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществ­ляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, под­ держание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного со­циального статуса членам семьи, воспроизводство социальной струк­туры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейнье ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или же­ной, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

 На­пример, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в част­ности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролево­му статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи нема­ловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого по­ведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потре­бует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансо­вое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

 1) конфликт ролевых обра­зов, что связано с неправильным их формированием у одного или не­скольких членов семьи;

 2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения од­новременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего при­сущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обес­печении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высо­кий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гиб­кому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролево­го конфликта занимают трудности с психологическим освоением ро­ли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недо­статочная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пыта­ется вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспе­чивал экономическую самостоятельность семьи, заменились роле­выми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в произ­водственной, политической деятельности, экономическом обеспече­нии семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функцио­нирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало рос­ту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

  1. Феномен общественного мнения

Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслей с давних времен. Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда.

Н. Макиавелли в своем произведении «Государь» особо взывал на исключительную важность этого феномена. В том смысле, в каком данная категория употребляется нами, встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение этого словосочетания англо-саксонское. И появилось оно в Англии во второй половине 12 века, а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в конце XVIII в. стал общепринятым.

Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф.Гегель. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый — условия существования общественного мнения, второй — объект (содержание) общественного мнения, третий — носитель общественного мнения, четвертый — характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый — соотношение «всеобщего» и особенного мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и соц. групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения — показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом, общественное мнение и общественное сознание находятся южных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, — это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, истори­ей процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей.

 Структура общественного со­знания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенности своего развития и т.д., но прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (дарственными, классовыми, национальными и т.д.). Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной нормы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т.д. Таким образом,  общественное мнение — это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях. 

Эти его качества во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или темы, по которым высказана или может быть высказана точка зрения индивида, групп или более широкой общественности. Бесконечное многообразие событий, фактов, явлений общественной жизни, т.е. исторический процесс развития общества, порождает и многообразие человеческих суждений. В итоге общественное мнение по своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сак, жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров и т.д.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 599.