Кафедра экономической теории и международной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

Кафедра экономической теории и международной экономики

                                        

                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТУРИЗМА»

Специальности: 5В09020- Туризм

КАРАГАНДА – 2012


Силлабус составлен к.э.н., доцентом Абеуовой С.Т., на основании ГОСО РК, типовой программой дисциплины «Микроэкономика социальной сферы и туризма» и требованиями к структуре учебно-методического комплекса дисциплины КЭУК-МИ-85-05.01-2011       

Рассмотрен на заседании Учебно - методического семинара кафедры экономической теории и международной экономики

 

 

«12» января 2012 г                                        Протокол № 5

 

 

Зав. кафедрой                                                      

экономической теории и МЭ                           Жетписбаева М.К.

 

 

Сведения о преподавателе:

     к.э.н., доцент Абеуова С.Т., Карагандинский экономический университет. Имеет публикации в объеме 26,5 п.л., читает курсы «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Международная экономика».

 

Офис: кафедра экономической теории и международной экономики, аудитория № 266.

Полный адрес: г. Караганда, ул. Академическая 9.

Тел: 44 16 24 (143)

Факс: 44-16-32

E-mail: sayaabeuova@mail.ru

Консультационные часы (office hour): по графику СРСП

Время: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП)

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и задайте их преподавателю.

Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРСП. Поэтому на СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания СРС.

Особенности курса «Микроэкономика социальной сферы и туризма» обуславливают широчайший набор форм СРС. Это такие формы, как:

- изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

- подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

- подготовка реферата по определенной теме;

- взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;

- составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;

- решение задач; 

- анализ статистических данных;

- участие в групповом проекте;

- выступление с презентацией по выбранной теме;

- подготовка обзора по теме и т.д.

Рекомендации студенту для эффективной организации СРС (СРСП)

           Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

           Приступая к проработке материала необходимо:

- иметь конспект лекции;

- иметь программу курса;

- иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты.

Метод работы:

- целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;

- работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

- работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

- работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;

- если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции;

Решение задач. Методика выполнения заданий:

- выполнение подобных заданий можно начинать только после проработки лекционного материала по данной теме;

- приступая к решению задачи, необходимо внимательно прочесть ее условие;

- продумать план решения;

- определить формулы, которые должны быть использованы при решении задачи;

- еще раз вникнуть в сущность величин, входящих в формулы;

- произвести решение сначала в общем виде, а затем подставить численные значения буквенных величин;

- указать единицы измерения результатов промежуточных и окончательного решений;

- сделать анализ правильности решения.

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются:

- проверка текущей успеваемости студентов;

- выяснение подготовленности студентов группы;

- организация методики работы с отстающими студентами.

Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо:

- знать тему контрольной работы;

- освежить в памяти теоретический материал, основные формулы и методы решения задач на данную тему;

- вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.

           Если магистрант систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю;

- проанализировать полученное решение;

- готовясь к защите задания, проверить соответствующие положения теории и продумать решение в случае изменения некоторых данных;

- убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания;

- задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.

Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение студентов методике самостоятельной работы.

 

 

Задания СРС

1. Ответить на вопросы для самоконтроля

2. Выполнить предлагаемые задания

3. Ответить на тестовые вопросы

4. Составить глоссарий по теме.

5.  Написать академическое эссе по научным школам экономистов, являющимися основными этапами развития экономической теории (меркантилизм, физиократизм, марксизм, неоклассическая теория, кейнсианство, институционализм). 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие этапы прошла в своем развитии экономическая наука? Охарактеризуйте каждый из них

2. Что является предметом микроэкономической  теории? Какие функции выполняет микроэкономика?

3. Охарактеризуйте экономические законы и экономические категории

4. Какие методы научного познание используются в микроэкономике?

Задания.

1. Поставьте в соответствии понятия и определения:

А. Экономическая теория

Б. Экономика

В. Политическая экономия

 

1……исследует экономические закономерности хозяйственной жизни, управление фирмами в целях максимизации прибыли.

2……изучает отношение между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

3……имеет предметом исследования поведение людей в сфере производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ при оптимальном использовании ограниченных ресурсов.

 

2. Перечисленные категории: спрос, цена, предложение, конкуренция, экономический рост, безработица, заработная плата, международное разделение труда, общий уровень цен, совокупный спрос, совокупное предложение, инфляция, протекционизм, либерализация, ценообразование распределите по структуре экономической теории.

 

Структура экономической теории Категории
1. Микроэкономика  
2. Макроэкономика  
3. Мировая экономика  

 

3. Определите позитивные и нормативные утверждения.

Утверждения Ваш выбор: позитивная или нормативная экономика
1. Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции  
2. За последнее время в Республике Казахстан наблюдается экономической рост  
3. Структурная перестройка экономики Казахстана, помимо других целей, направлена на повышение уровня качества жизни населения  

 

Тесты

1. Какая из экономических школ в первые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.

2. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторический проходящий характер;

д) являются вечными.

3. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

4. Позитивная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) поисками путей выхода из кризиса;

в) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри их, так и между ними;

г) принятием решений по тем или иным социально - экономическим вопросам;

5. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;

б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;

в) определением взаимосвязей между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально - экономических задач.

6. Редкость ресурсов объясняется:

а) ограниченной потребностью людей,

б) безграничностью материальных потребностей людей,

в) безграничностью материальных потребностей людей, не воспроизводимостью ресурсов земли,

г) нежелание людей соотносить свои потребности с ресурсами.

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. При подготовке прежде всего уделите внимание изучению экономических школ и направлений, четко определите функции экономической теории. Затем изучите экономические понятия – потребности, блага, услуги, экономические ресурсы; уясните суть методов научного познания, используемых экономической теорией.

Задания СРС

6. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

7. Ответить на вопросы для самоконтроля

8. Выполнить предлагаемые задания

9. Ответить на тестовые вопросы

10. Составить глоссарий по теме.

11. Вопросы семинарских занятий могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

12. Рекомендуемые темы рефератов: «Модели равновесия Вальраса и Маршалла», «Законы взаимодействия спроса и предложения».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое спрос, объем спроса и как они связаны между собой? Почему кривая спроса является нисходящей?

2. Что определяет количество услуг, которое требуется покупателям?

3. Что такое кривая спроса и расписание спроса и как они связаны между собой?

4. Приводит ли изменение вкусов потребителей к движению вдоль кривой спроса или сдвигу кривой спроса? Приводит ли изменение цены к движению вдоль кривой спроса или к сдвигу кривой спроса?

5. Что определяет количество товара, которое предлагают продавцы?

6. Что такое расписание предложения и кривая предложения и как они взаимосвязаны? Почему кривая предложения имеет восходящий характер?

7. Приводит ли изменение в технологии производства к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения? Приводит ли изменение цены товара к движению вдоль кривой предложения или к сдвигу кривой предложения?

8. Дайте определение рынка, находящегося в состоянии равновесия. Опишите силы, которые приводят рынок в равновесное состояние.

9. Может ли рынок находиться в неравновесном состоянии?

10. Приводит ли изменение вкусов потребителей к движению вдоль кривой спроса или сдвигу кривой спроса? Приводит ли изменение цены к движению вдоль кривой спроса или к сдвигу кривой спроса?

11. Дайте определение эластичности спроса по цене и эластичности спроса по доходу.

12. Перечислите факторы, определяющие эластичность спроса по цене.

