Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования.
Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях.
С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.
Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся:
- во-первых, государство;
-во-вторых, муниципальные образования.
Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов.
К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.
Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ).
Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы.
Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений.
Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.
Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).
Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).
За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).
Особенность государственного устройства позволяет выделить в качестве участников гражданского оборота разнообразные государственные образования, т.к. государство не выступает более в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов:
- Российская Федерации как самостоятельный участник имущественных отношений;
-республики и автономные (национально-территориальные) образования в составе Российской Федерации;
- края, области и приравненные к ним административно-территориальные образования.
Все они независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Государственная казна, как основа имущественной обособленности государства, образуется только на уровне Федерации, входящих в ее состав республик и других национально-территориальных образований, а также краев и областей.
На более низких уровнях государственного устройства, а речь идет об органах местного самоуправления, которые обладают муниципальной собственностью, участие государства по отношению к муниципальным органам и их имуществу носит ограниченный характер и направлено на оказание материальной поддержки в осуществлении муниципальных задач.
Субъектом гражданско-правовых отношений может выступать и иностранное государство как собственник определенного имущества и участник иностранных инвестиций на российской территории *, однако его правосубъектность будет определяться по правилам национальной принадлежности, с учетом российского гражданского законодательства.
Государственная собственность служит основой выступления государства как субъекта гражданского права в имущественном обороте, и в настоящее время нет федеральных конституционных норм, разграничивающих собственность Российской Федерации и собственность входящих в ее состав национально-государственных и административно-территориальных образований.
Как собственники своего имущества, государственные образования - республики, национально-территориальные (автономные) образования, административно-территориальные единицы обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданских правоотношениях. В этом качестве они также обособлены от созданных ими государственных юридических лиц, самостоятельно хозяйствующих с переданным им государственным имуществом.
Государственные образования непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются своей государственной казной, состоящей из средств государственного бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с нормами наследственного права государство может выступать в качестве наследника как по завещанию, так и в силу закона. В качестве самостоятельного субъекта права государство участвует в авторских и изобретательских правоотношениях.
1.4.20.Участие публично-правовых образований в
Дата: 2018-11-18, просмотров: 255.