Из всего вышесказанного можно увидеть, что понятие «ответственность» весьма неоднозначно и воспринимается людьми по-разному.
Поскольку гражданское право - это отрасль права, непосредственно регулирующая имущественные и личные неимущественные взаимоотношения людей, ответственность является ее важнейшим и неотъемлемым элементом. В этом случае она называется гражданско-правовой.
Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера - возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени) или возмещение вреда.
Общим принципом гражданско-правовой ответственности является принцип вины, то есть наступление ответственности лишь при вине вреда.
Вина - субъективное психическое отношение лица к своему противоправному поведению, связанное с предвидением его неблагоприятных результатов и осознанием возможности их предотвращения.
В отличие от криминального законодательства, гражданское законодательство устанавливает презумпцию вины должника, то есть лицо, которое не выполнило обязательства или совершило внедоговорный вред, считается виновным, пока не доведет противоположного.
Вина может быть в форме умысла (то есть правонарушитель предусматривает негативные последствия своего противоправного поведения и желает их наступления или относится к их наступлению безразлично) или неосторожности (лицо хотя и не предвидело и не желало неблагоприятных последствий своего противоправного поведения, но по обстоятельствам дела могло их предвидеть и предотвратить).
Существуют также иные принципы гражданско-правовой ответственности:
- принцип неотвратимости ответственности;
- принцип индивидуализации (то есть ответственность наступает с учетом степени опасности правонарушения, формы вины нарушителя и других фактов);
-принцип полного возмещения вреда.
Значение гражданско-правовой ответственности выражено в ее функциях:
- компенсаторно-восстановительная функция.Применяется в соразмерности применяемых мер ответственности и убытков, вызванных правонарушителем, а также направленность взыскания на компенсацию имущественных потерь;
- предупредительно-воспитательная (превентивная) функция. Состоит в предупреждении и пресечении правонарушений. Возлагаемые санкции стимулируют неисправного должника (частная преверенция и других (общая преверенция) участников гражданских отношений к надлежащему исполнению обязанностей;
- штрафная (наказательная, репрессивная) функция. Означает наказание для правонарушителя, так как назначаются лишения, дополнительные неблагоприятные обязанности, обеспечиваемые принуждением.
Виды гражданско-правовой ответственности.
В юридической науке гражданско-правовая ответственность классифицируется по нескольким признакам:
- по предмету правонарушения гражданско-правовую ответственность принято дифференцировать на две основные группы:
•ответственность за причинение имущественного вреда (совершение имущественного правонарушения);
• ответственность за причинение морального вреда (вреда, причиненного личности).
Наиболее распространенным видом является имущественная ответственность, которая применяется в большинстве гражданских правонарушений в отношениях между любыми субъектами гражданского оборота;
-по основаниям возникновения гражданско-правовая ответственность делится на две группы:
• договорная ответственность представляет собой ответственность, наступающую в случаях неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора; согласно Гражданскому кодексу РФ, «Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства»; «Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки».
•внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к правонарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим. Такая ответственность применяется, в частности, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица, когда вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, вследствие неосновательного приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, и в некоторых других случаях.
Например, за недостатки проданной вещи перед потребителем несут ответственность как продавец, так и изготовитель вещи. Однако продавец несет договорную ответственность перед покупателем, поскольку состоит с ним в договорных отношениях, а изготовитель - внедоговорную ответственность ввиду отсутствия договорных отношений между покупателем и изготовителем вещи.
Юридическое значение разграничения договорной и внедоговорной ответственности состоит в том, что формы и размер внедоговорной ответственности устанавливаются только законом, а формы и размер договорной ответственности определяются как законом, так и условиями заключенного договора.
При заключении договора стороны могут установить ответственность за такие правонарушения, за которые действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности, или ввести иную форму ответственности, отличную от той, которая за данное правонарушение предусмотрена законодательством. Стороны по договору вправе также повысить или понизить размер ответственности по сравнению с установленным законом, если в нем не указано иное.
Основание гражданско-правовой ответственности - это сложный юридический факт, образующий состав гражданского правонарушения, т.е. совокупность обстоятельств, необходимых для применения мер ответственности.
