Камеральная налоговая проверка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Камеральная налоговая проверка — форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты, носящая периодический характер.

Процедурная сторона камеральной налоговой проверки описана в ст. 88 НК РФ. Она осуществляется в налоговом органе в день поступле­ния налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов или в последующие периоды. Камеральная налоговая проверка проводится в отношении всех налогоплательщиков без специального решения руководителя налогово­го органа.

Задачами камеральной проверки являются:

1. визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

2. проверка правильности составления расчетов по налогам;

3. логический контроль и взаимная увязка показателей, содержа­щихся в отчетности и налоговых расчетах;

4. предварительная оценка достоверности отчетности и налоговых расчетов.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, слу­жащих основанием для исчисления и уплаты налога. Продление срока проведения такой проверки не допускается. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнитель­ные сведения, получить документы, подтверждающие правильность ис­числения и своевременность уплаты налогов.

Результаты камеральной налоговой проверки. В ходе камераль­ной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречиях сведений, содержащихся в представленных докумен­тах, сообщают налогоплательщику с требованием внести соответству­ющие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам ка­меральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется заключение, согласно которому может быть вы­явлена необходимость проведения последующей выездной проверки.

Возможно также применение санкций за правонарушения, которые не требуют документального подтверждения. Так, руководитель на­логового органа вправе наказать налогоплательщика за несвоевремен­ное предоставление необходимых документов.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — форма налоговой проверки, осуще­ствляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно у налогоплательщика. Основанием для такой проверки является решение руководителя налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки оговорен в ст. 89 НК РФ.

Выездная проверка проводится не чаще одного раза в год в соответ­ствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. Дея­тельность организации проверяется от даты предыдущей документаль­ной проверки до даты составления последнего бухгалтерского отчета, но не более трех последних календарных лет.

Установлена продолжительность проверки — не более двух меся­цев. При наличии у организации филиалов и представительств срок увеличивается на один месяц на проверку каждого такого структурно­го подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплатель­щика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нало­говый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но он вправе проверять филиалы и представи­тельства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых ор­ганов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и изъятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия документов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований. Копия акта об изъятии передается налогоплательщику, который имеет право де­лать замечания по форме и существу содеянного и требовать внесения этих замечаний в акт (ст. 89 НК РФ).

Экспертиза проводится в соответствии со ст. 95 НК РФ в случае, если для решения вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, осу­ществляется на основании ст. 90 НК РФ. Кроме того, в ходе проверки могут принимать участие специалисты, переводчики, понятые для со­вершения ими процессуальных действий — осмотра помещений, выем­ки документов и т. д. (такие действия регулируются ст. 96-98 НК РФ).

Достоверность фактов хозяйственной деятельности организации ус­танавливается двояко:

1. путем формальной и арифметической проверки, когда проверяю­щие удостоверяют не только правильность заполнения всех рек­визитов документов, но и подсчетов в них;

2. путем встречных проверок, когда учетные данные организации све­ряются с соответствующими данными организации-контрагента.

Следует отметить, что нарушение процессуальных правил (в частно­сти, порядка и условий привлечения специалистов, свидетелей и т. д.) может привести к тому, что данные, полученные налоговыми органами с нарушением этих правил, не будут обладать доказательной силой при решении вопросов о взыскании налога или привлечении к ответствен­ности.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к дан­ному виду документа, приведены в ст. 99 Н К РФ.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом на­логовой проверки уполномоченными должностными лицами налого­вых органов не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных (ст. 100 НК РФ). Форма и требования к составле­нию акта устанавливаются Федеральной налоговой службой.

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонаруше­ний, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявлен­ных нарушений;

3. ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие соот­ветствующую ответственность.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогопла­тельщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается со­ответствующая отметка.

Акт налоговой проверки передается руководителю организации-нало­гоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или пересылается по почте заказным письмом.

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налого­вой проверки, то он вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяс­нить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые с его точки зрения документы).

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки производится в соответствии со ст. 101 НК РФ. Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяе­мого производство по делу не приостанавливается. На основании ре­шения о привлечении налогоплательщика к ответственности за со­вершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом.

В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение. При невыполнении налогоплательщиком доб­ровольно требования об уплате налоговый орган обращается с иско­вым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций.

Налогоплательщик также может быть привлечен к административной ответственности. В этом случае уполномоченное должностное лицо на­логового органа составляет протокол об административном правонару­шении, на основании которого налоговые органы производят действия в соответствии с административным законодательством РФ.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 239.