В настоящее время около 500 различных токсичных веществ вызывают наибольшее число острых химических отравлений. Основные лечебные мероприятия - это интенсивная симптоматическая и патогенетическая терапия; детоксикация. К симптоматическому лечению относят реанимационные мероприятия, направленные на восстановление и поддержание основных жизненно-важных функций организма: интубацию трахеи, ИВЛ, восстановление сердечной деятельности, а также лечение экзотоксического шока и нарушений гомеостаза. Фармакотерапия включает следующие подразделы: специфическую (антидотную), патогенетическую, симптоматическую. Антидотная терапия, является неотъемлемой частью неотложной лекарственной терапии острых отравлений. Антидоты предназначены для того, чтобы влиять на кинетику попавшего в организм токсичного вещества, на его абсорбцию или элиминацию, снижать действие яда на рецепторы, препятствовать опасному метаболизму, устранять угрожающие расстройства функций органов и систем, вызванные отравлением. В клинической практике антидоты и другие лекарства, используемые при отравлениях, применяются параллельно с общереанимационными и детоксикационными методами лечения.
Обучающийся должен представлять:
· классификацию антидотов по механизму действия и применению.
Обучающийся должен знать:
· общую характеристику физических противоядий;
· общую характеристику химических противоядий;
· общую характеристику физиологических противоядий;
· общие меры первой помощи при отравлении лекарственными средствами.
Обучающийся должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на важнейшие противоядия;
· составлять алгоритмы помощи при медикаментозных отравлениях.
Список препаратов к теме:
Атропина сульфат, физостигмин, дипироксим, налоксон, флумазенил, глюкагон, седуксен, кислота аскорбиновая, магния окись, кислоты лимонной раствор, танин, активированный уголь, ацетилцистеин, метионин, хромосмон, пиридоксина гидрохлорид, унитиол, дексаметазон, лазикс, калия хлорид.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация отравлений.
2. Основные принципы оказания помощи при отравлениях.
3. Меры по удалению не всосавшегося яда.
4. Антидоты и антагонисты: определение и классификация. Специфическая помощь при отравлении.
5. Средства, способствующие выведению яда из организма.
6. Патогенетическая терапия отравлений.
7. Симптоматическая терапия отравлений.
8. Стандартные ошибки при терапии лекарственных отравлений, меры их профилактики.
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: антидоты, гемосорбция, конкурентные антагонисты, перитонеальный диализ, плазмаферез, синдром анальгетической нефропатии, функциональные антагонисты, энтеросорбенты.
2. Выпишите рецепты: а) унитиол при отравлении сердечными гликозидами; б) мочегонное средство для форсированного диуреза; в) раствор таннина.
3. Решите ситуационные задачи:
А) Пациент, принимающий лекарственное средство из группы антидепрессантов, ежедневно употреблял в пищу твердый сыр. Через две недели проявились субъективные жалобы: чувство страха, сердцебиение, слабость, головная боль. Отмечено повышение артериального давления.
Задания:
· Определите группу антидепрессантов и назовите возможные осложнения адренергического криза.
· Назовите препараты срочной медикаментозной помощи и средства симптоматической терапии.
Б) Под влиянием рекламы в СМИ пациентка 30-и лет длительное время ежедневно применяла определенное лекарственное средство. Клинические проявления: насморк, кашель со слизистой мокротой, крапивница, появление угревой сыпи на лице и спине, затруднение глотания.
Задания:
· Определите препарат.
· Назовите меры помощи.
4.Заполните таблицу «Лечение отравлений лекарственными средствами»:
Вещества, вызвавшие отравление | Препараты для патогенетической терапии | Препараты для симптоматической терапии |
Барбитураты | ||
Фосфорганические соединения (армин) | ||
Препараты наперстянки | ||
Этиловый спирт | ||
Опиаты |
Итоговый контроль
Для подготовки к итоговой форме контроля (дифференцированный зачёт) существует приложение к рабочей программе (комплект контрольно-оценочных средств), доступный для обучающийсяов в электронном виде (выдаётся преподавателем).
Также необходимо ознакомиться со сборником заданий в тестовой форме.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 429.