К числу таких обстоятельств относятся следующие:
- противоправный характер поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность, либо наступление иных, специально предусмотренных законом или договором обстоятельств.
Противоправность поведения привлекаемого к гражданско-правовой ответственности лица - обязательное условие для ее применения.
Противоправным в гражданском праве признается поведение, нарушающее императивные нормы права либо санкционированные законом условия договора, в том числе и прямо предусмотренные правом, но не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства. С другой стороны, отсутствие в законодательстве или в условиях конкретных договоров указаний на неблагоприятные последствия противоправного поведения (в частности, на последствия нарушения отдельных условий договора) исключает гражданско-правовую ответственность.
- вина нарушителя.Как уже было сказано ранее, вина - это один из принципов гражданско-правовой ответственности. Одновременно она может выступать в качестве основания гражданско-правовой ответственности.Вина - субъективное условие юридической ответственности, которое выражает отношение правонарушителя к собственному неправомерному поведению и его последствиям.В гражданском праве под виной признается непринятие правонарушителем объективно возможных мер по устранению или недопущению отрицательных результатов своего поведения, диктуемых обстоятельствами конкретной ситуации.Понятие вины применимо как к гражданам, так и к юридическим лицам. Вина юридических лиц проявляется через виновное поведение их работников и исходит из способности юридического лица в лице его органа (руководителя) предвидеть противоправные действия своих работников и своими действиями предотвращать их или пресекать.
Различают две основные формы вины - умысел и неосторожность.Неосторожность, в свою очередь, бывает простая и грубая.
Умысел имеет место тогда, когда поведение лица сознательно направлено на правонарушение. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательств ничтожно.При вине в форме неосторожности в поведении лица отсутствуют элементы намеренности: оно не направлено на сознательное совершение правонарушения, однако в нем отсутствует необходимая для надлежащего исполнения обязательства заботливость и осмотрительность.
Существуют субъект и объект собственности. Субъективная сторона в отношениях собственности. Субъект наделяется правом владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Предприниматель-менеджер реализует право владеть, пользоваться, распоряжаться объектом собственности. Менеджер - наемный работник может только пользоваться и распоряжаться собственностью. Это влияет на функции, инициативу и ответственность менеджеров.
Собственность и менеджмент связаны через организационно-правовую форму и организационную структуру. При этом организационно-правовая форма предприятия тесно связана с такими факторами, как:
- вид формы собственности: частной или коллективной (Коллективная форма собственности может быть паевой и долевой. Паевая форма предполагает возможность ее вычленения из коллективной в натуральном виде. Эта форма собственности лежит в основе такой организационно-правовой формы, как кооператив. Долевая собственность не предполагает выделение долей в натуральной форме. Такая форма собственности является основой обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.);
- степень ответственности за результаты управления и пользования этой собственностью, т. е. полная ответственность всем имуществом или ответственность в размере доли в уставном капитале (В соответствии с Гражданским кодексом России полная ответственность учредителей сопровождается требованием к ним участвовать в работе учреждаемой организации. В случае ответственности в размере соответствующей доли в уставном капитале от учредителей не требуется работать в создаваемой организации).
Гражданский кодекс России предусматривает разделение всех организаций на коммерческие и некоммерческие (статья 50) [1]. Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям. Кодексом устанавливаются: порядок регистрации юридических лиц, содержание их учредительных документов, органы юридического лица, наименование, местонахождение, ответственность юридического лица и др.
1.3. Современное состояние и развитие потребительской кооперации
Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу.
После 1917 года у нее было незаконно изъято более двух третей собственности. Но даже в самые трудные времена кооперация сохранила свою значимость в обеспечении населения товарами и услугами. Сфера ее деятельности охватывает 55 млн. человек (практически все сельское население, из которого 15 млн. пайщиков).
На предприятиях системы потребкооперации 550 тыс. работающих заняты в заготовках, производстве и торговле. Она располагает 100 тыс. магазинов, 11 тыс. предприятий общественного питания, 412 оптовыми базами, 5 тыс. заготовительных организаций, 7 тыс. промышленных предприятий и цехов [10, с.14].
Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач. Еще совсем недавно кооперативные организации закупали у граждан сотни тысяч тонн мяса и мясопродуктов, молока, миллионы тонн картофеля, овощей, фруктов, даров природы, меда, другой продукции и направляли все это для снабжения городов и промышленных центров, организовывали ярмарки и базары.
Однако за последние 8 лет в ряде регионов и в целом по стране потребительская кооперация в силу как объективных, так и субъективных причин резко сдала свои позиции. Закупки мяса у населения снизились в 8,5 раз, молока в 5, яиц - в 9, картофеля - в 12, овощей - в 10, плодов - в 13 раз; производство хлеба - почти в 5 раз, колбасных изделий в 6, кондитерских - в 7, консервов - в 10, безалкогольных напитков - в 11 раз. Резко упал товарооборот [12, с. 17].
В последнем пятилетии потребительская кооперация испытала самые большие трудности за весь постсоветский период. Вся система была на грани краха.
Но потребительской кооперации удалось выжить, хотя она понесла очень большие потери. Розничный товарооборот уменьшился в 4 раза, производство потребительских товаров - в 2,7, заготовительный оборот - более чем в 6 раз. Сократилась численность работников - в 2,5 раза. Почти две трети кооперативных предприятий и организаций работают убыточно.
Однако и в этих сложных условиях более тысячи потребительских обществ и 16 республиканских, краевых и областных потребсоюзов ведут хозяйство рачительно и прибыльно.
Многие кооперативные организации не прервали капитальное строительство. За последние годы введено объектов почти на 2 млрд. р., находятся средства и на строительство жилья.
В 2002 году наметились было позитивные тенденции по системе потребительской кооперации в целом. Замедлились темпы снижения объемов розничного товарооборота, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров, а по отдельным позициям даже достигнут рост. Снизились издержки обращения, уменьшилась зависимость от кредитов банков.
Принятые в 2002 году меры и специально разработанная Программа стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года создали условия для оздоровления положения во всех отраслях.
Предварительные итоги развития потребительской кооперации в 2003 году - первом году работы по выполнению Программы стабилизации и развития потребительской кооперации - подвело 120-е общее Собрание представителей потребительских обществ России.
Задания Программы по розничному товарообороту выполнили 10 потребсоюзов, по товарообороту общественного питания - 30, по закупкам мяса - 20, молока - 34, яиц - 32, картофеля - 17, овощей - 18, плодов - 15 потребсоюзов, по выработке хлебобулочных изделий - 9, колбасных - 7, кондитерских - 55, консервов и безалкогольных напитков - 19, пива - 12 потребсоюзов [19].
20 потребсоюзов добились увеличения розничного товарооборота, 30 - закупок мяса, молока, яиц, картофеля, овощей и плодов. Возросло производство кондитерских изделий и пива. Приостановили спад по производству безалкогольных напитков и консервов. Немало кооперативных организаций, наращивая объемы, вышли за рамки привычных видов деятельности и активно возрождают на селе разного рода бытовые услуги - открывают парикмахерские, снабжают население медикаментами, оказывают ритуальные услуги, развивают народные промыслы, способствуя тем самым и решению проблемы занятости.
Крайне негативное влияние на развитие потребительской кооперации оказал августовский кризис 1998 года, который уничтожил ростки улучшения деятельности. В период кризиса, когда частные торговые точки свернули торговлю, потребительская кооперация продолжала торговое обслуживание пайщиков и всего сельского населения в прежних масштабах и по устойчивым ценам. В результате потеряла более 1,5 млрд. р. оборотных средств.
В связи с нерегулярными выплатами заработной платы и пенсий предприятия потребительской кооперации выдают товары населению в долг на длительное время, что снижает социальную напряженность на селе. Из-за недостатка бюджетных ассигнований в долг отпускаются значительные объемы продовольствия школам, домам престарелых, а также сельхозпредприятиям. Вследствие этого, при критическом недостатке оборотных средств, из оборота потребительской кооперации постоянно отвлекается до 3,5 млрд. р. по су-ществу потребительская кооперация повсеместно беспроцентно кредитует как население, так и социальную сферу, не получая при этом ничего взамен.