13. Как мы называем товар, эластичность которого по доходу меньше 0?

14. Напишите формулу ценовой эластичности предложения. Поясните, как ее используют.

15. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу, пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

Тесты:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое предельная полезность?

2. В чем выражается взаимодействие между общей и предельной полезностью?

3. Что означает ситуация потребительского равновесия?

4. Чем определяется конфигурация кривой безразличия?

5. Каково условие равновесия?

6. Каким отношением определяется наклон бюджетной линии?

7. Эффект дохода и эффект замены в теориях Слуцкого и Хикса?

8. Что такое индивидуальный спрос?

9. От чего зависит благосостояние населения?

10. Ответить истины ли следующие предположения:

A. Эффект дохода представляет изменения в потреблении това­ров в ответ на изменение цены, пока относительные цены оста­ются постоянными.

B. Изменение в потреблении товаров, вызванное движением цен, есть сумма эффектов замещения и дохода.

C. Кривая Энгеля косвенно выражает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретенного товара.

D. Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой.

E. Эффект замены всегда положителен, когда кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

F.  Кривая "цена-потребление" и кривая индивидуального спроса совпадают.

 

Тесты:

1. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 ден. ед. Цена товара А равна 1 ден. ед., а цена товара В - 0,5 ден. ед. Какая из следующих комбинаций приобретаемых товаров находится на бюджетной линии потребителя:

A) 8А и 1В;

B) 7А и 1В;

C) 6А и 6В;

D) 5А и 6В;

E) 4А и 4В.

2.Теория потребительского выбора утверждает, что потребители:

A) имеет вкусы и предпочтения;

B) ограничены бюджетом;

C) делают выбор исходя из максимизации уровня удовлетво­рения потребностей;

D) все вышеперечисленное верно.

3. Цена груш и яблок одинакова. Ольга пытается максимизиро­вать свою полезность, когда потребляет яблоки и груши. Как хороший экономист вы рекомендуете, чтобы она:

A) купила одинаковое количество яблок и груш, пока их цены одинаковы;

B) истратила весь доход, которым она располагает, для покуп­ки яблок и груш;

C) купила яблоки и груши в таком количестве, чтобы предель­ная норма замещения равнялась 1;

D) выполнила пункты б) и в) одновременно.

4. Если предельная норма замещения для двух товаров у по­требителя уменьшается, то его кривая безразличия:

A) вогнута по отношению к началу координат;

B) выпукла по отношению к началу координат;

C) является прямой линией с отрицательным наклоном;

D) представляет собой вертикальную линию;

E) представляет собой горизонтальную линию.

5. На базе какого переменного фактора строится функция полезности:

A) желаний потребителя;

B) уровня качества;

C) уровня цен потребительских благ;

D) объема потребительских благ.

6. Что означает кривая безразличия:

A) линия равных затрат;

B) линия равных возможностей;

C) линия равного продукта;

D) линия одинаковой полезности.

7. На какой аксиоме основано доказательство невозможности пересечения кривых безразличия:

A) транзитивности;

B) ненасыщения;

C) независимости потребителя;

D) полной упорядоченности.

8. Предельная норма замещения одного товара другим означает:

А) количество единиц одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на получение одной единицы другого товара, чтобы общая полезная осталась неизменной;

B) количество единиц одного товара, которое приобретается, когда цена другого товара понижается на одну денежную единицу;

C) количество единиц одного товара, на которое увеличивается потребление в результате увеличения дохода на одну денежную единицу;

D) увеличение предельной полезности, если потребление одного и другого товара увеличивается на единицу;

E) уменьшение предельной полезности, если потребление одного и другого товара увеличивается на 3 единицы.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные к теме задания.

4. Ответить на тестовые вопросы.

5. Составить дополнительный глоссарий по теме.

6. Выполнить рефераты на тему: «Природа издержек производства, их структура и виды», «Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. На какие практические вопросы хозяйственной деятельности дает ответы теория производства?

2. Что такое производственная функция? Почему результатов анализа, полученных на основе использования производственной функции, недостаточно для принятия решений о дальнейшей деятельности фирмы?

3. В чем заключается различие между технической и экономической эффективностью?

4. Чем объясняется разнообразие форм кривых равного выпуска продукции (изоквант)? Может ли изокванта быть вогнутой к началу координат?

5. Что такое экономия от масштаба и почему она существует?

6. Объясните, почему равновесие (оптимум) производителя достигается в точке касания изокванты и изокосты.

7. При каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде.

8. При каких условиях конкурентная фирма достигнет равновесия.

9. Почему кривая предельных издержек МС пересекает кривую средних переменных издержек AVC и средних общих издержек АС в точках их минимальных значений.

10. Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы MR совпадает с линией цены Р и имеет горизонтальный вид.

 

                       ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ:

1. Согласно закону убывающей предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага происходит насыщение потребности и полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Тогда встает вопрос: если человек каждый день ест, например, хлеб, то почему потребность в хлебе у него не уменьшается? Объясните ситуацию.

2. Возможно ли достичь одновременной оценки благ и со стороны потребителя, и со стороны производителя? Приведите пример и объясните, почему такое возможно или невозможно.

3. Новые технологии производства обходятся для фирм довольно дорого, но их использование способствует расширению выпуска товаров. Почему фирмы не опасаются затоваривания рынков? Как они противодействуют этому? Какие сопоставления и оценки проводят при определении эффективности и выгодности используемых технологий производства?

4. В каких случаях возможен единственный экономически эффективный масштаб деятельности фирмы?

Тесты:

1. Определите, какой из перечисленных видов деятельности не может рассматриваться как процесс производства:

А) добыча полезных ископаемых;

B) перевозка радиоактивных отходов;

C) поиск покупателями в магазинах дефицитных товаров;

D) скупка товаров и их перепродажа по более высокой цене;

E) транспортировка, хранение и упаковка товаров.

2. Производственная функция показывает:

A) какие затраты надо осуществить на тот или иной объем выпуска;

B) наиболее выгодный для фирмы выпуск при данных ценах на ресурсы;

C) максимальное количество продуктов, которое можно получить, используя различные сочетания ресурсов;

D) минимальное количество продукций, которое можно получить, используя данное сочетание ресурсов;

E) упущенную выгоду.

3. Предельная норма технологического замещения одного ресурса другим равна:

A) Отношению цены единиц ресурсов.

B) отношению предельных производительностей ресурсов.

C) отношению средних производительностей ресурсов.

D) Цене труда.

E) Цене земли

4. Доход от предельного продукта – это:

A) Бухгалтерская прибыль

B) основной показатель рентабельности производства

C) дополнительный денежный доход, который приносит продажа всего предельного продукта, произведенного с помощью данного фактора.

D) Амортизационный фонд предприятия

E) Разница между прибылью и издержками производства.

5. Закон убывающей производительности факторов производства был впервые теоретически доказан:

А) А. Смитом;

B) К. Марксом;

C) Т. Мальтусом;
D) Ф. Кенэ;

E) закон убывающей производительности теоретически не доказан до сих пор.

6. Оптимальная комбинация ресурсов находится в точке:

А) пересечения изокосты и изокванты;

B) касания изокосты и изокванты;

C) касания двух соседних изоквант;

D) пересечения изокванты с осями координат;

E) касания двух соседних изокост.

7. Экономические издержки:

A) Включают в себя явные (внешние) и неявные (внутренние) издержки, в т.ч. нормальную прибыль.

