Особенность административно-правового статуса названных органов, в основном, определяется тем, что они, осуществляя местное самоуправление, одновременно осуществляют государственное управление в пределах полномочий, делегированных органами исполнительной власти. Иными словами, будучи органами местного самоуправления, они одновременно являются органами государственного управления. Именно с этой позиции и будет рассматриваться их административно-правовой статус.
Правовые основы органов местного самоуправления определяют Конституция Украины и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года. В соответствии с действующим законодательством местное самоуправление — это гарантированное государством право и реальная возможность территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города — самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции Украины и законов Украины.
Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельский, поселковый, городской совет и его исполнительные органы, а также через районный и областной совет, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов.
Административно-правовой статус органов местного самоуправления характеризуется тем, что:
а) они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти и взаимодействуют с ними на основе норм права.
б) их общий статус, система и гарантии деятельности, принци-пы организации и полномочия определяются правом;
в) они могут наделяться делегированными государственными полномочиями. Делегированные полномочия — это полномочия органов исполнительной власти, предоставленные органам местного самоуправления законом, а также полномочия органов местного самоуправления, которые передаются соответствующим местным администрациям по решению районных, областных советов.
— рассмотрение и согласование планов предприятий, учреждений и организаций, не являющихся коммунальной собственностью соответствующих территориальных громад, осуществление которых может вызвать отрицательные социальные, демографические, экологические и прочие последствия, подготовка выводов по ним и внесение предложений в соответствующие органы
— статистический учет граждан, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории;
— осуществление, в соответствии с законом, контроля за соблюдением обязательств относительно платежей в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
— осуществление, в соответствии с законом, контроля за соблюдением цен и тарифов;
— содействие осуществлению инвестиционной деятельности на соответствующей территории;
— согласование в установленном порядке кандидатур для назначения на должность руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, которые находятся в государственной собственности;
— осуществление мероприятий по расширению и усовершенствованию сети предприятий жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, развития транспорта и связи;
— осуществление, в соответствии с законодательством, контроля за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, связи, а также контроля за техническим состоянием, использованием и содержанием других объектов недвижимого имущества всех форм собственности;
— принятие решений об отмене данного им разрешения на эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных правил, других требований законодательства;
— осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
— установление, по согласованию с собственниками, удобного для населения режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности;
— учет, в соответствии с законом, жилого фонда, осуществление контроля за его использованием;
— предоставление в соответствии с законом гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатного или по доступной для них цене жилья;
— осуществление контроля за состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности;
— выдача ордеров на заселение жилой площади в домах государственных и коммунальных организаций;
— учет нежилых помещений на соответствующей территории, независимо от форм собственности, внесение предложений их собственникам по использованию таких помещений для удовлетворения потребностей территориальной громады;
— учет и регистрация в соответствии с законом объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности;
— принятие в эксплуатацию объектов завершенного строительства в порядке, установленном законодательством;
— организация работы, связанной с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов;
— организация охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, архитектуры и градостроительства, дворцово-парковых, парковых и усадебных комплексов, естественных заповедников;
— решение, в соответствии с законодательством, споров по вопросам градостроительства;
— обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступного и бесплатного образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языках, изучения родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или при участии национально-культурных обществ;
— обеспечение, в соответствии с законом, развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и усовершенствования сети образовательных и лечебных учреждений всех форм собственности, физической культуры и спорта, определение потребности и формирование заказов на кадры для этих учреждений, заключение договоров на подготовку специалистов, организация работы относительно усовершенствования квалификации кадров;
— обеспечение, в соответствии с законодательством, льготных категорий населения лечебными средствами и изделиями медицинского назначения;
— организация учета детей дошкольного и школьного возраста;
— предоставление помощи выпускникам школ в трудоустройстве;
— обеспечение школьников, обучающихся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками, создание условий для самообразования;
— организация работы по предотвращению беспризорности несовершеннолетних;
— решение, в соответствии с законодательством, вопросов о полном государственном содержании детей-сирот и детей, которые осталось без опеки родителей, в школах-интернатах, детских домах, в том числе семейного типа, профессионально-технических учебных заведениях и содержании за счет государства лиц, страдающих недостатками физического или умственного развития, которые не могут учиться в массовых учебных заведениях, в специальных учебных заведениях; о предоставлении гражданам льгот на содержание детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также относительно оплаты питания детей в школах (группах с продленным днем);
— решение вопросов о предоставлении несовершеннолетним, студентам, пенсионерам и инвалидам права на бесплатное и льготное пользование объектами культуры, физкультуры и спорта, а также определение порядка компенсаций этим учреждениям стоимости услуг, предоставленных бесплатно или на льготных условиях;
— обеспечение охраны памятников истории и культуры, сохранение и использование культурного достояния;
— регистрация, в соответствии с законодательством, уставов (положений) расположенных на соответствующей территории учреждений здравоохранения, учебно-воспитательных, культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных учреждений независимо от форм собственности; внесение предложений в соответствующие органы о лицензированиииндивидуальной предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;
— осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизведением лесов;
— регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, заверяющих право собственности и право пользования землей;
— организация и ведение земельно-кадастровой документации;
— согласование вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов общегосударственного значения;
— разрешение земельных споров в порядке, установленном законом;
— осуществление необходимых мероприятий по ликвидации последствий экологических катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, других чрезвычайных ситуаций, информирование о них населения, привлечение в установленном законом порядке к этим работам предприятий, учреждений и организаций, а также населения;
— определение территории для складирования, хранения или размещения производственных, бытовых и других отходов в соответствии с законодательством;