Обеспечить стабилизацию положения потребительской кооперации, ее развитие, успешное решение новых задач возможно, если учитывать опыт лучших потребсоюзов и потребительских обществ, которые, действуя в таких же условиях, что и остальные, качественно обслуживают пайщиков и других жителей, работают рентабельно, уверенно теснят конкурентов на продовольственном рынке территории, в основных сферах своей деятельности. Когда кооперация задает тон на местном потребительском рынке - это не может оставаться незамеченным, это гарантирует поддержку и помощь со стороны администрации территории.
Таким образом, потребкооперация является связующим звеном между производителями сельхозпродукции и ее потребителями. Она гарантированно обеспечивает сельское, да и во многом городское население необходимыми товарами, имеет довольно хороший перерабатывающий комплекс и практически в каждой деревне - своего представителя, который закупает продукцию и продает товары. За свою более чем полуторовековую историю кооперация накопила огромнейшие традиции и опыт, хорошо вписались сегодня в инфраструктуру и в уклад жизни. Но, к сожалению, идеология реформ не учла всего этого и чуть было не разрушила это звено.
Теперь рассмотрим состояние и проблемы развития потребительской кооперации в одном из регионов Российской Федерации - Республике Марий Эл.
Подводя итоги работы на собрании Союза потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл за девять месяцев 2004 года было отмечено следующее.
Розничный товарооборот за 9 месяцев 2004 года возрос в фактических ценах на 75,6% и составил 320 млн. рублей, в сопоставимых ценах снизился на 18,8%. Увеличение розничного товарооборота в фактических ценах произошло во всех кооперативных организациях, в сопоставимых ценах только в Микряковском потребоществе (114%) и потребительском обществе «Волжский горкоопторг» (108,2%).
Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в обороте республики составил 12,3%. Наибольший удельный вес в обороте территорий (районов) занимают Моркинское (54,5%), Оршанское (57,6%), Сернурское (45,4%), Новоторьяльское (46,9%), Куженерское райпо (44,7%).
Принятый прогноз по розничному товарообороту выполнен на 115%. В расчете на 1 жителя продано товаров на 760 рублей, против 430 рублей в соответствующем периоде прошлого года.
При росте товарооборота в фактических ценах наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров в натуральном выражении. Продажа мяса и птицы сократилась на 116,5 тонны, темп роста к уровню прошлого года 72%, рыбы - на 10,2 т . (95,9%), кондитерских изделий - на 138 т. (87%), масла животного - на 44,7 т. (55,6%), масла растительного - на 109 т. (62,4%), сахара - на 535 т., соли - на 96 тонн. Сумма недополученного товарооборота по этим группам товаров составила 18,7 млн. рублей. По непродовольственным товарам также наблюдается снижение продажи отдельных групп товаров (синтетических моющих средств, мыла), в результате потеря товарооборота составила 2,5 млн. рублей.
За 2004 год увеличился удельный вес продажи алкогольных напитков в розничном товарообороте на 3,4% и составил 30%. В обороте продовольственных товаров по Марпотребсоюзу алкогольные напитки составляют 34,3%.
Товарные запасы на 1 октября 2004 года составили 36,5 млн. рублей и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза. Рост товарных запасов произошел во всех кооперативных организациях, кроме ПО «Йошкар-Олинский горкоопторг», где запасы снизились на 23%. Товарные запасы в днях оборота в целом по Марпотребсоюзу составляют 31 день.
Товарооборачиваемость за 9 месяцев 2004 года в целом по системе Марпотребсоюза ускорилась на 5 дней и составила 24 дня.
Оборот аптечной торговли составил 1,5 млн. рублей. Оказано платных услуг населению на 5 млн. рублей, темп роста к уровню прошлого года в фактических ценах 218%.
Розничный товарооборот общественного питания за 9 месяцев 2004 года составил 50,4 млн. рублей и возрос в фактических ценах на 84,6%, в сопоставимых ценах оборот сократился на 24,3%.