B) включают в себя явные издержки, но не включают неявные

C) включают в себя неявные издержки, но не включают явные

D) Не включают в себя ни явные, ни неявные издержки

E) Превышают явные и неявные издержки на величину нормальных

8. В долговременном промежутке:


A) Все издержки переменные

B) Все издержки постоянные

C) Переменные издержки растут быстрее постоянных

D) Постоянные издержки растут быстрее переменных

E) Все издержки выступают как неявные (внутренние)

9. Функция издержек описывает связь:

А) между выпуском продукции и минимально возможными зат­ратами, необходимыми для его обеспечения;        

B) между выпуском и стоимостью производственных факторов;

C) между выпуском и альтернативной стоимостью производ­ственных факторов;

D) между выпуском и средними затратами производства;

E) между выпуском продукции и максимально возможными зат­ратами, необходимыми для его обеспечения.

10. Средние издержки (АС) определяются как отношение сово­купных издержек к количеству выпускаемой продукции и в точности соответствуют:

А) себестоимости выпускаемой продукции;

B) экономическим издержкам на единицу выпуска продукции;

C) бухгалтерским издержкам на единицу выпуска продукции;

D) себестоимости продукции и экономическим издержкам на единицу выпуска;

E) себестоимости и бухгалтерским издержкам на единицу выпуска.

 

Задачи:

Задача 1.  Когда фирма увеличивает используемый капитал со 100 до 125 ед. и используемый труд с 300 до 375 ед., выпуск продукции увеличивается со 150 до 165 ед. Какой эффект роста масштаба производства имеет место в данной фирме? Руководство фирмы планирует расширить производственные мощности. Что Вы можете на этот счет посоветовать? 

           Задача 2. Зависимость между объемом выпуска некоторого товара изменением общих переменных затрат представлена в следующей таблице:

Q 0 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11
0 30 78 98 112 130 150 175 204 242 300 385

Если средние постоянные издержки при объеме выпуска 10 равны 50 тенге, то каковы будут средние общие издержки?

Задача 3. Общие постоянные издержки фирмы равны 300. используя данные, приведенные на графике, определите величину средних переменных издержек при объеме выпуска, равном 15.

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Прежде всего уясните, что теория производства изучает прежде всего соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Основным инструментом анализа производства является производственная функция, которая описывает количественную зависимость между выпуском продукции и затратами ресурсов. Один и тот же объем выпуска может быть достигнут при различных комбинациях ресурсов (технологиях).

Уясните, в чем заключается различие между технической и экономической эффективностью, чем объясняется разнообразие форм кривых равного выпуска продукции (изоквант). Определяя карту изоквант как совокупность изоквант, отражающих максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства, уясните, что чем дальше расположена изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска, и что наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения одного ресурса другим. Выясните, какое практическое значение имеет предельная норма технического замещения для деятельности фирмы. Рассмотрите содержание функции Кобба – Дугласа. Важно определить, что в долгосрочном периоде, когда фирма может изменять все факторы производства, действует принцип экономии от масштаба. Если вместе с ростом затрат факторов производства происходит пропорциональное увеличение выпуска продукции, наблюдается постоянная отдача от масштаба. Если выпуск увеличивается в меньшей степени, чем объемы используемых ресурсов, имеет место убывающая отдача от масштаба – при обратной пропорции наблюдается возрастающая отдача.

Выясните содержание двух подходов к трактовке издержек. Согласно первому из них, издержки определяются как стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения это бухгалтерские издержки. Согласно второму подходу издержки определяются как стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов. В этом случае говорят об альтернативных издержках. При изучении видов издержек производства следует обратить внимание на критерии их систематизации и выявление их функциональных особенностей.

В зависимости от принадлежности используемых ресурсов и характера их учета издержки производства подразделяются на внешние (явные) и внутренние (неявные).

Деление издержек на постоянные, переменные и общие зависит от принимаемого во внимание временного фактора: в краткосрочном периоде постоянные издержки в отличие от переменных являются фиксированной величиной, а в долгосрочном периоде все издержки носят переменный характер. Критерием разграничения издержек производства на переменные и постоянные является их реакция или отсутствие таковой в результате изменения объема выпуска продукции. Анализируя средние постоянные, средние переменные, средние общие и предельные издержки, важно ответить на вопрос: каковы затраты на производство единицы продукта, в среднем при данном объеме выпуска, а также на последнюю дополнительную единицу продукта?

Далее следует обратить внимание на взаимосвязь средних и предельных издержек с физическим предельным продуктом. Сопоставление последнего с предельными издержками позволяет определить объем выпуска продукции, обеспечивающий получение максимума прибыли и несение минимума убытков.

Изучая издержки производства в долгосрочном периоде, следует уяснить специфику кривой средних общих издержек и оказывающих на нее воздействие законов возрастающей, постоянной и убывающей производительности.     

 

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

3. Решить предложенные к теме задачи

4. Ответить на тестовые вопросы

6. Подготовить реферат на тему «Цель деятельности конкурентной фирмы».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите характерные черты экономической деятельности конкурентных фирм.

2. Какие существуют способы определения оптимального объема производства?

3. Как формируется предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде?

4. Как формируется предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде?

5. Каков уровень эффективности экономической деятельности конкурентной фирмы?

6. Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

7. Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой ее предельных издержек на отрезке, лежащем выше кривой средних переменных издержек. Поясните это утверждение.

8. Когда достигается долгосрочное равновесие для фирмы в условиях совершенной конкуренции?

 

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

1. Оцените правильность высказывания:

а) Если фирма выбирает такой уровень производства, что общие доходы превосходят общие издержки на максимально возможную величину, то она тем самым автоматически выбирает такой уровень производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предложения в долгосрочный период является более
эластичной, чем кривая предложений в краткосрочный период, по-
тому что в долгосрочный период масштабы использования большего
количества ресурсов могут быть пересмотрены.

в) Кривая предложения отрасли в краткосрочный период наклонена вверх вследствие убывающей отдачи от масштаба процесса производства.

г) Предложение в долгосрочный период будет тем более эластично, чем большее количество фирм будет находиться в отрасли в долгосрочный период.

2. Перечислите признаки, по которым можно заключить, что
конкурентная отрасль находится в состоянии равновесия.

3. Предположим, что отрасль производства персональных
компьютеров является совершенно конкурентной, а ее издержки - убывающими. Как будут влиять выплачиваемые продавцам субсидии на цену компьютеров, продаваемое количество и излишек производителей?

4. У вас имеются данные о ценах основных продуктов некоторых
отраслей промышленности и сельского хозяйства за длительный
промежуток времени. Как на основе этих данных сделать вывод о
том, к какому типу относится отрасль: к отраслям с постоянными,
растущими или снижающимися издержками? Приведите примеры
отраслей подобных типов.

