Посадки с гарантированным натягом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Посадки с гарантированным натягом. Посадки с гарантированным натягом применяют для получения неподвижных неразъемных соединений, причем относительная неподвижность сопрягаемых деталей обеспечивается благодаря упругим деформациям, возникающим при соединении вала с отверстием. При этом предельные размеры вала больше предельных размеров отверстия. В некоторых случаях для повышения надежности соединения дополнительно используют штифты или другие средства крепления, при этом крутящий момент передается штифтом, а натяг удерживает деталь от осевых перемещений.

Благодаря надежности и простоте конструкции и сборки узлов, включающих в себя соединения с натягом, применяются во всех отраслях машиностроения (например, при сборке оси с колесом для железнодорожного транспорта, втулок с валами, ступицы червячного колеса с венцом и т.д.).

Выбор способа получения соединения (под прессом, с нагревом охватывающей или охлаждением охватываемой детали и т.д.) определяется конструкцией деталей, их размерами, требуемым натягом и другими факторами.

Надежность посадок с натягом зависит от многих факторов: механических свойств материалов соединяемых поверхностей, шероховатости и геометрии поверхностей, конструктивных факторов, величины натяга, метода сборки и т.д. Одна часть этих факторов учитывается при расчете посадки с натягом, а другую часть учесть в расчетах трудно или невозможно, поэтому в ответственных случаях выбранную в соответствии с расчетом посадку рекомендуется проверять экспериментально.

Примеры применения посадок с натягом. Частота применяемости предпочтительных посадок с натягом соответствует порядку увеличения гарантированного натяга.

Для соединений тонкостенных деталей, а также деталей со стенками большей толщины, испытывающих небольшие нагрузки, предпочтительной будет посадка Н7/р6. Для соединений кондукторных втулок с корпусом кондуктора, запорных втулок с дополнительным креплением предпочтительными будут посадки Н7/ r 6, H 7/ s 6. Посадка H 7/ u 7 применяется для таких соединений, как втулки подшипников скольжения в тяжелом машиностроении, венцы червячных колес, маховики. Посадки, характеризуемые самыми большими величинами гарантированного натяга – H 8/ x 8, H 8/ z 8, применяются для тяжело нагруженных соединений, воспринимающих большие крутящие моменты и осевые силы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое посадка?

2. Какие бывают посадки?

3. Что такое зазор?

4. Что такое натяг?

5. Что такое номинальный, действительный и предельные размеры?

6. Что такое отклонение размеров и как оно указывается на чертежах?

7. Для чего предназначены системы допусков и посадок?

8. Что такое единица допуска и как она определяется?

9. Что такое квалитет?

10. Что такое система вала и система отверстия?

11. Что такое поля допусков предпочтительного применения и как их применяют?

12. Что называют основным отклонением? Как располагаются основные отклонения на схеме?

13. Что называют посадкой в системе вала?

14. Что называют посадкой в системе отверстия?

15. Как обозначаются посадки на чертежах?

16. В зависимости от каких параметров выбирают и назначают посадки?

 

ГЛАВА 5. РАСЧЕТ ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

СОЕДИНЕНИЙ

 

Разберем примеры решения задач, в которых надо пользоваться следующими обозначениями:

DH – номинальный диаметр отверстия,

Dmax – наибольший предельный диаметр отверстия,

Dmin – наименьший предельный диаметр отверстия,

dH – номинальный диаметр вала,

dmin – наименьший предельный диаметр вала,

dmax – наибольший предельный диаметр вала,

TD – допуск отверстия,

Td – допуск вала,

ES – верхнее отклонение отверстия,

EI – нижнее отклонение отверстия,

es – верхнее отклонение вала,

ei – нижнее отклонение вала,

Smax – наибольший зазор,

Smin – наименьший зазор,

Nmax – наибольший натяг,

Nmin - наименьший натяг,

TS – допуск зазора (допуск посадки с зазором),

TN – допуск натяга (допуск посадки с натягом),

Т (S, N) – допуск переходной посадки,

IT – поле допуска квалитета.

 

 

Задача №1

 

Для данного соединения  шейки коленчатого вала с втулкой двигателя автомобиля ГАЗ-53А определить систему, посадку, квалитеты, отклонения, предельные размеры, допуски, зазоры, допуск зазора.