Прогнозы по собственной продукции общественного питания выполнены всеми кооперативными организациями. В целом по Марпотребсоюзу выполнение составило 21,%, в фактических ценах оборот собственной продукции возрос на 91,7%, в сопоставимых ценах сократился на 21,3%. Удельный вес собственной продукции в розничном товарообороте составил 42,6%.
Доля розничного оборота общественного питания Марпотребсоюза в обороте республики за 9 месяцев 2004 г. составила 26,8%. В пяти кооперативных организациях (Моркинском, Новоторьяльском, Сернурском, Советском, Юринском райпо) доля оборота общественного питания в обороте района свыше 80%.
За 9 месяцев 2004 г. отпущено продукции собственного производства в розничную торговую сеть на 6,4 млн. рублей.
На предприятиях общепита выпекают хлеб, производят макаронные изделия, солят рыбу, вырабатывают пряничные изделия, изготавливают полуфабрикаты. За рассматриваемый период выработано хлеба на 121,7 тонн больше чем за соответствующий период прошлого года. Выпуск кондитерских изделий увеличился в целом по системе Марпотребсоюза на 18,5 тонны. Одна треть кондитерских изделий вырабатывается в Сернурском объединении общественного питания, их реализовано за 9 месяцев 2003 г. на 1,8 млн. рублей. В другом крупном Звениговском объединении выработка напротив уменьшилась в 2 раза. Основная причина - отсутсвие кадров и недостаточный профессиональный уровень имеющихся кадров массовых профессий. Полуфабрикатов выпущено на сумму 1,9 млн. рублей, что на 62,8% больше чем в прошлом году.
Предприятиями кооперативной промышленности за 9 месяцев 2004 г. произведено товаров народного потребления на 92,9 млн. рублей, к уровню прошлого года темп роста в сопоставимых ценах составил 121,1%. Принятый прогноз по производству выполнен на 133,5%. Основные объемы производства формируют Оршанское, Куженерское, Советское, Моркинское, Медведевское, Сернурское и Новоторьяльское райпо.
В целом по системе Марпотребсоюза достигнут рост производства к уровню прошлого года по хлебу и хлебобулочным изделиям (122,6%), булочным изделиям (127,6%), бараночным изделиям (125%), кондитерским изделиям (113,1%), безалкогольным изделиям (132,1%) пиву (218%), макаронным изделиям (121,1%), консервам (162,5%), снижены объемы производства по колбасным изделиям.
В текущем году Правительством республики были определены конкретные задачи для потребкооперации по восстановлению и расширению сети заготовительных организаций в районах. На сегодняшний день в потребобществах созданы и действуют 16 заготовительных пунктов, где работают 75 человек, из них 32 - специалисты заготовители. Все это позволило за 9 месяцев текущего года увеличить заготовительный оборот к уровню прошлого года в 3 раза, закуп картофеля - в 2 раза, овощей - в 1,8 раза. Больше чем в прошлом году заготовлено яиц, грибов, меда. Заготовительный оборот в целом по Марпотребсоюзу составил 40647 рублей.
Стабилизируется финансовое положение райпо и потребительских обществ. На 1.09.2004 г. 24% хозрасчетных предприятий и организаций закончили девять месяцев с прибылью, в аналогичном периоде прошлого года прибыльных хозрасчетных предприятий не было.
Несмотря на значительное сокращение убытков по сравнению с 2002 годом (на 2570,4 тыс. руб.), сумма убытка составила 1563 тыс. рублей, задание Программы по их снижению не выполнено.
При убыточной работе отраслей торговли и общественного питания в целом по системе (сумма убытка соответственно 3670 и 879 тыс. руб.), достигнуто значительное снижение убытков по сравнению с прошлым годом по торговле на 1096 тыс. рублей, общественному питанию на 327 тыс. рублей. Некоторые предприятия имеют прибыль.
Рентабельна в целом отрасль промышленность, прибыль получена в сумме 2929 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше чем в прошлом году.
На 01.09.2004 г. начислено 9625 тыс. рублей в фонд развития потребкооперации, что в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Из за убыточности работы предприятия лишены возможности начислять в фонд в полном объеме и пополнять собственные оборотные средства за счет данного источника.
