Тема 3.1. Конфликт как особая форма взаимодействия
Самостоятельная работа № 14
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
знание специфики межличностного обмена информацией,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте.
Тема «Анализ конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка.
Составление Карты конфликта.
Студентам необходимо вспомнить конфликт, участником которого они являлись. Проанализировать его предмет, требования оппонентов друг к другу, интересы и опасения оппонентов, заполнить предлагаемую Карту конфликта. После заполнения Карты необходимо проанализировать разрешение данного конфликта, определить стратегию взаимодействия и предложить эффективные способы разрешения конфликтной ситуации на основе проведенного анализа (записать).
Карта конфликта
Интересы | Я | Опасения |
Требования к оппоненту | ||
Предмет конфликта | ||
Требования к оппоненту | ||
Интересы | Он | Опасения |
Рекомендуемые источники:
1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)
Тема 3.2. Педагогический конфликт
Самостоятельная работа № 15
Упражнение
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение анализировать и преодолевать коммуникативные барьеры в общении педагога и ребенка,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте,
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Упражнение письменное. Студенты самостоятельно описывают конфликт, возникший в педагогической деятельности (во время прохождения практики, можно взять из опыта коллег). Затем заполняют таблицу «Матрица возможностей», оценивая достоинства различных стратегии разрешения конфликта. После заполнения таблицы необходимо сделать вывод о целесообразной стратегии поведения в конфликте на основе полученной итоговой оценки по каждой стратегии.
При оценке учитывается умение студентов анализировать предложенную ситуацию, разрабатывать варианты ее решения, прогнозировать возможные последствия.
Стратегия (подробное описание) | Вероятный результат применения этого подхода | Вероятность реакции от 1 до 10 (1 – минимальная вероятность, 10 – максимальная). | Желательность такого итога от 1 до 10 (1 – минимальная желательность, 10 – максимальная). | Итоговая оценка (вероятность реакции умножить на желательность итога) |
Уклонение | ||||
Приспособление | ||||
Соперничество | ||||
Компромисс | ||||
Сотрудничество |
Рекомендуемые источники:
1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 16
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте,
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Тема «Анализ педагогического конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка. Студенты письменно отвечают на следующие вопросы: Какую стратегию взаимодействия использовал воспитатель в данной конфликтной ситуации? Насколько эффективна данная стратегия? Предлагают свой вариант решения с обоснованием.
1 вариант - Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
● Я буду врачом, — кричала Наташа.
● А я- бортмехаником! — сказала Саша.
● Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
● Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
● А я первый сказал!
● Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
2 вариант - На участок детского сада привезли песок. Саша (6лет) начал его разбрасывать и на замечания взрослых не обращал никакого внимания. Тогда воспитатель предложила детям быть водителями и перевозить песок, а Сашу назначила своим помощником по организации перевозки песка. Мальчик сразу изменил свое поведение и хорошо справился с заданием. В дальнейшем он часто просил воспитателя, чтобы его назначали помощником.
Самостоятельная работа № 17
Конспект источников
Предметом оценки являются знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Содержание задания:
1 вариант - Раскройте следующий вопрос: позиции педагога в конфликтной ситуации.
2 вариант - Раскройте следующий вопрос: понятие и причины педагогического конфликта.
Критерии оценки письменных ответов студентов – знание теоретических положений, грамотность, логичность изложения, достоверность.
Рекомендуемые источники:
1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
Контрольная работа
1. Проблемы общения в психологии.
2. Психологическая совместимость в общении.
3. Моральные нормы и нравственность в общении.
4. Роль общения в психологическом развитии личности человека.
5. Роль и механизмы невербального общения.
6. Речь как основное средство человеческого общения.
7. Техники и приемы общения.
8. Барьеры в общении и способы их преодоления.
9. Механизмы восприятия человека человеком и способы их использования.
10. Искусство управлять общением.
11. Формирование коммуникативной компетентности детей и взрослых.
12. Психологическая защита в общении.
13. Понятие и виды социально-психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение.
21. Виды психологического воздействия: манипуляция. Сущность и средства манипулирования.
14. Установки коммуникативного поведения.
15. Психологические механизмы регуляции деятельности.
16. Экспрессия человека в общении.
17. Управление конфликтом.
18. Конфликты в деятельности педагога. Правила разрешения конфликта.
19. Стресс: понятие, причины появления, психологическая защита от стрессов.
20. Педагогическое общение. Модели педагогического общения.
21. Индивидуальный стиль общения.
22. Психология одиночества.
23. Коммуникативные навыки лидера.
24. Этические принципы общения.
25. Роли и ролевые ожидания в общении.
26. Понятие, критерии и уровни эффективного общения.
26. Общение и развитие взаимоотношений.
27. Психология имиджа педагога.
28. Культура делового общения.
29. Коммуникативная культура педагога.
30. Роль эмпатии в общении.
31. Гендерные аспекты социальных коммуникации.
Рекомендации по выполнению контрольных работ:
• выбрать тему контрольной работы (согласно номеру по списку);
• ознакомиться со списком рекомендованной литературы;
• ознакомиться с дополнительными источниками, раскрывающими данный вопрос;
• обозначить содержание работы: введение, параграфы (1-2), заключение, список литературы;
• в соответствии с требованиями по написанию контрольных работ оформить работу;
• подготовиться к защите контрольной работы (четко представлять – цель изучения данной темы, выводы по параграфам и общий вывод по рассматриваемой теме).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 413.