В условиях все более возрастающей интеграции государств возникают проблемы регулирования различного рода отношений между ними. Определенные моменты, требующие юридического решения, существуют и в налоговой сфере. К ним относятся проблемы:
1. устранения многократного налогообложения;
2. избежание дискриминации налогоплательщиков;
3. гармонизации налоговых систем, налогового законодательства,налогообложения инвестиционной деятельности;
4. предотвращения уклонения от налогообложения.
Наибольшую конфликтность и соответственно необходимость постоянного разрешения имеет проблема многократного налогообложения. Существует международное юридическое и экономическое многократное налогообложение.
Международное юридическое многократное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность налогового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложения и сроков уплаты налогов. Излишнее налогообложение сдерживает деловую активность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.
Многократное налогообложение возможно, когда одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения дохода. Также излишнее налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим резидентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.
Противовесом многократного налогообложения выступает антиналогообложение, которое означает не включение объекта или субъекта налогообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Такая ситуация приводит к отсутствию или уменьшению налогообложения, что в конечном итоге сказывается на снижении интереса предпринимателя к участию в развитии национальной экономики.
Для устранения многократного юридического налогообложения применяются как односторонние меры, связанные с нормами внутреннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвенций.
Существуют следующие методы устранения двойного налогообложения:
распределительный метод (принцип освобождения). В соответствии с этим методом одно государство не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в другом государстве. В договорах между сторонами приводится закрытый перечень доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;
налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что одно государство исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупного дохода, включая доход, полученный в другом государстве, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных во втором государстве;
налоговая скидка уменьшает облагаемую базу на сумму уплаченного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как расход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложению доходов.
Международное экономическое многократное налогообложение связано с обложением у разных налогоплательщиков одной и той же налоговой базы сопоставимыми налогами. Так, например, излишнее налогообложение может возникнуть в случае обложения налогом на прибыль компании и затем дивидендов, полученных ее акционерами.
Избежание дискриминации налогоплательщиков предполагает, в частности, не ухудшение условий налогообложения, действующих в конкретном государстве относительно иностранных субъектов по сравнению с субъектами национального права. Так, в п. 2 ст. 3 НК РФ говорится, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев».
Другим, не менее важным и проблематичным направлением деятельности современных государств является гармонизация налоговых систем и налоговой политики, охватывающая унификацию основных показателей налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного многократного налогообложения и налогообложение инвестиционной деятельности.
Ярким примером гармонизации налогообложения является политика, проводимая в странах — участниках Европейского Союза (ЕС). Так, в ходе согласования налогового законодательства этих стран была проведена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (например, на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. Возникла идея постепенного перехода от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом. Унификация затрагивает и корпоративное налогообложение. В странах — участницах ЕС установлен средний уровень налога на корпорации в пределах 30-40%. С 2005 г. на территории ЕС введена в действие Директива об инвестициях, предусматривающая, что налоговые органы каждой из стран Союза будут осведомлены о доходах своих граждан, полученных в других странах сообщества. Вводится единый европейский подоходный налог.
Наряду с унификацией конкретных видов налогообложения производится универсальная унификация налоговых систем. Так, в 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса, который определяет современное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран, приводит рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматривает вопросы создания эффективного налогового аппарата.
Таким образом, международное налоговое право — отрасль права, которая регулирует международные налоговые отношения по устранению многократного налогообложения, избежанию дискриминации налогоплательщиков, гармонизации налоговых систем и налогового законодательства, предотвращению уклонения от налогообложения с помощью национальных и международных правовых норм.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 246.