Особенности деятельности некоммерческих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организаций

Важность функционирований некоммерческих организаций (НКО) в России на современном этапе развития рыночной экономики подчеркивается непосредственным их участием, как в социальной сфере, так и в цепочках сделок в коммерческих отраслях.

Внимание государства к некоммерческим организациям чаще всего обусловлено тем, что идет нарушение определения На данный момент вся деятельность некоммерческих организаций, связанная с получением прибыли, жестко проверяется и контролируется.5

На практике существует две категории НКО:

- осуществляющие некоммерческую деятельность с целью развития социальной сферы общества;

-осуществляющие коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

   Некоммерческой организацией (НКО)является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО присуще:

-наличие юридического лица;

-основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

-возможная прибыль не может быть распределена между участниками НКО.

Если НКО намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет НКО защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет НКО пользоваться налоговыми и прочими льготами.

НКО как юридическому лицу присущи следующие характеристики:

- НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету; она вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой НКО на русском языке; НКО вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;

-учредительными документами НКО являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях НКО может действовать на основании общего положения об организациях данного вида;

- в учредительных документах НКО должны определяться наименование НКО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения НКО организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее, источники формирования имущества НКО, порядок внесения изменений в учредительные документы НКО, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

НКО может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ. Руководители филиала и представительства назначаются НКО и действуют на основании доверенности, выданной НКО.

НКО может быть ликвидирована. Это может произойти: по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда; в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

 Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций и включает два уровня:

-основная;

- предпринимательская деятельность.

Основная деятельность НКО - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. НКО может осуществлять один или несколько видов деятельности.

Ведение основной деятельности - главная функция НКО, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность НКО поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. НКО получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ6.

Предпринимательская деятельность НКО должна соответствовать трем условиям:

- не должна быть основной целью деятельности НКО;

-служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации;

- соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

 В соответствии со ст.13 закона "О некоммерческих организациях" выделяются два способа создания НКО:

-учреждение;

- реорганизация существующей НКО.

Учреждение НКО происходит по решению учредителей (учредителя). Количество учредителей зависит от организационно-правовой формы создаваемой НКО и определяется соответствующими законами.

При наличии нескольких учредителей решение об образовании НКО должно быть принято единогласно. В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Учреждение НКО возможно лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Следовательно, филиалы и представительства юридических лиц не вправе быть учредителями НКО.

В соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (В ред. от 1 декабря 2007г. №318-ФЗ) НКО подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти. При регистрации происходит внесение в единой государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации НКО.

Для государственной регистрации НКО при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

-заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем);

-учредительные документы НКО;

-решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов;

-сведения об учредителях;

-документ об уплате государственной пошлины;

-сведения об адресе постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО;

-документы, подтверждающие правомочие на использование в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

Все необходимые для регистрации документы предоставляются в уполномоченный орган не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

 В течение 14 рабочих дней после получения документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации НКО и направляет в регистрирующий орган необходимые документы и сведения.

На основании полученных документов регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО.

Данный орган не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. За государственную регистрацию НКО взимается государственная пошлина.

 

НКО могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов НКО:

-общественные;

-религиозные;

-фонды;

-потребительские кооперативы;

-учреждения;

-союзы.

Нужно отметить, что приводимые Гражданским кодексом РФ ч.1 таких форм НКО как, потребительские кооперативы (ст.116 ГК РФ), общественные и религиозные организации (объединения) (ст.117 ГК РФ), фонды (ст.118 ГК РФ), учреждения (ст.120 ГК РФ), объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст.121 ГК РФ), имеют место, и иные формы НКО, которые закреплены в Федеральном Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с внесенными изменениями и дополнениями).

 

Потребительские кооперативы

 

На фоне общеэкономического кризиса в России отмечается развитие некоторых отраслей хозяйствования и экономических систем, которые самостоятельно ищут пути выживания, сохранения своих позиций на рынке на основе использования даже небольших конкурентных преимуществ7.