— подготовка выводов о предоставлении или изъятии в установленном законом порядке земельных участков, которое проводится органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
— согласование проектов землеустройства;
— осуществление контроля за выполнением проектов и схем землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства;
в сфере социальной защиты населения:
— подготовка и представление на утверждение совету территориальных программ занятости и мероприятий по социальной защищенности разных групп населения от безработицы, организация их выполнения; участие в разработке территориальных программ занятости населения, которые утверждаются, соответственно, районными, областными советами;
— обеспечение осуществления предусмотренных законодательством мероприятий по улучшению жилых и материально-бытовых условий инвалидов, ветеранов войны и труда,— решение, в соответствии с законодательством, вопросов о предоставлении льгот и помощи, связанных с охраной материнства и детства;
— решение, в установленном законодательством порядке, вопросов опеки и попечительства;
— представление, в соответствии с законодательством, единовременного пособия гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия;
— решение, в соответствии с законодательством, вопросов о предоставлении компенсаций и льгот гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также ученической и студенческой молодежи в свободное от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к коммунальной собственности, а также по договорам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к другим формам собственности;
— осуществление контроля за обеспечением социальной защиты работников, занятых на работах с вредными условиями труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также за качеством проведения аттестации рабочих мест, условиями труда и предоставлением трудящимся, в соответствии с законодательством, льгот и компенсаций за работу с вредными условиями;
— бронирование в порядке, установленном законом, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных конкурировать на рынке труда, определение нормативов таких рабочих мест; принятие решений о создании на предприятиях, в учреждениях и организациях специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью, организация профессиональной подготовки этих лиц; согласование ликвидации таких рабочих мест;
— государственная регистрация местных благотворительных организаций и фондов, других неприбыльных организаций;
в сфере внешнеэкономической деятельности:
— организация и контроль пограничной и прибрежной торговли;
— создание условий для надлежащего функционирования таможенных органов, содействие их деятельности;
— обеспечение на соответствующей территории, в пределах предоставленных полномочий, реализации международных обязательств Украины;
— содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенную) службу, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных войсковых сборов;
— обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;
— бронирование рабочих мест для военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с законодательством;
— организация и участие в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской обороной, на соответствующей территории;
— решение, в соответствии с законодательством, вопросов, связанных с предоставлением военным частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных сил Украины служебных помещений и жилой площади, других объектов, комму-
нально-бытовых услуг; осуществление контроля за их использованием, предоставлением услуг;
— содействие организации производства и поставкам в войска предприятиями и организациями, являющимися коммунальной собственностью, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;
— осуществление мероприятий по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов пропуска через государственную границу Украины;
— содействие Погранвойскам в поддержании соответствующего режима на государственной границе;
— осуществление мероприятий по военно-патриотическому воспитанию населения;
по обеспечению законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан:
— обеспечение требований законодательства о рассмотрении обращений граждан, осуществление контроля за состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
— применение в случае стихийного бедствия, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций необходимых мер по обеспечению общественного и государственного порядка, жизнедеятельности предприятий, учреждений и организаций, спасению жизни людей, защите их здоровья, сохранению материальных ценностей;
— решение, в соответствии с законом, вопросов о проведении собраний, митингов, манифестаций и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий; осуществление контроля за обеспечением общественного порядка при их проведении;
— рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к их ведению; создание административных комиссий и комиссий по вопросам борьбы с преступностью, направление их деятельности;
— совершение нотариальных действий по вопросам, отнесенным законом к их ведению, регистрация актов гражданского состояния;
— осуществление в установленном порядке государственной регистрации предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на соответствующей территории, а также положений об организациях арендаторов;
— регистрация, в установленном порядке, местных объединений граждан, органов территориальной самоорганизации населения, которые создаются и действуют в соответствии с законодательством.
Важной составной административно-правового статуса органов местного самоуправления является наделение их государственными контрольными полномочиями. Они осуществляют контроль за: соблюдением цен и тарифов, соблюдением законодательства о защите прав потребителей; состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства; за обеспечением надежности и безопасности домов и сооружений, независимо от форм собственности; за соблюдением земельного и природо-охранного законодательства и т. Д
Административная правосубъектность органов местного самоуправления проявляется в том, что сельский, поселковый, городской совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты управления в форме решений. Решения принимаются открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием на его пленарных заседаниях. В случае несогласия решение может быть остановлено сельским, поселковым, городским головой в пятидневный срок с момента его принятия с предоставлением обоснованных замечаний. В таком случае совет обязан в двухнедельный срок повторно рассмотреть решение. Если совет отклонил замечания головы и подтвердил предыдущее решение двумя третями депутатов от общего состава совета, оно вступает в силу. Следует отметить, что решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие. Сельский, поселковый, городской голова, председатель районного, областного совета в пределах своих полномочий издают распоряжения. Акты управления органов местного самоуправления, принятые в пределах предоставленных полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, а также гражданами, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории. За невыполнение вышеназванных решений предусматривается юридическая ответственность. В частности, административная ответственность наступает в случаях, предусмотренных статьями 5, 107, 152, 159, 182 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.
Предприятия и учреждения различаются по назначению.
В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.
Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей социально-культурные или административно-политические функции. Учреждениями создаются ценности, в общем,
Учреждения могут быть государственными, коммунальными.
7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:
— создания предприятия или учреждения;
— государственной регистрации предприятия или учреждения;
— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;
— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;
— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.1
Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.