Секретное оружие Китая: EQ и культура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слова «Сделано в Китае» в наши дни значат совсем не то, что значили несколько лет назад. На протяжении долгого времени считалось, что единственным конкурентным преимуществом этой страны был дешевый труд 1,3 миллиарда ее жителей. Американский бизнес не обращал особого внимания на трудовые ресурсы Китая, что не позволило ему своевременно заметить, как у китайских работников вырос уровень мастерства, а это привело к возникновению огромной конкурентной угрозы для американской экономики. Как же это получилось?

Даже и не стоит вспоминать о том, что компания Wal-Mart ежегодно импортирует китайских товаров на 25 миллиардов долларов – это уже не новость ни для кого. В наши дни Китай обладает достаточным числом компетентных работников, способных эффективно работать в таких секторах экономики, как финансы, телекоммуникации и компьютерная отрасль. Вы удивлены? Не стоит. В 2004 году китайский компьютерный гигант Lenovo заплатил 1,25 миллиарда долларов за компанию IBM. В 2005 году американские инвесторы бились за то, чтобы получить доступ к крупнейшему на тот момент открытому размещению акций, проводившемуся китайским банком с размером активов 521 миллиард долларов. Это размещение было первым примером предложения акций китайской компании на мировом рынке. Стоит отметить, что, несмотря на огромные размеры, этот банк является лишь третьим по величине в Китае. Пока еще не произошло значительного смещения вектора экономической силы, однако надо помнить о том, что именно Китай является основным кредитором США. Спящий гигант начинает просыпаться.

Несколько лет назад исследователи из TalentSmart® решили выяснить, какую роль играет EQ в процессе колоссального изменения роли Китая от поставщика недорогих комплектующих к позиции лидера в области наукоемких технологий. Мы провели все лето 2005 года, измеряя степень EQ у 3000 руководителей китайских компаний. Наши неожиданные выводы позволили выявить главный секретный ингредиент экономического успеха Китая, который представляет собой серьезную угрозу для способности Америки конкурировать на мировом рынке. Мы говорим о дисциплине. В среднем американские руководители уступали китайским не менее 15 баллов при оценке навыков управления собой и управления отношениями.

Китайские менеджеры, участвовавшие в исследовании, предстали в виде группы доморощенных талантов. Все 3000 участников были выходцами из частного и государственного сектора. Тестирование Emotional Intelligence Appraisal® шло на китайском языке. Оценка самовосприятия и социальной восприимчивости лишь немного превышала аналогичный показатель выборки из США. Иными словами, можно сказать, что со статистической точки зрения китайские и американские руководители стоят примерно на одном и том же уровне. Это означает, что руководители в обеих странах обладают примерно одинаковым уровнем восприимчивости в области эмоций (как собственных, так и присущих другим людям), однако китайские руководители в большей степени используют эту восприимчивость в своих интересах – а в результате действия говорят громче любых слов.

 

 

Китайским менеджерам присущ ряд качеств, которые американцы лишь в наши дни начинают включать в свои модели компетентности компании. Американским руководителям нравится излагать принципы корпоративного поведения на бумаге, однако они не торопятся воплощать эти принципы на практике. Американские руководители склонны много и энергично говорить о том, как важно получать обратную связь, работать в команде, лучше знать своих коллег и направлять всю энергию на исполнение взятых на себя обязательств.

Однако для Китая придание бизнесу характера личных отношений отнюдь не является чем-то новым. Для руководителей совершенно нормально собираться с подчиненными на деловые обеды и обсуждать на них тенденции развития бизнеса, карьерные ожидания и семейные вопросы. Люди воспринимают поведение своих начальников как пример для принятия решений, выстраивания связей и улучшения. И неисполнение этих требований создает у людей чувство стыда, потому что они на самом деле относятся к этому очень серьезно.

Последствия этой модели для всего остального мира понятны: либо вы начнете обращать внимание на управление эмоциями, либо начнете страдать от последствий бездействия. Неважно, пытается ли какая-то страна сохранить свое глобальное конкурентное лидерство или лишь собирается его завоевать. В обоих случаях ей не стоит недооценивать связь между EQ и экономическим процветанием. В этом вопросе у Китая может быть небольшое преимущество, связанное с традициями культуры, в которой выросли китайские менеджеры. Если вы воспитываетесь в рамках культуры, в которой эмоциональные взрывы и стремление к безграничному самоудовлетворению не только не поощряются, но и являются постыдными, то ваше воспитание, вне всякого сомнения, повлияет на то, каким образом вы будете управлять самим собой и другими. Как уже говорилось выше, EQ подвержен огромному влиянию культуры в обществе. Вопрос заключается только в том, способствует ли культура развитию или торможению эмоционального интеллекта.