 К одной из многоотраслевых экономических систем относиться потребительская кооперация, также испытывающая значительные финансовые затруднения этапа реформирования экономических отношений.

Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (Часть первая) в общих чертах. Производственных - несколько детальнее, потребительских - совсем скудно. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах.

Сегодня мы испытываем сложности в законотворчестве и правоприменительной практике по проблемам кооперации потому, что у государства нет вполне ясной программы поддержки кооперативного сектора, четкого представления о направлениях его развития.

Во всем мире кооперативы выполняют большие социальные задачи. Они помогают бороться с нищетой, безработицей, создавая новые рабочие места, способствуют поднятию образовательного, культурного уровня своих членов, обеспечивают повышение жизненного уровня бедных слоев населения8.

Общее понятие кооператива дано, например, в заявлении Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности (принято на Международном конгрессе, посвященном 100-летию МКА):

-кооперативы - это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеющих и демократически управляемого предприятия.

 При этом под ассоциацией (объединением) людей имеются в виду объединение не только отдельных людей (физических лиц), но и групп людей - юридических лиц, наделяемых такими же правами как и индивидуальные члены.

 Вопрос членства - дело самого кооператива.

Нормы о кооперативах в Гражданском кодексе следовало бы сосредоточить в разделе о юридических лицах и дать общее понятие кооператива и его отдельных разновидностей.9

Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (часть первая) в общих чертах.Производственных - несколько детальнее, потребительских - весьма лаконично.

В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах, а также в соответствии с Федеральным законом о введении в действие ГК РФ - законом о сельскохозяйственной кооперации2.

Основное различие между закрепленными в ГК производственными и потребительскими кооперативами состоит не в том, что для одних извлечение прибыли - основная цель, а для других - нет, а в том, что производственные кооперативы изготовленный в результате совместного труда продукт (работу, услугу) продают на сторону, удовлетворяют потребности членов за счет полученной прибыли, а члены потребительских кооперативов сами являются потребителями изготовленных созданными кооперативом организациями или его обособленными подразделениями, либо приобретенных ими товаров, услуг, результатов работ.

Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации характеризуется общими с экономикой Российской Федерации чертами: влиянием роста инфляции, снижением темпов роста производительности труда, увеличением издержек обращения.

В соответствии с преамбулой к Закону основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

 -оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

- пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.  

В настоящее время задачи расширились и несколько видоизменились.

В настоящее время можно выделить ряд общих проблем, связанных с

образованием капитала и распределением результатов работы в потребительских обществах:

- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;

 -кооперативы имеют гораздо меньше возможностей привлечения собственного капитала, чем акционерные общества, так как размер собственного капитала зависит от числа членов кооператива.

 В связи с тем, что каждый член кооператива имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев становится нецелесообразным.

Если из кооператива выбывают его члены и получают принадлежащие им паи обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и его кредитная основа уменьшаются;

- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных (коммерческих) банков весьма затруднено, так как получение кредитов зависит от платежеспособности кооперативов, которая далеко не всегда стабильна.

Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что приводит к тому, что кредиты предоставляются им на неблагоприятных условиях, а это, в свою очередь, делает их труднодоступными для кооперативов;

 - государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем выдачи льготных кредитов и установления льготного налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов по разным причинам не может участвовать в этих программах.

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

Гражданин или юридическое лицо, желающие стать пайщиками, подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в потребительское общество.

В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства.

В заявлении юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, а также получающие государственные пособия, пенсию или стипендию, сообщают об этом в заявлении.

Заявление о приеме в потребительское общество должно быть рассмотрено в течение 30 дней советом потребительского общества.

Вступающий признается пайщиком с момента вынесения решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

Лица, принятые в потребительское общество и внесшие вступительный и паевой взносы, получают документ, удостоверяющий их членство. Права и обязанности пайщиков, а также порядок прекращения членства в потребительском обществе, закреплены соответственно в ст. 12-14 Закона.

Организация и деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ", который отменил действие на территории Российской Федерации Закона СССР "О кооперации в СССР" в части, относящейся ко всем потребительским кооперативам.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 328.