Общественные и религиозные организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан1.

 Статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов.

Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне2 с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них.

Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов3.

Право каждого на объединение может быть осуществлено каждым по достижении 18 лет. Право на объединение в профессиональный союз и в молодежную организацию возникает с 18 лет, а членами детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Её цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей4.

   Являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям..."

  Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ).

    Деятельность общественных организаций регламентируется федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др., религиозных объединений – Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Различий между общественными организациями и объединениями законодательством не установлено5. Однако эти понятия разграничиваются в Законе «Об общественных объединениях», в котором общественная организация признается одной из форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением и органом общественной самодеятельности.

   Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом религиозная группа не обладает правами юридического лица.

Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является единство интересов лиц, объединившихся в эти организации: они создаются для удовлетворения духовных потребностей объединившихся лиц. Однако это не исключает возможности оказывать материальную поддержку своим членам или отдельным группам граждан. Например, союзы художников, архитекторов предоставляют своим членам помещения для мастерских, устраивают выставки и т.п6.

   Законодательство разрешает общественным и религиозным организациям (объединениям) заниматься предпринимательством, но лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующих этим целям.

Так, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» общественные и религиозные организации (объединения) вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков, приобретать ценные бумаги и реализовывать их, осуществлять иную деятельность, приносящую прибыль.

  Федеральными законами для отдельных видов организаций могут быть установлены ограничения на осуществление предпринимательства. Например, Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает благотворительным организациям создавать хозяйственные общества совместно с другими лицами.

Объединяются, как правило, граждане РФ. Однако положения специальных федеральных законов значительно расширяют это правило.

  Так, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяет право на объединение по религиозному признаку на иностранных граждан, а также лиц без гражданства, законно находящихся на территории РФ.

Кроме того, федеральный закон допускает участие в общественных объединениях и юридических лиц, но только тех, которые действуют в форме общественного объединения.

Учредительным документом общественных и религиозных организаций служит устав.

 Общественные и религиозные объединения могут существовать в форме юридических лиц или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации (например, религиозные группы).

В последнем случае они не приобретают статуса юридического лица.

При создании общественной или религиозной организации (объединения) формируется ее имущественная база. В собственности общественной и религиозной организации (объединения) может находиться7:

-имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств;

-вступительных и членских взносов членов;

-пожертвованное гражданами или юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям.

   В соответствии с Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

     Законом не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов религиозной организации на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения.

    Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям8.

В связи с этим имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям и участникам не возвращается.    

Участники общественных и религиозных организаций не несут ответственности по обязательствам организации, равно как и организации не отвечают по долгам своих учредителей и участников.      

Злоупотребление свободой объединения влечет за собой применение различных мер ответственности, что распространяется и на не зарегистрированные в органах юстиции общественные объединения9.

Так, деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Федерации на срок до шести месяцев решением суда по представлению прокурора или органа юстиции, регистрирующего общественное объединение.

  В случаях совершения действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной или религиозной розни, виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан, неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда.

  После ликвидации общественных и религиозных организаций оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество между участниками (членами) этих организаций не распределяется, а передается другим организациям, созданным для достижения таких же целей, что и ликвидированные10.

    Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членам общества11.

  Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

Часть 3 ст. 55 Конституции помимо допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их осуществлении12.

Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом.

Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях13.

___________________________________________________

1. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая)» - под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М,2009 .

2. Федеральный закон от 28.07.12 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

3. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и религиозных объединениях»

4. Закон РФ от 23.04.12 № 3085-1 «О потребительской кооперации»

5. Федеральный закон от 18.07.12 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

6. Общественные и религиозные организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. - М.: Издательство «Дело и Сервис»;2010

7.Суворов А.В” О налогообложении некоммерческих организаций” \\Бухгалтерский учет. №20 2011г.

 

8.Токарев И. “Уплата налогов некоммерческими организациями” \\Бухгалтерское приложение. №30; 2011г.

9.Кудрявцева Г.А. ”Предпринимательская деятельность общественных и религиозных организаций.\\Юридический мир №3; 2008г.

10.Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. \\Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и Сервис»,2011

11.Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих

организаций. \\Бюл. Министерства юстиции РФ. №5.; 2012

12.Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств

некоммерческой организацией” \\ Бухгалтерский учет. №12; 2008

13. Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность общественных и религиозных организаций” \\Гражданин и право. №4 2008г, 2011-2012.; - С..400) 

 

 

1.4.16.Учреждения, финансируемые собственником

Государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично1.

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

-частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками;

-особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами.

Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества.   

Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления2.

Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»

Особенность автономного учреждения:

-возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

-открывать счёт в кредитной организации;

-автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя;

-собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения;

-имущество за автономным учреждением находится в оперативном управления;

-автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций;

-земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования;

-автономное учреждение может иметь только одного учредителя;

-крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета.