Имеется задолженность по бюджету и внебюджетным фондам, которая увеличилась, также присутствует и просроченная задолженность.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Марпотребсоюза будет продолжена работа по увеличению объемов и расширению ассортимента, снижению себестоимости вырабатываемой продукции, и техническому перевооружению предприятий кооперативной промышленности.
Обобщая изложенный материал можно заключить, что потребительская кооперация в Марий Эл занимает достойное место в экономике республики. Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров. Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система от которой зависит благосостояние жителей сельских районов республики, поэтому крайне важна поддержка не на словах а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.
В последующем разделе работы мы перейдем к рассмотрению опыта управления и практической деятельности Куженерского районного потребительского общества Марпотребсоюза.
2. Оценка деятельности потребительского общества
2.1. Управление потребительским кооперативом. Культура организации
Куженерское районное потребительское общество является объединением граждан и юридических лиц. Создано по территориальному признаку на основе членства, путем внесения паевых взносов для торговой заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Куженерское районное потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации «О потребительской кооперации в РФ» и др. законами Российской Федерации, Уставом. Куженерское потребительское общество является некоммерческой организацией.
В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в связи с заявлением правления Куженерское райпо зарегистрировано как юридическое лицо на основании постановления главы администрации Куженерского района № 960 от 28.12.1992г. Предприятие имеет свой расчетный счет в банке, печать и угловые штампы.
В Уставе потребительского общества определено:
наименование потребительского общества - Куженерское райпо Марпотребсоюза;
место его нахождения - Республика Марий Эл, Куженерский район, п. Куженер, ул. Калинина, 1;
предмет и цели деятельности потребительского общества (указаны выше);
порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат;
размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;
порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества.
Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а так же доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Имущество за учреждениями, созданными потребительским обществом, закрепляется на праве оперативного управления.
Управление обществом осуществляют: общее собрание общества, собрание уполномоченных общества, совет общества, председатель совета общества;
Высшим органом управления является общее собрание общества. Свои полномочия высшего органа общее собрание осуществляет через собрание уполномоченных общества, через собрания пайщиков кооперативных участков.
В период между общими собраниями управление в обществе осуществляет совет общества, который является представительным органом и собрание уполномоченных.
Исполнительным органом общества является правление общества, во главе которого стоит председатель совета райпо. Председатель совета райпо осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организационными подразделениями осуществляет ревизионная комиссия общества.
Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию. Особенности организационной структуры определяются характером, разнообразием, техническим уровнем производственных процессов, глубиной разделения труда, степенью его специализации, масштабами деятельности, ее диверсификацией (разветвленностью, спецификой продукции или услуг. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации.
В рамках организации эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы в соответствии с рядом принципов. В Куженерском Райпо принципом объединения видов деятельности является функциональный, когда подразделения строятся в соответствии с функциями предприятия, т.е. главными направлениями его деятельности. К таким функциям относятся, например, производство, торговля, заготовительная деятельность, общественное питание и т.д.
Функциональная структура является старейшей и наиболее часто используемой.
Положительными сторонами данной структуры являются: специализация, четкость, стройность, надежность коммуникаций, отсутствие их дублирования. Отрицательная сторона - "жесткость", т.е. фиксированность границ и набора входящих в них элементов, закрепленность связей.
Линейная организационная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиеннных органов в виде иерархической лестницы.
Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного подчинения к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Так, например, в райпо можно привести следующий пример линейных связей сверху вниз:
председатель совета райпо
|
заместитель председателя совета райпо по торговле
|
заведующие магазинами
Рис. 3. Схема линейных связей в структуре управления Куженерского райпо
К преимуществам линейной организационной структуры относятся: четкая система взаимных связей; ясно выраженная ответственность; быстрота реакции в ответ на прямые приказы. Недостатками являются: отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями; перегрузка менеджеров верхнего уровня; повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его личных и деловых качеств.