Тесты:

1. Если рыночная цена продукта меньше средних издержек, то фирма должна:

A) остановить производство этого продукта как можно скорее

B) продолжить производство продукта в объеме, когда Р=МС и
Р>АVС

C) выбрать новую технологию

D) сократить накладные расходы

E) продолжить производство, пока рыночная цена позволяет покрыть все постоянные издержки

2. Чтобы найти кривую предложения в краткосрочном периоде фирмы, не влияющей на цены, Вам следует знать:

A) кривую предельных издержек фирмы в долгосрочный период

B) кривую предельных издержек фирмы в краткосрочный период

C) кривую предельных издержек фирмы в краткосрочный период и кривую средних издержек фирмы в долгосрочный период

D) кривую предельных издержек фирмы в краткосрочный период и кривую средних издержек фирмы в краткосрочный период

3. Разница между правилом закрытия в краткосрочный период и правилом закрытия в долгосрочный период заключается в том, что:

A) в краткосрочный период фирма может прекратить и начать производство практически мгновенно, в долгосрочный же период закрытие значит, что фирма действительно покинула отрасль

B) закрытие в долгосрочный период имеет место при более высоких ценах на ресурсы, чем это имеет место в долгосрочный период

C) закрытие в долгосрочный период может иметь место, когда растут долгосрочные средние издержки, в краткосрочный период закрытие должно иметь место, когда предельные издержки равны средним издержкам

D) здесь нет никакой разницы, они обозначают одно и то же

4. Положительная (экономическая) прибыль фирмы:

A) Не может иметь место на конкурентном рынке в долговременном промежутке

B) Эквивалентна бухгалтерской прибыли.

C) Имеет место всякий раз, когда (общие) издержки фирмы превышают ее (общую) выручку

D) Существует всегда, когда предельная выручка превышает предельные издержки

E)Все предыдущие ответы неверны

5. При совершенной конкуренции каждая фирма:

A) может начать предпринимательскую деятельность без всяких ограничений;

B) назначает цену на свою продукцию в зависимости от собственных издержек производства;

C) рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж;

D) все вышеперечисленное неверно.

6. Условием, при котором фирмой определяется объем произ­водства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки, является:

А) минимум средних общих издержек;

B) минимум общих издержек;

C) равенство цены и средних общих издержек;

D) равенство цены и предельных издержек;

E) минимум переменных издержек.

7. Если цена переменного фактора производства увеличивается для всех конкурентных фирм в отрасли, то краткосрочный эф­фект будет следующим:

А) все фирмы сократят выпуск, и рыночное предложение умень­шится;

B) цена продукта возрастет;

C) все фирмы будут производить выпуск в прежнем количестве; какие-либо изменения возможны в долгосрочном пе­риоде;

D) рыночная цена продукции не изменится, изменятся лишь при­были фирм;

E) выпуск сократится, предложение уменьшится, цена возрастет.

8. Когда отрасль с совершенной конкуренцией находится в долгосрочном равновесии, то:

А) P = LRMC;

B) P = LRAC min;

C) P > MR = LRMC;

D) P = LRMC;

E) P < MR = LRMC.

9. При текущей рыночной цене средний доход, получаемой ти­пичной конкурентной фирмой, превышает его средние издер­жки. Вы можете заключить, что:

А) число фирм в отрасли возрастет;

B) число фирм в отрасли уменьшится;

C) прибыли, получаемые типичной фирмой в долгосрочном пе­риоде, превысят прибыли, получаемые в коротком периоде;

D) выпуск типичной фирмы в долговременном периоде превы­сит выпуск в краткосрочном периоде;

E) число фирм в отрасли не изменится.

10. Число фирм в отрасли в долгосрочном равновесии зависит от:

А) положения кривой рыночного спроса в долгосрочном перио­де;

B) выпуска средней фирмы в точке, где ее средние издержки минимальны;

C) барьеров для вступления в отрасль;

D) всего вышеперечисленного;

E) ни от чего из перечисленного не зависит.

11. Рынок совершенной конкуренции – это:

A)  Существующая реальность












B)  Теоретическая абстракция

C) Математическая модель

D) Результат воздействия государства на экономику

E) Результат экономического кризиса

A) Может

B) Не может

C) Частично

D) Только при содействии государства

E) Только в условиях ажиотажного спроса

13. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции:

A) Нет

B) Да

C) Только частично

D) Только при содействии государства

E) Только в условиях ажиотажного спроса

14. Совершенная, или свободная рыночная конкуренция – это конкуренция, которой характерно следующее:

A)  один из участников может влиять на рыночную цену предлагаемого к продаже продукта;

B) ни один из участников не может влиять на рыночную цену предлагаемого к продаже продукта;

C) несколько участников могут влиять на рыночную цену предлагаемого к продаже продукта;

D) два участника могут влиять на рыночную цену предлагаемого к продаже продукта;.

E) государство может влиять на рыночную цену предлагаемого к продаже продукта.

B) Неустойчива

C) Стабильна из-за высокой степени информированности

D) Нестабильна из-за высокой степени информированности

E) Абсолютно устойчива.

16. Что из перечисленного ниже не является условием совершенной конкуренции:

A) Свобода входа на рынок;

B) Свобода выхода с рынка;

C) Дифференциация продуктов;

D) Большое число продавцов и покупателей;

E) Однородность продукции.

17. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции:

A) Фирма не обладает рыночной властью;

B) Фирма максимизирует прибыль;

C) Фирма получает экономическую прибыль в долгосрочной перспективе;

D) Линия спроса представляет собой линию средней выручки фирмы;

E) Фирма обладает рыночной властью.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить задания

4. Решить предложенные к теме задачи

5. Ответить на тестовые вопросы

6. Подготовить рефераты на темы:

«Социальные издержки монопольной власти»

«Понятие монополии и монопсонии. Виды монополий».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон? Чему равна МR, когда кривая спроса имеет единичную эластичность. Объясните ваш ответ.

2. Почему кривая МR пересекает ось абсцисс посередине расстояния от пересечения этой же линии кривой D?

3. Почему не существует кривой предложения монополии?

4. Какой из факторов следует рассматривать в качестве наиболее существенного для возникновения монополии в рамках долгосрочного периода?

5. Насколько верно утверждение – чем выше монопольная власть, тем больше прибыль?

6. Каковы источники монопольной власти? Приведите примеры.

7. Чем более прибыльная фирма, тем большую власть она имеет. Так ли это?

8. Всегда ли результатом существования монополии является более высокие цены и более низкий объем производства по сравнению с чистой конкуренцией?

9. Каковы общественные издержки монопольной власти?

10. Как влияет монополия на ускорение НТП?

Тесты:

1. Монополистический рынок характеризуется:

A) Свободой входа;

B) Свободой выхода;

C) Блокированным входом;

D) Отсутствием контроля за ценами.

E) Наличием большого количества продавцов продукции.

2. Монополист отличается от чисто конкурентного предприятия тем, что может:

A) Сокращать издержки производства;

B) Максимизировать прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

C) Получать экономическую прибыль;

D) Выбирать комбинацию цены и объема выпуска, которая обеспечивает получение максимальной прибыли;

3. В модели монополии предполагается что:

A) Продавцы и покупатели принимают цены как данные;

B) Проникновение на рынок новых фирм не ограничен;

C) Поведение продавцов не является стратегическим

D) Производится стандартизированный продукт.

4. В качестве «барьера» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить:

A) Патенты и лицензии;

B) Более низкие издержки крупного производства;

C) Законодательно оформленные исключительные права;

D) Все, что перечислено, верно.

5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, что:

A) монополист назначает максимально высокие цены;

B) цена превышает реальную выручку;

C) монополисту гарантированная высокая прибыль;

D) монополист не учитывает особенностей спроса.

6. Укажите, может ли монополист получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде:

A) да, так как он в состоянии определить объем выпуска, при котором предельный доход выше предельных издержек.