Старая китайская пословица гласит: «Дайте человеку удочку, и он сможет ловить себе рыбу раз в неделю. Скажите ему о том, какую наживку использовать, и он сможет ловить себе рыбу каждый день. Покажите ему, где и когда нужно заниматься ловлей, и он сможет обеспечить себя рыбой на всю жизнь». Смысл этой пословицы заключается в том, что человек без удочки, наживки и знания о том, что и как делать, сталкивается с риском голодной смерти. Точно таким же образом эмоционально неграмотные люди, плохо понимающие, где и как эмоции влияют на их собственную жизнь, будут испытывать огромные сложности на пути достижения успеха. С другой стороны, люди, способные использовать правильные инструменты и стратегии для контроля за своими эмоциями, встают на дорогу процветания. Это справедливо как для отдельных людей, так и для организаций и даже целых государств.

Послесловие: EQ и будущее

Сделанные нами выводы способны вдохновить людей на правильные действия, но в них также содержится и серьезное предупреждение. Последовательный рост показателя EQ на протяжении пяти лет и его внезапное падение в 2008 году, а также заметные изменения уровня EQ на разных этапах карьеры показывают, что эмоциональный интеллект представляет собой качество, которому можно научиться – но которое можно и игнорировать. Вы можете усердно заниматься спортом все лето, сбросить вес, а потом снова набрать его за рождественским столом. Точно так же вы можете прилагать огромные усилия для развития навыков EQ, а потом потерять все плоды своей победы. Именно по этой причине мы рекомендуем перечитывать эту книгу и заново оценивать развитие соответствующих навыков и стратегий не реже раза в год.

Если вы начинаете заниматься гольфом или игрой на фортепиано, а, достигнув определенных успехов, через полгода бросаете занятия, то вы не рассчитываете на то, что ваши навыки сохранятся на всю жизнь, правда? То же самое справедливо в отношении развития навыков EQ. Если вы отступите и сознательно прекратите развивать свои навыки, то рано или поздно столкнетесь с ситуацией, когда сложные обстоятельства возьмут над вами верх и вы потеряете контроль над собой. Вы моментально попадете в лапы старых дурных привычек. Навыки эмоционального интеллекта сложно выработать, но легко потерять. Однако постоянная работа над ними приведет не только к росту вашего благосостояния, но и к улучшению отношений и к повышению качества ваших решений. А все это сделает вашу жизнь более приятной и радостной.

Комментарии к Эпилогу

Вопросы для обсуждения при групповом чтении

Обсуждение вопросов, связанных с EQ, позволит вам преодолеть пропасть между процессами чтения и применения на практике. Используйте приведенные ниже вопросы для начала осмысленного диалога и улучшения понимания того, как стоит применять четыре навыка EQ в вашей повседневной жизни.

 

1. Какая доля участников обсуждения была знакома с понятием «эмоциональный интеллект» до момента прочтения книги «Эмоциональный интеллект 2.0»?

2. Если понятие EQ является для вас совершенно новым, то что показалось вам наиболее важным в процессе чтения книги «Эмоциональный интеллект 2.0»?

3. Что оказалось самым важным выводом для тех, кто был знаком с понятием EQ перед чтением книги?

4. Случалось ли вам испытывать ощущение «эмоционального угона», подобное тому, которое испытывал Буч Коннор во время схватки с акулой?

5. Какие физические симптомы проявляются у вас при тех или иных эмоциях? Например, при гневе вы краснеете.

6. Какие фундаментальные изменения в себе вы хотели бы произвести, если бы знали, что эти изменения возможно произвести на физическом уровне? На что вы хотели бы натренировать мозг?

7. Можете ли вы привести пример из собственной жизни, когда вы пытались разобраться со своими эмоциями или управлять ими? Был ли у вас в жизни случай, когда вы пытались разобраться в чувствах других людей?

8. Насколько эмоционально насыщенной является ваша работа? Заметили ли вы при чтении книги какие-нибудь подсказки или советы, способные помочь вам в работе в последующие шесть месяцев? А на следующей неделе?

9. Замечаете ли вы проявления EQ в окружающей жизни? Обсудите поведение политиков, знаменитостей, спортсменов и т. д.

10. Можете ли вы вспомнить какую-нибудь историческую фигуру, поведение которой определялось наличием или отсутствием способности управлять эмоциями?

