Этот закон закрепил правовой статус только потребительских обществ и союзов, то есть кооперативов, действующих в сфере торговли, заготовок и т.п

Таким образом, Кодекс различает лишь производственные кооперативы (артели) - коммерческие организации и потребительские кооперативы - некоммерческие организации, устанавливая при этом, что правовое положение производственных кооперативов определяется в соответствии с данным кодексом законами о производственных кооперативах, а потребительских кооперативов - законами о потребительских кооперативах.

Как справедливо отмечалось в литературе, проводимое ГК разделение кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские) достаточно условно (особенно, как нам кажется, в отношении сельскохозяйственной кооперации). Извлечение прибыли не является самоцелью в кооперативе любого вида.

Прибыль есть средство для наиболее полного удовлетворения различных жизненных интересов членов кооператива (в некоторых дореволюционных работах по кооперации вообще отрицалась правомерность использования термина "прибыль" применительно к кооперативам)10.

Можно выделить временной ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность потребительской кооперации в различные периоды современных преобразований общества и экономики в России.

   Новым импульсом повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами стало принятие Правительством РФ Постановления «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (№ 24 от 7 января 1999 г.). Данным Постановлением предусматривается оказание поддержки организациями потребительской кооперации в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовителых пунктов.

Потребительской кооперации в России около 170 лет. Являясь одной из старейших организаций, решающей социальные проблемы населения, она выдержала испытание временем, успешно развилась и создала мощную материально-техническую базу. Потребительская кооперация всегда была надежным партнером и активным помощником государства в решении важных народнохозяйственных задач.

Предприятиям потребительской кооперации присущи все те же экономические, финансовые и социальные проблемы, что и предприятиям других отраслей: неплатежи, большой удельный вес бартерных операций, недостаток оборотных средств, отток квалифицированных кадров.

 Но следует также заметить, что потребительская кооперация это многоотраслевая экономическая система, от которой зависит благосостояние жителей сельских районов, поэтому крайне важна поддержка не на словах а на деле со стороны государственных органов. Без нее наметившиеся тенденции к улучшению ситуации могут не получить должного развития и будут протекать крайне медленно.

Законодательная и нормативная база предусматривает немало льгот для предприятий потребительской кооперации, что способствует экономическому росту и развитию системы.

 

Основная концепция по укреплению позиций потребительской кооперации в РФ, носит общесистемный характер укрепления экономических позиций потребительской кооперации путем объединения усилий организаций потребительской кооперации по реализации стратегии устойчивого экономического роста11.

 Данная концепция должна быть основой выработки конкретных плановых мероприятий в каждом конкретном периоде, обеспечивающих объединение усилий и ресурсов в интересах пайщиков и удовлетворения потребностей всего сельского населения, сохраняя и развивая исторический авторитет кооперативного движения.

Список использованной литературы

________________________________________________________

1.Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", 2003. - С.371

2.Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М.: Общество «Знание» России. ЦИНО.2000. - С.380

3.Ермаков В.Ф. Киселева Г.В. Пайщикам и работникам потребительской кооперации России // Российская кооперация. - 2002. - №9, С.1-2.

4.Зайцева О.П. Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации. - Новосибирск.: СУПК., 2002. - С.104

5.Каширин В.В. Потребительская кооперация в условиях экономических реформ // Финансы. - 2002. - №9. - С.19-21.

6.Каширин В.В. Функции потребительской кооперации в переходной экономике // Вестн. моск. ун-та. - 2001. - №1. – С. 16-28.

7.Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. - 2-е изд. ПСб.: Издательство ОЛБИС, 2002. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2002. - С.540

8.Николаев В.Н., Егорова В.Н. Развитие потребительской кооперации в регионе в условиях реформирования экономических отношений: Практическое пособие. - Чебоксары.: Чебоксарский кооперативный институт МУПК, 2003. - С.86

9.Основные показатели хозяйственной деятельности потребкооперации России за январь-октябрь 2003 года. - М.: ЦС. - 2004. - С.171

10.Семионкина И.Л. Потребительские кооперативы в системе некоммерческих организаций: статус, правовое положение и налогообложение // Бюджет. и некоммерч. организации. - 2003. - №8. - С. 56 - 71.

11.Снитко Л.Т. Методические рекомендации по повышению материальной заинтересованности работников потребительской кооперации в конечных результатах деятельности. - Белгород.: БУПК, 2002. - С.34

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 34.