B) Да, если ему удается предотвратить вхождение в отрасль других предприятий;

C) Нет, поскольку его средние общие издержки непременно уравняются с ценой товара;

D) Нет, так как он не в состоянии обеспечить равенство предельного дохода и предельных издержек.

7. Монопольная фирма максимизирует свою прибыль при усло­вии:

А) равенства средних издержек и среднего дохода;

B) равенства предельных издержек и предельного дохода;

C) равенства предельных издержек рыночной цене продукта;

D) когда эластичность спроса на продукт монополиста будет единичной;

E) ни одно из этих условий не является условием максимизации прибыли монопольной фирмы.

8. Какое из следующих утверждений является неверным:

А) общество несет чистые потери, когда рынок товаров монополизируется;

B) цена конкурентного равновесия не может быть выше цены монопольного равновесия;

C) при максимизации прибыли монополист не учитывает харак­тер спроса на свой продукт;

D) для определения степени монополизированности используются индексы Лернера и Герфиндаля-Гиршмана;

E) монопольная власть – величина, обратная эластичности спроса.

9. Если фирма обладает монопольной властью, то:

А) предельный доход зависит от цены товара и эластичности спроса на товар;

B) при данной кривой рыночного спроса она может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

C) увеличивая цену по сравнению с конкурентной фирмой, она присваивает весь потребительский излишек;

D) предельный доход не зависит от цены товара и эластичности спроса;

E) предельный доход зависит от цены товара и эластичности спроса, фирма также может выбрать цену и объем выпуска, максимизирующий прибыль.

10. Государство должно регулировать деятельность монополис­та, потому что:

А) монопольная цена намного выше цены конкурентного равно­весия;

B) монополист получает более высокую прибыль, чем конку­рентная фирма;

C) социальные потери общества весьма ощутимы;

D) все перечисленные условия являются причинами, по которым государство регулирует деятельность монополиста;

E) государство не регулирует деятельность монополиста.

Задачи:

Задача 1. Компания «Джеральдс» - монополист на рынке. Функция полных затрат на производство: ТС=2Q +10, где Q – объем производства в месяц. Определите, при каком уровне цены прибыль компании будет максимальной, если известно, что эластичность рыночного спроса в этой точке по цене равна – 6.

Задача 2. В таблице приведены данные, характеризующие изменение спроса на продукцию монополиста, где Q - объем спроса в тыс. шт., Р - цена за единицу товара.

Q             P R MR
1 20    
2 18    
3 16    
4 14    
5 12    
6 10    
7 8    

           По данным этой таблицы вычислите величину суммарного дохода (R), предельного дохода (MR) монополиста и заполните таблицу. Используя ее данные таблицы, постройте кривые совокупного и предельного доходов.

Задача 3. Функция издержек фирмы - монополиста: ТС=0,5Q2+2Q. Функция спроса на продукцию фирмы Р=10-0,5Q

Определите цену, при которой прибыль фирмы максимальна, и степень ее монопольной власти.

Методические рекомендации. Подготовку следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Выясните, когда фирма считается чистой (абсолютной) монополией, проанализируйте поведение фирмы – монополиста. Важно понять, что процесс централизации и концентрации капитала ведет к возникновению монополии, которая трансформирует рынок совершенной конкуренции в свою противоположность – рынок чистой монополии. Уясните, что специфика данного рынка определяет характер экономического поведения монополиста. Он полностью контролирует объем выпуска товара и обладает полной рыночной властью, что позволяет ему установить относительно высокие цены. Однако это не означает, что он имеет полную свободу в области цен. Его экономическое поведение строго определяется ценовой эластичностью спроса. Поэтому монополист не может повысить цену без потерь объема продаж или увеличить его объем без снижения цены.

Следует понять, что важным инструментом максимизации прибыли монополиста служит ценовая дискриминация. Ее суть в том, что монополист устанавливает разные цены для различных групп покупателей на основе различной эластичности их спроса. Ценовая дискриминация позволяет производить и продавать большие объемы продукции, чем без нее.

Следует уяснить, что абсолютная монополия – редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования рыночного поведения обладающих рыночной властью фирм и уяснения причин и целей государственного вмешательства в работу рынка, где сильны монопольные проявления. Важно понять, чем руководствуется монополист, принимал решения о цене и объеме выпуска. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену путем регулирования величины объема своего выпуска. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, монополист выбирает такой объем выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам производства MR = MC. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (P >MC = MR).

Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.

Выясняя содержание общественных (социальных) издержек монополии, важно понять, что т.к. кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий прибыль монополиста объем предложения будет меньше конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции будет выше конкурентной. Осуществляя предложение в объеме меньше оптимального, и реализуя продукцию по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к сокращению общественного благосостояния.

Следует обратить внимание и на показатели монопольной власти, на взаимоотношения государству с монополиями, на его антимонопольную политику. Важно понять, что регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обуславливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого с целью снижения цен, и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.              

 

ТЕМА 7: МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА УСЛУГ. ОЛИГОПОЛИЯ: МОДЕЛИ И СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Цель занятия: Ознакомиться с темой «Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства услуг».

Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы

2. Ответить на вопросы для самоконтроля

3. Выполнить предложенные задания

4. Ответить на тестовые вопросы

5. Подготовить рефераты на темы:

«Монополистическая конкуренция и ее характерные признаки»

«Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции»

6. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие из структурных переменных имеют особое значение в модели монополистической конкуренции?

2. Поясните действия фирмы в ответ на снижение спроса в краткосрочном периоде?

3. Каковы условия равновесия цены и выпуска фирмы в краткосрочном периоде? Что произойдет, если в отрасль войдет слишком много фирм?

4. Каковы условия долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции?

5. Существует ли, на ваш взгляд, какая-либо зависимость между динамикой жизненного уровня населения и развитием монополистической конкуренции?

6. Какие формы неценовой конкуренции используются в условиях монополистической конкуренции?

7. Чем обусловлены недостатки монополистической конкуренции, и чем они компенсируются?

8. В чем общие черты и отличия монополистической конкуренции олигополии?

9. Какие факторы облегчают создание картеля, а какие способствуют его развалу?

10. Какие формы неценовой конкуренции характерны для рынка олигополии?

11. Является ли олигополия эффективной рыночной структурой?

Тесты:

1. В условиях монополистической конкуренции предприятие выпускает:

A) Уникальный продукт;

B) Дифференцированный продукт;

C) Стандартизированный продукт;

D) Унифицированный продукт;

2. В краткосрочном периоде предприятие, находящееся в условиях монополистической конкуренции, может добиваться всего ниже перечисленного, кроме:

A) Максимизации прибыли;

B) Минимизации убытка;

C) Получения нормальной прибыли;

D) Выравнивания цены и предельных издержек.

3. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:

A) Рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

B) Цены уравниваются с предельными издержками;

C) Фирмы не получают экономической прибыли;

D) Все имеющиеся производственные мощности задействованы;

4. На рынке монополистической конкуренции источником рыночной власти фирм являются:

A) Высокие барьеры проникновения в отрасль;

B) Дифференциация продукции;

C) Отсутствие конкуренции;

D) Наличие избыточных производственных мощностей.

5. Основным социальным эффектом монополистической конкуренции является:

A) Совершенствование продуктов;

B) Широкий ассортимент товаров;

C) Конкурентоспособность товаров;

D) Все перечисленное.