11. В целом лишь 36 % людей способны осознать свои эмоции в момент их возникновения. Как вы думаете, почему? Возможно ли улучшить подобное положение дел?

 

Участники групп, решившие пройти тест на определение EQ перед собранием, могут принести на собрание свои результаты и обсудить их с помощью следующих вопросов.

 

12. Не указывая конкретные баллы, расскажите, какой из ваших навыков EQ был оценен наиболее высоко?

13. Какой из навыков EQ был отмечен самой низкой оценкой? Какие стратегии вы будете применять для улучшения этого навыка?

14. В чем могут состоять основные проблемы для вас при практическом применении того или иного навыка EQ?

15. Возможно, вам будет интересно узнать от других участников группы о том, как они:

• работают над повышением степени самовосприятия;

• управляют собой;

• учитывают чувства или эмоции других людей;

• управляют отношениями.

 

16. Обсудите в группе следующие выводы исследований:

• степень EQ повышается с возрастом;

• основной разрыв в навыках EQ между беби-бумерами и поколением Y связан с навыком управления собой;

• у женщин и мужчин наблюдается примерно одинаковая средняя оценка степени самовосприятия. У мужчин чуть выше значение навыка управления собой, а у женщин – навыков социальной восприимчивости и управления отношениями;

• CEO и другие руководители компаний имеют в среднем самые низкие значения EQ.

Комментарии

Путешествие

История нападения акулы на Буча Коннора взята из крайне интересной книги под редакцией Paul Diamond Surfing’ s Greatest Misadventures: Dropping in on the Unexpected, содержащей множество реальных историй (Seattle: Casagrande Press, 2006). Книга доступна в интернете по адресу www.casagrandepress.com/sgm.html. Вторым источником стала статья Demian Bulwa «Surfer goes toe-to-toe with shark» в газете The San Francisco Chronicle (31 мая 2004 г.).

Ученый В. И. Пейн впервые использовал термин «эмоциональный интеллект» в своей работе «A study of emotion: Developing emotional intelligence: Self integration; relating to fear, pain and desire». Doctoral thesis, The Union Institute, Cincinnati, OH (1988).

К наиболее известным исследованиям в области эмоционального интеллекта можно также отнести: Yale University: Jack Mayer и др., «Perceiving affective content in an ambiguous visual stimuli: A component of Emotional Intelligence», Journal of Personality Assessment, 54 (1990). Связь между эмоциональным интеллектом и степенью успешности была отмечена в работе Jack Mayer and Peter Salovey, «The intelligence of emotional intelligence», Intelligence, 17 (1993).

Связь EQ с уровнем благосостояния исследована в статьях J. Mayer and A. Stevens, «An emerging understanding of the reflective (meta) experience of mood», Journal of Research in Personality, 28 (1994), Gibbs, Nancy «The EQ Factor». Time (31 мая 2004 г.)

Travis Bradberry and Jean Greaves, The Emotional Intelligence Quick Book (New York: Simon & Schuster, 2005).

Назад к главе «Путешествие»

Большая картина

Таблица чувств модифицирована и воспроизводится с разрешения Джулии Уэст. Изначальный вариант таблицы находится на ее сайте, посвященном исследованиям художественной литературы и расположенном по адресу http://www.sff.net/people/julia.west/CALLIHOO/dtbb/feelings.htm.

Термин «эмоциональный угон» впервые использован в книге Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (М.: Манн, Иванов и Фербер. М., 2013).

Тенденция повышения уровня EQ у сотрудников компаний вслед за коллегами отмечена Neil M. Ashkanasy, «The case for emotional intelligence in workgroups» в презентации на ежегодной конференции Society for Industrial and Organizational Psychology (апрель, 2001).

Превосходство эмоционального интеллекта над 33 другими лидерскими навыками было рассмотрено в книге Travis Bradberry, Self-Awareness: The Hidden Driver of Success and Satisfaction (New York: Putnam, 2009).

Связь между уровнем EQ и карьерным ростом, а также высокий уровень EQ у результативных сотрудников отмечены в книге Travis Bradberry, Jean Greaves The Emotional Intelligence Quick Book (New York: Simon & Schuster, 2005).

Связь между EQ и величиной годовой зарплаты описана в статье N. Tasler, Т. Bradberry «EQ = $», TalentSmart Update (2009). Статья доступна по адресу http://www.talentsmart.com/learn/online_whitepaper2.php?title=EQ_MONEY&page=1.

Назад к главе «Большая картина»

Дата: 2018-09-13, просмотров: 464.