Создается автономное учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:

-Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

-субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

-муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

 


Фонды

Фонд (фр. fond от лат. fundus «основание») — некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.

Фонды (фр. fond, от лат. fundus - основание):  

- ресурсы, запасы (напр., жилищный фонд, земельный фонд, семенной фонд);

 - материальные и денежные средства, используемые предприятием, напр., основные производственные, фонд обращения, фонд зарплаты;

- источники средств, имеющие определенный порядок образования и использования (напр., уставный фонд, складочный фонд);

- ценные бумаги, приносящие твердый доход.

Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда.

В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей.

Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд.

Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.      

Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд представляет собой некоммерческую организацию — специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более — прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав.         

Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд — автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью.

Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же — орган управления в фонде.

 Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) - 118 и 119.

118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации

Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях, - если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности - при создании благотворительного фонда.

Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин "фонд" (например, Специализированное государственное учреждение "Российский фонд федерального имущества", Пенсионный фонд РФ).

Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом.

Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах.

В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.

Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда.

Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава.

 Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.

Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей.

При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.

Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается.

 В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.

Например, благотворительный фонд “Спасение” организован для оказания помощи детям, которые остро нуждаются в ней. Мы помогаем тем, кому беда искалечила жизнь, лишила ее радости и беззаботности детства. Среди прочих организаций наш благотворительный фонд помощи детям ориентирован, прежде всего, на детей с обширными ожогами и травмами, а также детей с трудноизлечимыми заболеваниями (в том числе позвоночника и сердца). Давайте объединим усилия, ведь есть беды, когда одному не справиться, в таких случаях только пожертвование и благотворительность могут помочь вовремя справиться с несчастьем. Мы обращаемся к Вам за помощью с верой в Вашу доброту и милосердие.

Наша жизнь полна неожиданностей, порой – неприятных и даже трагических. И в тяжелую минуту очень важно, чтобы человек не чувствовал себя одиноким и брошенным, чтоб он знал, что на свете есть неравнодушные люди, способные протянуть ему руку помощи.

Иногда последней соломинкой, за которую цепляется человек, оказывается благотворительный фонд.

Обращение в благотворительные фонды Санкт-Петербурга может дать шанс на спасение многим людям, уже готовым опустить руки и смириться со страшной неизбежностью. Наш благотворительный фонд «Спасение» был создан для того, чтобы человек мог продолжать эту борьбу, ведь моральная и материальная поддержка окружающих способна на настоящее чудо.

Задумайтесь: каждый из нас на протяжении своей жизни не раз чувствовал свою слабость и беспомощность, испытывал страдание и боль. И каждый знает, как трудно противостоять этому в одиночку.

Никто из нас не в состоянии окончательно победить болезни и смерть, однако мы можем своими усилиями привнести в этот мир немного тепла и любви, и тогда горести отступят.

Наш благотворительный фонд «Спасение» собрал под своим крылом людей, воспринимающих чужую боль, как собственную. Мы не можем закрывать глаза на страдания больных детей, мы не можем отворачиваться от их слез, слез их матерей, и поэтому мы обращаемся к каждому из вас – давайте спасать жизни детей вместе!

Каждая история ребенка, обратившегося в наш благотворительный фонд за помощью – это маленькая трагедия, но надежда на счастливый исход есть. Так давайте дадим этим маленьким девочкам и мальчикам шанс жить, жить полнокровно и радостно! Здесь все зависит не от веления судьбы, а от того, какой выбор сделает посетитель нашего сайта: равнодушно пройдет мимо или ощутит в своем сердце желание помочь… Как раз для того, чтобы это желание смогло воплотиться в жизнь, и существуют благотворительные фонды помощи детям. С нашей помощью ваша помощь всегда дойдет до адресата и будет направлена на спасение.

Наш благотворительный фонд особое внимание уделяет детям, получившим тяжелые ожоги, а также инвалидам и детям, остро нуждающимся в квалифицированном лечении. Как и все благотворительные фонды СПб, мы стараемся оказать им посильную помощь, но без вашего участия нам не обойтись!

Взгляните в светлые глаза детей – вполне возможно, от вашего решения зависит их дальнейшая судьба. Поддержите их, вынужденных бороться за свою жизнь, проявите человеческое участие и тепло – наш благотворительный фонд с глубокой благодарностью примет любую помощь!

Представители всех благотворительных фондов СПб не устают повторять: отдавая, каждый из нас становится богаче внутренне. Счастливые улыбки детей, осознание того, что эти малыши оказались спасены – все это делает деятельность благотворительных фондов Санкт-Петербурга столь нужной и значимой.

1.4.18.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)….

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 276.