6. К условиям олигополистической конкуренции не относится:

А) отдельные фирмы осознают свою взаимозависимость с дру­гими фирмами-конкурентами;

B) у фирм есть побудительные мотивы отказаться от текущих прибылей путем сохранения цен, достаточно низких, чтобы удержать новых продавцов от входа на рынок;

C) фирмы считаются с реакцией конкурентов перед тем, как рек­ламировать свои товары;

D) отсутствуют входные барьеры, поскольку средние издержки в отрасли не высоки;

E) несколько фирм оперирует в отрасли.

7. Какое из следующих утверждений является неверным:

А) олигополия - это рыночная структура, где оперирует неболь­шое количество конкурирующих фирм;

B) если на олигополистическом рынке фирма повысит (снизит) цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов;

C) на практике картели, тайные сговоры и соглашения между олигополистами трудно создавать и поддерживать длитель­ное время;

D) устанавливая цены и объемы выпуска, олигопольные фир­мы исходят из собственных интересов, не считаясь с реак­цией конкурентов;

E) олигополистические фирмы стремятся к сговору, чтобы избежать конкурентной войны.

8. Взаимодействие двух фирм можно отнести к модели дуопо­лии Курно, если:

А) фирмы считают, что соперник будет проводить стратегию под­держания данной цены;

B) каждая фирма предполагает, что ее конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным, на текущем уровне;

C) фирмы выбирают объем производства на совместной (дого­ворной) основе;

D) каждая фирма предполагает, что ее конкурент изменит объем выпуска;

E) ни одно из перечисленных условий не относится к модели Курно.

9. При использовании теории игр в процессе принятия реше­ний олигопольными фирмами:

А) фирмы оценивают и анализируют исходы любой стратегии при возможном ответе конкурента;

B) фирмы не учитывают реакции со стороны соперников на соб­ственные действия;

C) фирмы предполагают, что конкуренты выберут аналогичную стратегию;

D) фирмы предполагают, что конкуренты выберут противоположную стратегию и действуют исходя из этого предположения;

E) ни одно из перечисленных утверждений не может быть верным.

ТЕМА 9: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКАХ РЕСУРСОВ

Цель занятия: Ознакомиться с темой «Ценообразование на рынках ресурсов».

Форма проведения занятия: Подготовиться к обсуждению вопросов темы. Вопросы занятия могут обсуждаться как в традиционной форме, так и в форме презентации.

Задания СРС

1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов темы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Решить задачи.

5. Ответить на тестовые вопросы.

6. Выполнить реферат на тему: «Специфика земли как фактора производства и современные земельные отношения в Республике Казахстан».

7. Составить дополнительный глоссарий по теме.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Охарактеризуйте рынок факторов. Как он соотносится с рынком готовой продукции?

2. Что такое предельная доходность факторов производства? Как она рассчитывается?

3. Какие типы рынков факторов существуют? Охарактеризуйте равновесие фирмы на конкурентном рынке факторов в краткосрочном периоде.

4. В чем заключаются особенности равновесия фирмы на долгосрочном рынке факторов?

5. Охарактеризуйте кривую отраслевого спроса на факторы производства.

6. Дайте характеристику рынка факторов производства с монопсонической властью.

7. Как устанавливается равновесие на монопольном рынке факторов?

Тесты:

1. Спрос на факторы производства определяется:

A) спросом на другие факторы

B) производительностью фактора

C) спросом на продукцию, производимую фактором

D) предельной производительностью фактора

E) все ответы верны.

2. Показатель «предельная доходность фактора» определяет:

A) спрос на факторы производства

B) предложение факторов производства

C) издержки производства

D) спрос на товары, производимые при помощи данного фактора

E) доходы производителей.

3. Фирма, обладающая монопольной властью на рынке готовой продукции, однако не являющаяся монопсонистом на рынке факторов производства, будет нанимать:

A) больше труда, чем конкурентные фирмы, но за более низкую заработную плату.

B) меньше труда, чем конкурентная фирма, и за более низку заработную плату.

C) больше труда, чем конкурентная фирма, и за более высокую зарплату.

D) меньше труда, чем конкурентная фирма, но за такую же зарплату.

E) Нет верного ответа.

4. Удельные расходы фирмы на единицу приобретаемого фактора производства представляют собой:

А) кривую средних расходов;

B) предельные издержки;

C) кривую средних доходов;

D) предельный продукт;

E) кривую предельных расходов.

5. Расходы фирмы на каждую дополнительную единицу производственного фактора – это:

А) средние расходы;

B) предельные расходы;

C) удельные доходы;

D) постоянные расходы;

E) переменные расходы.

6. Разница между расходами на факторы производства и минимальной платой, которая необходима для найма этих факторов – это:

А) средний доход;

B) предельные издержки;

C) предельный доход;

D) экономическая рента;

E) чистый доход.

7. В случае, когда покупатель фактора производства обладает монопсонической властью:

А) кривая предельных расходов лежит выше кривой средних расходов;

B) кривая предельных расходов лежит ниже кривой средних расходов;

C) кривая предельных расходов совпадает с кривой средних расходов;

D) кривая предельных расходов параллельна кривой средних расходов;

E) кривая предельных расходов перпендикулярна кривой средних расходов.

8. Количество факторов производства и объем выпуска продукции выбираются так, чтобы:

А) предельный доход (от сбыта продукции) был равен предельным издержкам (на приобретение производственных факторов);

B) предельный доход был меньше предельных издержек;

C) предельный доход был больше предельных издержек;

D) предельные издержки превышали доход;

E) предельный доход был равен нулю.

9. При росте предельной доходности труда кривая предельной доходности труда:

А) не изменит своего положения;

B) сместится вправо;

C) сместится влево;

D) сместится вверх;

E) сместится вниз.

10. Максимизация прибыли требует такого условия, чтобы (МЕ - предельная доходность; MRP - предельные расходы):

А) МУ = МР;

B) МЕ < МRР;

C) МЕ > МRР;

D) МЕ = МRР;

E) МЕ > МР.

Задачи

Задача 1. Некий господин просит у Вас деньги в долг, предлагая следующие условия: и он, и его наследники, и наследники его наследников и т.д. будут платить Вам, Вашим наследникам, и наследникам Ваших наследников по 400 долларов ежегодно. Какова максимальная сумма, которую Вы были бы готовы предоставить этому господину в долг, если ставка банковского процента по валютным вкладам постоянна и составляет 10% годовых?

Задача 2. Зависимость объема выращивания кукурузы (Q – центнеров с гектара в год) от используемых площадей (Х) для фермера описывается уравнением Q (X) = 100Х – 1,5Х2. Цена центнера кукурузы – 6 долларов. Каков максимальный размер ренты, которую может уплатить фермер за пользование землей, если площадь участка – 25 га? Если ставка процента равна приблизительно 5% в год, какова будет цена га земли?

Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Приступая к изучению темы, выяснить содержание понятия рынка факторов производства и его отличие от рынка товаров и услуг.

На рынках товаров и услуг фирмы выступают как поставщики готовой продукции, произведенной в соответствии с системой своих вкусов и предпочтений, и располагаемым доходом приобретают эту продукцию. Следовательно, здесь продаются главным образом конечные товары и услуги, которые не подлежат переработке, а используются для конечного потребления.

