Для проверки исходного уровня знаний-умений решите следующие задания для самоконтроля и самопроверки.
Задание 1.
В аптеке необходимо измерить температуру воздуха. Выберите прибор для измерения температуры:
A. Анемометр
B. Термометр
C. Гигрометр
D. Барометр
E. Кататермометр.
Задание 2.
В асептическом блоке аптеки определяли относительную влажность расчетным методом. Какие показатели при этом использовали?
A. Точку росы
B. Абсолютную и максимальную влажность
C. Абсолютную влажность
D. Физический дефицит насыщения
E. Физиологический дефицит насыщения.
Эталоны ответов: Задание 1 – 2; Задание 2 – 2.
Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в “ Методическом пособии кафедры мединформатики и биофизики”.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Источники информации для самостоятельной подготовки по теме:
Граф логической структуры представлен в приложении 1.
Обязательная литература:
1. Мізюк М.І. Гігієна: Підручник. – К.: Здоров’я. - 2002. – С. 16 - 17; 21 – 28.
2. Мізюк М.І. Гігієна: Навчальний посібник. – К.: Здоров’я, 2002. – С. 16, 23 – 25; 78 – 79; 90 - 94.
3. Краткое изложение теоретического материала (приложение 2).
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение
Целевых видов деятельности.
1. Понятие санитарного режима, требования к планировке помещений, системе отопления, освещения, водоснабжения, вентиляции
2. Требования к санитарному режиму при изготовлении не стерильных препаратов и препаратов в асептическом блоке.
3. Порядок контроля за соблюдением противоэпидемического режима в аптеках.
4. Современные требования к дезинфектантам.
5. Личная гигиена аптечных работников.
6. Предупредительный и периодический медосмотры персонала аптек.
Краткое изложение теоретического материала
Санитарный режим аптек – это комплекс мероприятий направленный на выполнение всех требований к планировке, устройству, санитарно-техническому оборудованию. Это достигается проведением качественной текущей и генеральной уборок, обработкой и дезинфекцией, соблюдением личной гигиены персонала, и гигиенических требований при приготовлении лекарственных средств.
Санитарный режим является необходимым элементом гигиенического режима в аптеках. Для аптек это один из важнейших элементов организации работы. Нарушения правил санитарного режима, неудовлетворительное содержание полов, оборудования, воздуха продуктами разложения органической пыли и химическими веществами может быть причиной порчи лекарственных средств, а также возможно ухудшение состояния здоровья персонала. Поэтому, для обеспечения нормальной работы аптек необходимо осуществлять контроль за состоянием санитарного режима.
Помещения аптек следует оборудовать и содержать в чистоте и надлежащем фармацевтическом порядке (ФП). ФП – это комплекс мер, направленных на точное выполнение требований инструктивных документов Государственной фармакопеи. В это понятие включают:
1. Cанитарное состояние помещений, оборудования, приборов, аппаратов, инвентаря, обеспеченность спецодеждой, соблюдение работниками аптек санитарных норм и правил и охраны труда;
2. Производственную деятельность аптеки – соблюдение технологии приготовления лекарственных форм;
3. Создание оптимальных условий хранения лекарственных препаратов, спиртов, дезсредств, и т.д.
4. Личную гигиену работников.
В целях обеспечения санитарного режима аптек и дальнейшего повышения качества лекарственных препаратов издана инструкция по санитарному режиму, которая утверждена приказом МОЗ Украины от 14.06.1993г. № 139.
Требования к производственным помещениям и оснащению аптек.
Расположение производственных помещений аптек должны способствовать нормальным условиям работы. Графики движения персонала, посетителей, сырья и готовых лекарственных средств не должны пересекаться.
Перед входом в аптеку должны быть оборудованы приспособления для очистки обуви от грязи (решетки, скребки и пр.). Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в день.
Рабочие места персонала аптеки в торговом зале должны быть снабжены приспособлениями, которые охраняют работников от прямой капельной инфекции. Кроме того, в периоды увеличения частоты случаев ОРЗ сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть оснащены солнцезащитными приспособлениями (жалюзи, маркизы и т.п.), которые укрепляются с наружной стороны окон между рамами. Для создания благоприятного микроклимата, возможно, использовать кондиционеры.
Оконные форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с отверстиями не более 2 х 2 мм. Для создания оптимального температурного режима в проветриваемых помещениях возможно использование кондиционеров с периодической заменой фильтров согласно инструкции по использованию, прилагаемой к ним.
В производственных помещениях не разрешается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, развешивать стенные газеты, плакаты и т.д. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.
Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны быть изготовлены из материалов, которые допускают влажную уборку и дезинфекцию.
Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, разрешается при условии обеспечения необходимого присмотра (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.
Отделка стен и потолков производственных помещений должна допускать влажную уборку с использованием дезсредств. Поэтому для отделки используются следующие материалы: водоустойчивые краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлого холодного тона (голубого, серого, светло-зеленого), которые имеют высокий коэффициент отражения света.
Пол покрывают керамическими неглазурованными (терракотовыми) плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов. Пол должен быть утеплен во всех помещениях.
Все материалы для покрытия стен, потолков, полов должны применяться только согласно «Перечня материалов…», утвержденного МОЗ Украины.
Побелку и покраску производственных помещений следует проводить не реже одного раза в год.
Поверхность производственного оснащения как снаружи, так и внутри должна быть гладкой, приготовленной из материалов, устойчивых к действию медикаментов, а в необходимых случаях и к химическим реактивам, выдерживать обработку дезрастворами. Оснащение и аптечная мебель располагаются таким образом, чтобы не оставлять места, недоступного для уборки, и не загораживать источники света.
Запрещается размещать в производственных помещениях инвентарь и оборудование, которое не имеет отношения к выполнению работ.
Перед входом в асептический блок, заготовительную (дефектарскую), ассистентскую комнаты, а также в тамбуре туалета на полу должны быть резиновые коврики, обработанные дезинфицирующим раствором.
Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока, заготовительной, ассистентской, моечной комнатах и туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно снабдить педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Наряду с умывальником устанавливаются емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки. Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарств запрещается.
Принимать пищу в производственных помещениях запрещается.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 372.