В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения будет глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряжения работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы обще венных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен; нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных негативных суждений.

Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать, реальную расстановку политических сил. Применять методы социологического анализа можно и при изучении поступающих различные государственные и общественные организации писем населения.

 

 9. Мировое общественное мнение

Необходимо обозначить еще одну сторону рассматриваемого феномена. По проблемам, волнующим все население земного шара, может формироваться мировое общественное мнение являющееся мощным фактором общественно-политической жизни современного человечества. Например, существует сформированное общественное мнение в отношении глобальных общечеловеческих проблем, :как предотвращен экологической катастрофы, термоядерной, химической биологической войны и т.д.

Сегодня надо говорить о формировании сознания широк их масс, формой проявления которого и служит мировое обще венное мнение, имеющее новую качественную определение — демократический характер. Платформой этого движения, к которому примыкают люди разных социальных слоев, вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества — Земли. Число сторонников сохранения жизни на Земле велико. По данным Института Гэллапа, каждые восемь из десяти опрошенных — горючие сторонники этой идеи.

Становление мирового общественного мнения — необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения отношений между высокоразвитыми и развивающимися странами. Это мнение носит по сути социально-политический характер, так как именно такой характер имеют чаще всего сами мировые проблемы, являющиеся предметом мирового общее венного мнения.

Итак, общественное мнение — это состояние массового знания, заключающее в себе скрытое или явное отношений различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Оно выступает в экспрессивно контрольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказываний этот феномен выражается в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях. В зависимости от знака высказываний — в позитив» или негативных вариантах.

В поле зрения общественного мнения попадают лишь проблемы, события, которые вызывают общественный интерес.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем особенности семьи как социального института? Ка­ковы основные формы организации семьи, ее наиболее существенные функции?

2. Почему институт семьи считается базовым в любом обще­стве? Почему люди живут семьями?

3. Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

4. Что такое социальный институт? Опишите каждый элемент социального института.

5. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

6. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова последовательность этого процесса? Наблюдаете ли вы в настоящее время становление новых для российского общества социальных институтов? Если да, то каких?

7. Какие типы функций социальных институтов можно вы­ делить? Как они соотносятся друг с другом? Существует ли иерархия социальных институтов по масштабу подчиненности, общественной значимости? Почему институт семьи является базовым, приоритетным в любом обществе?

8. Какие социальные отношения становятся основой соци­альных институтов? Что должно произойти для институциализации таких отношений?

9. Перечислите основные факторы детерминации общественного мнения.

10. Каков механизм формирования общественного мнения?

11. В чем сущность и содержание общественного мнения?

12. Перечислите основные факторы манипуляции общественного мнения. 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Семья как социальный институт и как малая группа.

2. Структура семьи и модели семьи.

3. Условия стабильности брака и причины развода.

4. Традиционная и современная семья.

5. Современная семья и права ребенка.

6.  Семейная жизнь в России и западных обществах: срав­нительный анализ.

7. Структура социальных институтов, их типология (классифика­ция) и иерархия.

8.  Доминантные социальные институты: семья, власть, собственность.

9. Процесс институционализации и устойчивости общества.

10.  Социальные институты как агенты соци­ального изменения и развития.

11. Функции и закономерности функционирования социальных институтов, источники их развития (или кризиса).

12. Дифференциация и специализация институтов в процессе пере­хода от традиционного общества к современному индустриаль­ному.

13. Особенности социальных институтов как сложных соци­альных образований.

14. Наука и образование как социальные институты.

15. Религия как социокультурный институт.

16. Характеристика основных социальных институтов России.

17. Феномен общественного мнения.

18. Общественное мнение в современной России.

19. Функции общественного мнения.

20. Мировое общественное мнение.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. БитэмД. Бюрократия // Социологический журнал. 1997. .№ 4.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ву­зов. М., 1998. Гл. 4.

3. Демидов A . M . Общественное мнение на пути институционализации // Социологические исследования. 1992. № 12.

4. Жабрее А.А. Современный российский чиновник (наброс­ки к социологическому портрету) // Социологические ис­следования. 1996. № 8.

5. Кравченко К.А. Исследование организаций за рубежом (ана­литический обзор) // Социологические исследования. 1994.№ 8-9.

6. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология:Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М.,1999. Гл.6, §1.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурси Ф. Основы менедж­мента. М, 1994.

8. Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях //Общественные науки и современность. 1998. № 2.

9. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. М., 1996.

10. Пригожин А.И. Современная социология организаций.— М., 2005.

11. Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1 997.

12. Перегудов СП. Институты гражданского общества и государство // Социологические исследования. 1995. № 3.

13. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2002.

14. Социальное управление: Словарь,— М.: Изд-во МГУ, 1994.

15. Социология организаций: Словарь-справочник.— М.: Союз, 1996.

16. Франчук В.М. Основа современной теории организаций. — М, 1995.

17. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.8,9.

18. Щербина В. В. Социология организаций // Социологичес­кие исследования. 1998. № 8.

19. Социология организаций. Словарь-справочник. Автор- В.В. Щербина. М., 1996.Щербина В.В., Попова Е.П. Современные западные концепции структурных изменений в организации//Социс. — 1996. — №1.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 487.