На рынках факторов производства фирмы приобретают производственные ресурсы – труд, землю, капитал, необходимые им для осуществления производственного процесса по выпуску продукции. На рынках факторов производства обращаются промежуточные товары и услуги, т.е. товары и услуги по покупаемые с целью производства иных товаров и услуг. При этом фирмы стремятся так осуществить свои покупки, чтобы свести к минимуму свои затраты и произвести столько и таких видов продукции, чтобы получить максимум прибыли.

Сравнивая рынок факторов производства и рынок конечных товаров и услуг, следует отметить изменение экономических ролей основных рыночных субъектов: фирм и домохозяйств. Фирмы на рынке товаров и услуг выступают в роли продавцов, их поведение определяется кривой предложения.

На рынке факторов производства фирмы (предприятия) выступают в роли покупателей. Их поведение описывается кривой спроса.

Домохозяйства на рынке товаров и услуг являются покупателями, а на рынках факторов производства – продавцами. Поведение домохозяйств на этих рынках характеризуется соответственно кривыми спроса и предложения. Рынок факторов производства имеет определенную специфику, которая проявляется как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Следует остановиться на характеристике особенностей функционирования рынков факторов производства – рынка труда, особенностей спроса и предложения на факторы производства выяснить содержание предельной доходности ресурса. Важно понять, как формируется равновесие на рынках факторов производства при совершенной конкуренции и в условиях рыночной власти, каким образом достигается оптимум поставщиков факторов, и какие факторы оказывают на него влияние.

Закупая необходимые факторы производства, фирма комбинирует их определенным образом с целью получения наибольшей отдачи от вложенных средств.

Чем большее количество какого–либо ресурса использует фирма (при постоянном количестве других ресурсов), тем меньший доход он приносит. Следует понять, что количество каждого используемого фактора зависит от его производительности и цены. Предприниматель стремится изменять количество используемых факторов до тех пор, пока не получит на каждую последнюю денежную единицу, затраченную на приобретение факторов, равное по стоимости количество конечного продукта. Фирма достигнет состояния равновесия, если факторы производства будут комбинироваться в соответствии со следующим правилом:

MRPL/PL = MRPК/PK

где, MRPL - Предельный продукт труда   

 PL – Цена труда 

   MRPК  -  Предельный продукт капитала

РК – Цена капитала.

Следовательно, фирма должна стараться увеличить закупки того фактора, цена которого падает, и сокращать закупки фактора, который дорожает.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое внешние эффекты?

2. К каким последствиям приводит воздействие внешних эффектов?

3. Какие существуют способы урегулирования (интернализации) внешних эффектов? Что нового в этом плане привнесла теория Коуза?

4. Приведите примеры проявления положительных и отрицательных экстерналий в вашем городе.

5. Каково условие достижения общественно эффективного объема выпуска?

Тесты:

1. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

A) рыночное равновесие не является стабильным;

B) производство наносит ущерб окружающей среде;

C) производители располагают рыночной властью;

D) рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод.

2. Наличие отрицательного внешнего эффекта проявляется в том, что:

A) имеет место перепроизводство блага;

B) государство субсидирует производство благ;

C) фирмы используют неэффективные технологии;

D) рыночные цены превышают издержки производства.

3. Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

A) наличие вредных производств;

B) вмешательство государства в экономику;

C) отсутствие установленных прав собственности;

D) наличие у фирм рыночной власти.

4. Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям, как:

A) неэффективность распределения ресурсов;

B) неравноправная конкуренция;

C) захват потребительского излишка производителями;

D) возникновение рыночной власти.

5. Регулирование положительных внешних эффектов связано с:

A) определением наиболее полезных для общества благ;

B) обеспечением объема потребления блага, соответствующего уровню общественных предельных выгод;

C) обеспечение условий для производства с минимальными средними издержками;

D) обеспечение равных условий функционирования для всех фирм.

6. Каким отношением определяется предельная внешняя выгода (МЕC):

А) МЕВ =∆ ЕВ / ∆Q;

B) МЕВ = ∆Q / ∆ЕВ;

C) МЕ = ∆ЕВ / ∆Q-1;

D) МЕВ= ∆Q/∆ЕВ-1;

E) МЕВ= ∆Q/∆ЕВ.

7. Химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Это пример:

А) отрицательного внешнего эффекта;

B) положительного внешнего эффекта;

C) отрицательного внутреннего эффекта;

D) положительного внутреннего эффекта;

E) исключаемого блага.

8. Теорема Коуза – Стиглера доказывает, что права собственности на загрязнение ресурсов должны быть переданы:

А) лицу, являющемуся источником загрязнения;

B) лицу, являющемуся получателем загрязнения;

C) как лицу, являющемуся источником загрязнения , так и лицу являющемуся получателем загрязнения;

D) третьим лицам;

E) Правительству.

9. Что из ниже перечисленного является корректирующей субсидией:

А) пособия для жертв чернобыльской катастрофы;

B) высокие таможенные пошлины на импортируемые в Казахстан зарубежные автомобили;

C) пособия для одиноких матерей;

D) совокупные расходы;

E) НДС.

10. Понятие «корректирующий налог» связано с именем ученого:

А) Пигу;

B) Смита;

C) Коуза;

D) Дж. Кейнса;

E) К. Маркса.

Задачи:

           Задача 1. Действующие в городе две фирмы выбрасывают в атмосферу по 6 тонн в день загрязняющих веществ каждая.

           Маслихат решил сократить наполовину загрязняющее воздействие фирм. Какой из вариантов ограничения вредного воздействия – введение ограничения на выбросы или налог – обеспечит наиболее эффективное решение, если издержки сокращения на каждую тонну выбросов у одной фирмы составляют 3000 тенге, а у второй фирмы 2000 тенге в день.

Задача 2. Вблизи поселка расположен аэропорт. Ежесуточно выполняется 10 рейсов. В связи с расширением потока пассажиров руково­дство аэропорта собирается ввести дополнительный, 11-й рейс в сутки, который в связи с ограниченной пропускной способностью аэропорта может осуществляться лишь поздно вечером. Введение дополнительного рейса принесет валовый доход аэропорту в размере 1500 долл. в день, при этом издержки на его организацию составят для аэропорта 1000 долл. В день. Однако вечерний рейс причинит существенные неудобства обитателям поселка, негативно сказываясь на их отдыхе и, следовательно, на их производительности. Уменьшение производи­тельности обитателей поселка на своих рабочих местах приведет к
снижению их совокупного дохода на 800 долл. в день. Будет ли организован 11-й рейс в сутки, если учесть, что:

а)          жители обладают правом на запрещение полетов над поселком;

б)          аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов?

 

 Методические рекомендации. Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы. Известно, что рыночный механизм наиболее эффективный способ распределения ресурсов. Однако, в реальности, такая эффективность достигается далеко не всегда. Одна из причин неэффективности распределения ресурсов связывается с внешними эффектами. В этой связи возникает необходимость объяснить природу внешних эффектов, формы их проявления, а также причины их возникновения.

Важно понять в чем выражается влияние внешних эффектов на рыночный обмен и какие способымогут быть использованы для корректировки их влияния.

Следует понять, что причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы, а условием устранения потерь эффективности, вызванных внешними эффектами является обеспечение равенства между общественными предельными издержками и общественными предельными выгодами.

