Глава 1. Предмет, метод и система административного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Предмет, метод и система административного права

Система административного права

Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

По общепринятой в теории права тенденции, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. И Общая, и Особенная части административного права состоят из отдельных административно-правовых институтов.

Административно-правовой институт — это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как:

— административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

— административно-правовой статус государственных органов;

— административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

— формы и методы государственного управления;

— способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

— административное принуждение;

— административная ответственность;

— административно-процессуальное право (в отдельных учебниках по административному праву данный институт часто называют «административный процесс»).

Особенная часть состоит из таких основных правовых институтов:

— управление в экономической сфере;

— управление в социально-культурной сфере;

— управление в административно-политической сфере.

Глава 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Раздел. Субъекты административного права

Глава 5 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Административно-правовой статус Кабинета Министров как высшего органа в системе органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти представляют собой определенную систему, в которой принято выделять структурные звенья трех организационно-правовых уровней1:

— высший уровень — Кабинет Министров Украины

— центральный уровень — министерства, государственные комитеты, иные центральные органы со специальным статусом;

— местный или территориальный уровень — , областные, районные городские государственные администрации;

— органы специальной отраслевой и функциональной компетенции: непосредственно подчиненные центральным органам исполнительной власти, а также пребывающие в так называемом двойном подчинении, поскольку одновременно подчиняются центральному и местному органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти можно классифицировать на различные виды, в зависимости от критерия классификации, а именно:

а) от объема и характера компетенции: общей компетенции (КМУ, местные государственные администрации), отраслевой компетенции (Министерство обороны, Министерство образования и науки и др.)> специальной компетенции (Министерство экономики, Министерство финансов и др.);

б) от порядка решения вопросов: единоначальные (министерство, комитет и др.) и коллегиальные (КМУ, СМ АРК и др.);

в) от предмета направленности компетенции: органы управления экономической сферой, органы управления социально-культурной сферой, органы управления административно-политической сферой;

г) от объема полномочий по территории: центральные (КМУ, министерства, комитеты) и местные (государственные администрации);

д) от характера полномочий: министерства; государственные комитеты (государственные службы), центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

По своему статусу Кабинет Министров  является высшим органом в системе органов исполнительной власти и, как Правительство, возглавляет эту систему. Он осуществляет исполнительную власть как непосредственно, так и через центральные и местные органы исполнительной власти, направляя, координируя и контролируя деятельность этих органов.

Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений

Предприятия и учреждения являются разновидностями организаций, которые осуществляют экономические, социально-культурные и прочие функции с целью удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства. Они не являются субъектами государственного управления и не имеют юридически властных полномочий.

Предприятия и учреждения различаются по назначению.

В соответствии с Законом «О предприятиях в Украине» от 1991 года с дальнейшими изменениями и дополнениями, предприятие — это самостоятельный уставной хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей социально-культурные или административно-политические функции. Учреждениями создаются ценности, в общем,

Учреждения могут быть государственными, коммунальными.

7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений

Административно-правовой статус предприятий и учреждений — это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие или учреждение приобретает и реализует в процессе осуществления следующих действий:

— создания предприятия или учреждения;

— государственной регистрации предприятия или учреждения;

— получении лицензии на занятие определенными видами деятельности;

— определении круга вопросов и полномочий государственных органов по отношению к предприятию;

— ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности и т. п.1

Административно-правовой статус государственных предприятий не является одинаковым, он зависит от правового режима имущества предприятия.

Глава 1. Предмет, метод и система административного права

Дата: 2018-11-18, просмотров: 411.