Штабные структуры выступают как консультативный орган для решения конкретных задач. Иногда штаб превышает свои полномочия, становиться директивным органом, хотя не несет ответственности за конечный результат.
Штабная организационная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями или исполнителями, а лишь помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления силами штата специалистов по отдельным функциям.
В чистом виде штабная организационная структура включает помощников при высших менеджерах крупных фирм и организаций. В райпо таковыми являются: главный инженер - начальник отдела охраны труда, инспектор отдела кадров, юрист. К чисто штабным подразделениям в райпо относятся отделы: планово-экономический, бухгалтерия.
Преимуществами данной организационной структуры являются: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией определенных категорий персонала; освобождение линейных менеджеров от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. В то же время присущи следующие недостатки: недостаточно четкое представление об ответственности, так как готовящий решение не участвует в его осуществлении; тенденция к чрезмерной централизации.
Организационная структура не является статичной, т.е. неизменной на протяжении всего существования организации от момента образования и по сей день. На протяжении всего существования организации она развивалась. Особенно это характерно для последних пяти лет существования райпо, когда стало развиваться производство.
Таким образом, организационная структура Куженерского райпо является смешанной, включающая в себя элементы функциональной, линейной и штабной организационной структур. И соответственно, для нее присущи все преимущества и недостатки данных структур вместе взятые.
Совокупность прав и обязанностей работника, определяемая его трудовыми функциями и границами компетентности, называется должностью. Будучи закрепленной за ним юридически, она делает работника должностным лицом, осуществляющим постоянно или временно функции, связанные с руководством или выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Каждое должностное лицо обладает сферой ответственности, очертанной границами объекта управления.
Все должности на предприятии, в зависимости от их места в системе управления подразделяются на две группы: руководителей и исполнителей. Однако «чистым» руководителем является только первое лицо, остальные же одновременно оказываются и ответственными исполнителями.
Руководители предприятия и ее подразделений, их заместители, помощники и главные специалисты составляют администрацию, задача которой состоит в достижении с помощью непосредственных исполнителей поставленных целей. Руководителей, входящих в администрацию еще называют руководителями высшего звена. От того, какими качествами обладают руководители высшего звена, зависит благополучие предприятия.
В связи с этим, необходимо дать общую характеристику руководителям высшего звена Куженерского райпо, к которым относятся: председатель совета, райпо, его заместители по торговле и по заготовкам, директор общепита, директор хлебозавода. Всех их можно отнести к управленцам бюрократического типа, большую часть времени они занимаются текущим администрированием, следовательно, на решение стратегических проблем остается меньшая часть времени. Безусловно, все руководители обладают высокими профессиональными качествами, т.е. являются компетентными в соответствующей профессии, которые были сформированы на базе образования, производственного и иного опыта. Но в то же время отсутствует стремление к приобретению знаний, постоянному самосовершенствованию. Вследствие чего, у них отсутствует рыночная ориентация в руководстве организации. Как крайне негативный момент следует, отметить наличие коррупции среди высших руководителей, из-за чего личные интересы идут далеко впереди интересов организации. На основании этого можно сделать вывод о том что, прежде всего, администрацией тормозиться развитие организации.
Немаловажное значение для оценки кадрового потенциала имеет оценка результатов труда и мотивация персонала. В Куженерском райпо практически отсутствует какая-либо система оценки результатов труда и мотивации персонала. В основном действует принцип уравниловки, какая-либо инициатива со стороны подчиненных должным образом не поощряется. Также не развиты и мотивационные механизмы. Об этом, прежде всего, говорит низкая заработная плата сотрудников, отсутствие дополнительных стимулов.
Также нельзя обойти вниманием систему найма, обучения и продвижения кадров. При найме сотрудников решающее значение играют родственные связи, особенно на руководящие должности. Обучение и повышение квалификации также находится на крайне низком уровне и происходит в основном внутри организации. Так как райпо не в состоянии выделять средства на обучение сотрудников, которое сейчас в основном платное. Очень низкий процент руководителей и специалистов с высшим образованием. В отношении продвижения кадров или карьеры можно сказать, что здесь наблюдаются застойные явления, т.е. какая-либо внутренняя система продвижения кадров отсутствует, самостоятельно сотруднику сделать карьеру крайне трудно, так как на руководящих должностях находятся «старые» кадры, «сдвинуть» с места данных руководителей практически не возможно из-за существующей между ними круговой поруки.
Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. В последние годы интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопросу резко усилился. Усиление внимания связано, прежде всего, с тем, что возросло понимание того влияния, которое культура оказывает на эффективность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа компании.
Так как культура организации не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее, есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые придает культура организации.
Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Так, например, Марпотребсоюзом была организована серия публикаций в «Марийской правде», каждая из которых посвящалась конкретному райпо, входящему в систему Марпотребсоюза. В публикации, которое представило Куженерское райпо, говорилось в основном о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности, и не слово не было сказано о важности людей работающих в ней, о пропаганде своих ценностей. Таким образом, можно сделать заключение о низкой культуре организации.
Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому.
Так, в Куженерском райпо, с некоторой оговоркой, к ритуальным мероприятиям можно отнести ежегодное общее собрание членов трудового коллектива, посвященное подведению итогов работы. В последние годы данному мероприятию стало уделяться больше внимания.
Кроме докладов руководителей, в программу мероприятия введены награждение особо отличившихся сотрудников, концерт, развлекательные мероприятия (танцы, конкурсы, аукционы). Несмотря на некоторый формализм, данное мероприятие способствует повышению уровня культуры организации.
Далеко не всегда организационную культуру можно считать принципиальным фактором управления, нельзя в нее вкладывать и тот смысл, который управленцы связывают со словом культура.
4.1 Общественные и религиозные организации
Общественные и религиозные организации как добровольные объединения граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей также являются юридическими лицами - НКО. Лишь в этом качестве - как участники имущественных, гражданских правоотношений - они приобретают правовой статус, регулируемый нормами гражданского права. ГК РФ не регулирует иные особенности их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.
Общественные и религиозные организации, являясь НКО, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в результате волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений должна быть основана на принципах равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
4.2 Фонды
Фондом называется не имеющая членства НКО, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.[2]
4.3 Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица. Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива. Устав потребительского кооператива, в зависимости от специфики деятельности организации, должен отвечать требованиям, предъявляемым законодательством к учредительным документам данного вида юридических лиц. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель кооператива, а также слово "кооператив" или слова "потребительское общество" или "потребительский союз".
4.4 Учреждения
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, государство, муниципальные образования. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.
Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве - всеми собственниками).
Учреждение, являясь одной из разновидностей НКО, владеет закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления, т.е. пользуется и распоряжается им лишь в той мере, в которой это дозволено собственником. Имущество, которым учреждение распорядилось без согласия собственника, истребуется собственником из чужого незаконного владения. Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
4.5 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся НКО.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз".
Учредителями союза могут быть потребительские общества. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.
В уставе союза должны содержаться сведения о наименовании союза; о месте нахождения союза; о предмете и целях деятельности союза; о порядке вступления в союз; о порядке выхода или исключения из союза; о составе и компетенции органов управления и органов контроля союза; о порядке принятия решений органами управления и органами контроля союза, в том числе и решений, принимаемых единогласно или квалифицированным большинством голосов; о правах и обязанностях членов союза; о порядке формирования и использования имущества союза; о видах предпринимательской деятельности союза; о филиалах и представительствах союза; о порядке реорганизации и ликвидации союза; о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации союза.
Заключение
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
НКО культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Процесс функционирования НКО включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность. Основная деятельность НКО - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности. Ведение основной деятельности - главная функция НКО, цель, ради которой она создается.
НКО может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется НКО, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.
НКО считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами НКО являются Устав и Учредительный договор.
НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных НКО, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ ч.1.
2. Закон от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (с внесенными изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
6. Федеральный Закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
7. Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7 - ФЗ "О некоммерческих организациях".
8. Федеральный Закон от 8.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
9. "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях" №1 (217) - 2009 январь. -26
10. Л.М. Тартаковский. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: - 2007
Дата: 2018-11-18, просмотров: 289.