Раскрывая суть проблемы регулирования внешних эффектов и способы устранения последствий их воздействия, следует найти способы трансформации внешних предельных издержек (выгод) во внутренние. Когда рыночный механизм не способен обеспечить устронения последствий внешних эффектов, используются нерынояные способы их регулирования: стандарты и налоги в отношении отрицательных внешних эффектов и субсидии в отношении положительных внешних эффектов.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1 Отличается ли кривая рыночного спроса на общественное благо от кривой спроса на частное благо? Если да, то в чем его особенности?

2 Каким образом государство предоставляет общественные блага?

3 По каким причинам использование при принятии решений «принципа большинства» не может обеспечить эффективности?

4 Когда достигается большая эффективность производства государством общественных благ, финансируемых за счет собираемых налогов?

5 Чем обусловлены ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ?

6 Какие свои примеры Вы можете привести в связи с асимметричностью информации?

7 Каковы последствия асимметричности информации?

8 Как связаны между собой рыночные сигналы и рынок труда?

9 Могут ли продавцы низкокачественной продукции воспользоваться гарантиями для того, чтобы реализовывать свою продукцию по более высокой цене? Выгодно ли это им?

10 Чем отличается проблема «заказчик – исполнитель» на частных предприятиях от проблемы «заказчик – исполнитель» в государственных организациях?

11 В чём суть теории эффективной заработной платы?

Тесты:

1. Конкурентные рынки не могут обеспечить представление оптимального количества общественных благ так как:

A) общественные блага требуют больше затрат, чем частные фирмы могут осуществлять

B) не всем нужно одинаковое количество общественного блага

C) существует проблема «безбилетника»

D) обеспечение общественными благами - это задача правительства

2. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

A) делимы

B) находятся в индивидуальном пользовании

C) делимы и находятся в индивидуальном пользовании

D) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании

3. Что из перечисленного является чистым общественным благом:

A) общественные библиотеки

B) общественные туалеты

C) общественные стоянки для автомобилей

D) программа общественного здравоохранения

4. Проблема «безбилетника» будет тем менее значительной, чем:

A) больше будет число получающих выгоды

B) легче будет исключить неплательщиков и числа получающих выгоды

C) труднее будет определить получающих выгоды

D) больше будет число получаемых выгод

5.       Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками:

A) нормальных товаров

B) дефицитных товаров

C) факторов производства

D) общественных благ

6.       Экономисты определяют тип благ, называемых общественными, которые характеризуются тем, что:

A) издержки предоставления этих благ потребителям малы по сравнению с частными выгодами от их потребления; издержки по защите от «безбилетников» сравнительно низки

B) издержки предоставления этих благ потребителям существенно выше, чем частные выгоды от их потребления; издержки по защите от «безбилетников» сравнительно велики

C) решения о производстве этих благ принимаются исключительно государственными институтами

D) решения о производстве этих принимаются фирмами

7. Эффективный объем производства общественного товара достигается в том случае, если:

А) сумма этих предельных выгод меньше предельных издержек производства;

B) сумма этих предельных выгод равна предельным издержкам производства;

C) сумма предельных выгод равна нулю;

D) сумма предельных выгод равна средним издержкам;

E) эффективный объем производства общественного товара не достижим.

8. Кривая рыночного спроса на общественное благо:

А) не отличается от кривой спроса на частное благо;

B) определяется путем суммирования по горизонтам всех кривых индивидуального спроса;

C) показывает общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу товара;

D) отличается от кривой спроса на частное благо;

E) это есть совокупный спрос на товары и услуги.

9. Охарактеризуйте общественное благо: проезд по мосту в период интенсивного движения:

А) исключаем, но неконкурентен;

B) неисключаем и неконкурентен;

C) исключаем и конкурентен;

D) неисключаем и конкурентен;

E) неисключаем.

10. Национальная оборона, как общественное благо:

А) не исключаема и неконкурентна;

B) исключаема и конкурентна;

C) исключаема и неконкурентна;

D) не исключаема и конкурентна;

E) исключаема.

Штрафные баллы за:

- опоздания, дезорганизующее поведение на занятиях – 10% от общего рейтинга

- регулярное невыполнение заданий – - 10% от общего рейтинга

Поощрительные баллы за:

- активную работу на занятиях по СРСП – +10% от общего рейтинга

- отсутствие пропусков занятий по СРСП, опозданий – + 5% от общего рейтинга

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Быстров С.А Туризм: Макроэкономика и микроэкономика: учебное пособие /Быстров,С.А, Воронцова М.Г. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Герда", 2007. - 464 с.
  2. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник /Морозов,М.А. - 3-е изд.стеореотип. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
  3. Мухамедиев Б. М. Микроэкономика: учебник /Б.М.Мухамедиев. - Алматы : Қазақ университеті, 2008. - 248 с.
  4. Кулекеев Ж. А. Микроэкономика: учебное пособие / Ж.А. Кулекеев ,Г.К. Султанбекова . - Алматы : Казстатинформ, 2001. - 240 с.
  5. Микроэкономика социальной сферы и туризма: учебное пособие / С.Т. Абеуова ;Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда:КЭУК, 2010. - 171 с.
  6. Микроэкономика: учебно-практическое пособие / С. С. Кемельбаева; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда : КЭУК, 2006. - 188 с.
  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов /Р.М.Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 576 с.
  8. Вечканов Г. С. Микроэкономика: учебное пособие / Г.С.Вечканов,Г.Р.Вечканова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 272 с
  9. Тарануха Ю.В Микроэкономика: учебник / Тарануха, Ю.В ; ред. Сидорович А.В. - М. : Дело и Сервис, 2006. - 640 с.
  10. Микроэкономика: теория и Российская практика.Учебное пособие /ред.: Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. - 6-е изд.,испр.и доп. - М : КНОРУС, 2006. - 624 с.
  11. Чеканский А.Н Микроэкономика Промежуточный уровень: учебное пособие / Чеканский,А.Н, Фролова Н.Л. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 382 с.
  12. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебное пособие / Г.М.Гукасьян,Г.А.Маховикова,В.В.Амосова. - 7-е изд. . - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 240 с.

Д ополнительная литература:

  1. Белокрылова О.С Теория переходной экономики: учебное пособие / Белокрылова,О.С. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 352 с.
  2. Макро- и микроэкономика: выигрывает целесообразность// Казахстанская правда. - 2009. - №31-32. - С. 2.
  3. О развитии туризма как доходной отрасли экономики Республики Ка­захстан. Официальные материалы. Алматы, «Раритет» 2008г. с.280
  4. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211 «О туристской деятельности в Республике Казахстан»
  5. Савченко-Бельский А. Международный опыт развития туризма в решений социальных проблем //Международная экономика. - 2009. - №2. - С. 66-69.
  6. В условиях кризиса правительство считает необходимым сделать акцент на развитие въездного и внутреннего туризма//Панорама. - 2010. - №16. - С. 12.
  7. Аллахвердиева Л. М. Проблемы и перспективы развития туризма в Казахстане в условиях мирового финансового кризиса //Альпари. - 2010. - №4. - С. 184-185.
  8. Биляшева М. Х. Повышение конкурентоспособности экономики Республики Казахстан с позиции кластерного подхода //Известия Университета " Туран - Астана ". - 2010. - №1-2. - С. 121-126.
  9. Официальный сайт Министерства туризма и спорта www.mts.gov.kz
  10. О Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы
  11. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz

 

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА

Кафедра экономической теории и международной экономики

                                        

                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СРС (СРСП) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТУРИЗМА»

Дата: 2018-11-18, просмотров: 333.