 

Решение

1. Из условия задачи определяем, что номинальный размер соединения DH = dH = 95 мм; система сопряжение – система отверстия, посадка с зазором, основные отклонения отверстия – Н, вала – f, квалитеты отверстия и вала 7.

2. Определяем верхние и нижние отклонения отверстия и вала по Стандарту СЭВ 144-75

Для отверстия: ES = +35 мкм = +0,035 мм

ЕI = 0

Для вала: es = - 36 мкм = - 0,036 мм;

ei = - 71 мкм = - 0,071 мм.

3. Определяем предельные размеры отверстия и вала.

Для отверстия:

Dmax = DH + ES = 95 + (+0,035) = 95,035 мм

Dmin = DH + EJ = 95 + 0 = 95 мм.

Для вала:

dmax = dH = es = 95 + (- 0,036) = 94,964 мм;

dmin = dH + ei = 95 + (- 0.071) = 94,929 мм.

4. Определяем допуски на обработку отверстия и вала.

Допуск отверстия:

TD = Dmax – Dmin = 95,035 – 95 = 0,035 мм

Допуск вала:

TD = dmax – dmin = 94,964 –  94,929 = 0,035 мм.

Выполняем проверку допусков отверстия и вала через отклонения:

TD = ES – EJ = (+ 0,035) - 0 = 0,035 мм;

Td= es – ei = (- 0,0,36) – (- 0,071) = 0,035 мм.

5. Определяем наибольший и наименьший зазоры для данного соединения:

Smax = Dmax – dmin = 95,035 – 94,929 = 0,106 мм;

Smin = Dmin – dmax = 95 – 94,964 = 0,036 мм

6. Определяем допуск зазора для данного соединения:

TS = Smax – Smin = 0,106 – 0,036 = 0,070 мм

Выполняем проверку допуска зазора через допуски отверстия и вала:

TS = JTD + JTd = 0,035 +0,035 = 0,070 мм.

Затем выполняем графическое изображение полей допусков данного соединения в М1000:1.

Рис. 5.1 Графическое изображение полей допусков соединения

 

Задача №2

 

Для данного соединения распределительного вала

 с шестерней  двигателя автомобиля ГАЗ-31 «Волга» определить систему, отклонения, посадку, квалитеты, предельные размеры, допуски, зазор, натяг, допуск посадки.

Решение

1. Из условия задачи определяем, что номинальный размер соединения DH = dH = 12 мм, данная система – система вала, так как у вала верхнее отклонение равно нулю, а нижнее имеет знак минус.

2. Определяем верхние и нижние отклонения отверстия и вала из условия задачи.

Для отверстия: ES = +0,006 мм;

                    EI = - 0,012 мм;

для вала:    es = 0;

                    ei = - 0,011 мм.

3. Посадку и квалитеты определяем по стандарту СЭВ 144-75.

Посадка переходная, основные отклонения отверстия – К, вала – h, квалитеты отверстия 7, вала 6.

4. Определяем предельные размеры отверстия и вала.

Для отверстия:

Dmax = DH + ES = 12 + (+0,006) = 12,006 мм

Dmin = DH + EI = 12 + (-0,012) = 11,988 мм

для вала:

dmax= dH + es = 12 + 0 = 12 мм

dmin = dH + ei = 12 + (-0,011) = 11,989 мм

5. Определяем допуски на обработку отверстия и вала.

Допуск отверстия:

TD = Dmax - Dmin = 12,006 - 11,988 = 0,018 мм

Допуск вала:

TD = dmax - dmin = 12 - 11,989 = 0,011 мм

Выполняем проверку допусков отверстия и вала через отклонения:

Td = ES – EI = (+0,006) – (-0,012) = 0,018 мм;

Td = es – ei = 0 – (-0,011) = 0,011 мм

6. Определяем наибольший зазор и наибольший натяг данного соединения:

Smax = Dmax – dmin = 12,006 – 11,989 = 0,017 мм

Nmax = dmax – Dmin = 12 – 11,988 = 0,012 мм

7. Определяем допуск переходной посадки данного соединения:

T(S,N) = Smax + Nmax = 0,017 + 0,012 = 0,029 мм

Выполняем проверку допуска посадки через допуски отверстия и вала:

T(S,N) = TD + Td = 0,018 + 0,011 = 0,029 мм

 

Выполняем графическое изображение полей допусков данного соединения в М1000:1.

Рис. 5.2 Графическое изображение полей допусков соединения

Дата: 2018-11-18, просмотров: 842.