Предпринимательских, обязательственных и т.д
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государство участвует и в иных гражданско-правовых отношениях: при выпуске государственных займов, государственных казначейских обязательств, проведении государственных лотерей.

В связи с мероприятиями по разгосударствлению экономики и проведению приватизации государственного имущества государство участвует в качестве стороны в договорах купли-продажи, аренды (долгосрочного найма) и в других гражданско-правовых формах добровольной передачи своего имущества в собственность юридических лиц и граждан1.

Порядок и формы участия государства в этих отношениях определяются законодательными актами о приватизации предприятий , жилищного фонда , земельных участков.

С учетом того что основной формой приватизации государственных предприятий становится акционирование, государство в лице соответствующих фондов государственного имущества становится владельцем акций или долей (паев) хозяйственных обществ, создаваемых на базе приватизированных предприятий, которые могут на договорной основе передаваться в управление и использование инвестиционным фондам, холдинговым компаниям и иным юридическим лицам2.

Государство может быть участником внедоговорных обязательств при взыскании с виновных лиц причиненный ему имущественный вред (ущерб).

Материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях составляет имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются собственниками своего имущества и в этом качестве участвуют в отношениях собственности и иных вещных правоотношениях.

  Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях как вполне самостоятельные, равноправные и имущественно обособленные субъекты.

     Попытки федерального государства устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом, например определять объекты приватизации, не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК разрешает устанавливать специальным законодательством лишь «порядок» (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты («случаи»).

Следует отметить, что действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации, как иногда ошибочно указывается в литературе3.          

Более того, указанные высшие органы публичной власти не выступают в имущественном обороте и от собственного имени, ибо имеют совершенно иные функции и задачи.

Для материального обеспечения их деятельности создаются самостоятельные юридические лица – управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т. п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий.

   Именно поэтому Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (п. 4–6 ст. 126 ГК).

   Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных условиях по указанию закона переходят в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225, п. 2 ст. 228, п. 1 ст. 231 ГК).

    Основаниями возникновения права государственной или муниципальной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 239 ГК), а для государственной собственности – выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК). Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации4.

    Публично-правовые образования могут быть субъектами некоторых ограниченных вещных прав (сервитутного типа). Они вправе использовать вещно-правовые и другие способы защиты своих прав и законных интересов, предъявляя соответствующие иски в общем порядке, установленном законодательством5.

     Публично-правовые образования могут быть наследниками по завещанию, а также становятся собственниками выморочного имущества. Таким образом, они могут быть участниками наследственных отношений6.

    В зависимости от того, какие объекты входят в состав выморочного имущества (движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, банковские вклады и т. д.), определяются и органы публичной власти, участвующие в данных правоотношениях от имени публично-правовых образований7.

 Действующий в этой части ГК говорит о переходе выморочного имущества к «государству» (государственным образованиям), тогда как проект третьей части ГК РФ исходит из необходимости передачи такого имущества муниципальным образованиям.

  В качестве собственников они вправе создавать юридические лица, наделяя их необходимым имуществом.

  Создание унитарных предприятий – не собственников (субъектов права хозяйственного ведения) разрешено теперь только публично-правовым образованиям (а создание казенных предприятий – субъектов права оперативного управления – только федеральному государству).        

   Учредителями унитарного предприятия обычно выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом, а учредителем казенного предприятия в соответствии со ст. 115 ГК должно выступать Правительство РФ (на практике оно обычно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти) 8.

    Публично-правовые образования являются также субъектами ответственности за вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц (ст. 16, 1069 ГК).        

Иначе говоря, они могут выступать в качестве участников обязательств из причинения вреда (деликтных)9.

Разновидностью (частным случаем) такой ответственности является ответственность за вред, причиненный вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (ст. 1070 ГК).

Субъектами могут быть: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами, т.е. объектами являются материальные и нематериальные блага.

Гражданские же правоотношения подразделяются на: 10

- абсолютные и относительные;

- вещные и обязательственные;

- корпоративные;

- преимущественные.

Список используемой литературы

_______________________________________________

1. Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2009. - С.64

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая - М.: Издательство Омега-Л, 2010. – С. 474.

3. Бриллиантова, Н.А. Трудовое право: учеб./Н.А. Бриллиантова [и др.] - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - С.600

4. Грибанов, В. П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей./В.П. Грибанов - М.: Статут, 2000. - С.345

5. Грудицын, Л. Ю. Гражданское право: учебник для вузов/Л.Ю. Грудицын -М.: Юстицинформ, 2004.- С.560

6. Кузнецова О. А. Принципы гражданских правоотношений: вопросы теории и практики. /О.А. Кузнецова// Правоведение. - 2005. - № 2. – С..28-29.

7. Романов, В. В. Гражданские правоотношения в современной России. /В.В. Романов// Гражданское право - 2004. - № 6, С.32-38.

8. Гражданское право. Учебник для вузов./С.П. Гришаева [и др.]- М.: Дашков и Ко, 2002.- С 480.

9. Гражданское право. Учебник для студентов в 4 т./Е.А. Суханов [и др.] - М.: Вольтер Клувер, 2007. С.720

10.(Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. С. 169–170; Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. С. 112).

 

 

1.4.21.Гражданско-правовая ответственность государства

 

В современном правовом государстве, которым является Российская Федерация, существуют понятия право- и дееспособности, т.е. способности граждан иметь права и (выполнять) обязанности, а также своими действиями приобретать новые права и обязанности. В связи с этим каждый гражданин РФ неизбежно несет ответственность за определенные действия.

Но подчас люди оказываются не готовы к такому, казалось бы, обыденному и распространенному явлению. В сознании многих людей ответственность - это нечто невероятно сложное, непонятное и пугающее. Довольно часто мы слышим фразы примерно следующего содержания: «Как он справляется с этой работой? Это же такая ответственность!», «Я не возьмусь за это дело, слишком много ответственности», «Я не хочу брать на себя такую ответственность!» и тому подобные изречения.

Термин «Ответственность» в литературе и законодательстве употребляется в различных аспектах. В одних случаях говорится об ответственности за выполнение обязанностей, в других - об ответственности за нарушение прав и обязанностей.

В первом случае ответственность существует как состояние, возникающее одновременно с появлением юридической обязанности, имеющееся в настоящее время и направленное в будущее, не зависящее от правильности поведения обязанного лица и стимулирующее его примерное поведение; ответственность является позитивной, перспективной.

 Во втором случае ответственность выступает как следствие нарушения своих обязанностей и прав другого лица, имевшего место в прошедшем времени; она заключается в возложении на нарушителя последствий его поведения и также стимулирует правомерную деятельность; ответственность является негативной, ретроспективной.

   Гражданско-правовая ответственность - разновидность юридической ответственности; это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

   Гражданско-правовая ответственность характеризуется тремя обязательными признаками:

   - государственное принуждение (выражается в том, что меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства);

    - отрицательные (неблагоприятные) последствия для правонарушителя (уменьшение его имущества путем безвозмездного изъятия имущества (денег) или лишения прав личного характера);

  - осуждение правонарушителя и его субъекта (негативная реакция государства и общества на совершенное правонарушение и его субъекта).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 226.