Цель занятия: Ознакомиться с темой «Предмет и методология».
Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.
Задания СРС
1. Ответить на вопросы для самоконтроля
2. Выполнить предлагаемые задания
3. Ответить на тестовые вопросы
4. Составить глоссарий по теме.
5. Написать академическое эссе по научным школам экономистов, являющимися основными этапами развития экономической теории (меркантилизм, физиократизм, марксизм, неоклассическая теория, кейнсианство, институционализм).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие этапы прошла в своем развитии экономическая наука? Охарактеризуйте каждый из них
2. Что является предметом микроэкономической теории? Какие функции выполняет микроэкономика?
3. Охарактеризуйте экономические законы и экономические категории
4. Какие методы научного познание используются в микроэкономике?
Задания.
1. Поставьте в соответствии понятия и определения:
А. Экономическая теория
Б. Экономика
В. Политическая экономия
1……исследует экономические закономерности хозяйственной жизни, управление фирмами в целях максимизации прибыли.
2……изучает отношение между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
3……имеет предметом исследования поведение людей в сфере производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ при оптимальном использовании ограниченных ресурсов.
2. Перечисленные категории: спрос, цена, предложение, конкуренция, экономический рост, безработица, заработная плата, международное разделение труда, общий уровень цен, совокупный спрос, совокупное предложение, инфляция, протекционизм, либерализация, ценообразование распределите по структуре экономической теории.
№ | Структура экономической теории | Категории |
1. | Микроэкономика | |
2. | Макроэкономика | |
3. | Мировая экономика |
3. Определите позитивные и нормативные утверждения.
№ | Утверждения | Ваш выбор: позитивная или нормативная экономика |
1. | Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции | |
2. | За последнее время в Республике Казахстан наблюдается экономической рост | |
3. | Структурная перестройка экономики Казахстана, помимо других целей, направлена на повышение уровня качества жизни населения |
Тесты
1. Какая из экономических школ в первые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
2. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от деятельности людей;
в) проявляются через экономическую деятельность людей;
г) носят исторический проходящий характер;
д) являются вечными.
3. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;
г) это наука о натуральном богатстве;
д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
4. Позитивная экономика занимается:
а) определением имеющихся ресурсов;
б) поисками путей выхода из кризиса;
в) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри их, так и между ними;
г) принятием решений по тем или иным социально - экономическим вопросам;
5. Нормативная экономика занимается:
а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;
б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;
в) определением взаимосвязей между природой и обществом;
г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально - экономических задач.
6. Редкость ресурсов объясняется:
а) ограниченной потребностью людей,
б) безграничностью материальных потребностей людей,
в) безграничностью материальных потребностей людей, не воспроизводимостью ресурсов земли,
г) нежелание людей соотносить свои потребности с ресурсами.
Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. При подготовке прежде всего уделите внимание изучению экономических школ и направлений, четко определите функции экономической теории. Затем изучите экономические понятия – потребности, блага, услуги, экономические ресурсы; уясните суть методов научного познания, используемых экономической теорией.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 420.