Раздел 3. Социальная психология конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3.1. Конфликт как особая форма взаимодействия

Самостоятельная работа № 14

Анализ ситуаций

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

умение понимать партнера по общению,

умение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,

умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,

знание специфики межличностного обмена информацией,

знание сущности и структуры конфликта,

знание стратегий взаимодействия в конфликте.

Тема «Анализ конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка.

Составление Карты конфликта.

Студентам необходимо вспомнить конфликт, участником которого они являлись. Проанализировать его предмет, требования оппонентов друг к другу, интересы и опасения оппонентов, заполнить предлагаемую Карту конфликта. После заполнения Карты необходимо проанализировать разрешение данного конфликта, определить стратегию взаимодействия и предложить эффективные способы разрешения конфликтной ситуации на основе проведенного анализа (записать).

Карта конфликта

Интересы Я Опасения

Требования к оппоненту

 

Предмет конфликта

 
   

Требования к оппоненту

Интересы Он Опасения

Рекомендуемые источники:

1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)

2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.

3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)

Тема 3.2. Педагогический конфликт

Самостоятельная работа № 15

Упражнение

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

умение анализировать и преодолевать коммуникативные барьеры в общении педагога и ребенка,

умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,

умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,

знание сущности и структуры конфликта,

 знание стратегий взаимодействия в конфликте,

знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.

Упражнение письменное. Студенты самостоятельно описывают конфликт, возникший в педагогической деятельности (во время прохождения практики, можно взять из опыта коллег). Затем заполняют таблицу «Матрица возможностей», оценивая достоинства различных стратегии разрешения конфликта. После заполнения таблицы необходимо сделать вывод о целесообразной стратегии поведения в конфликте на основе полученной итоговой оценки по каждой стратегии.

При оценке учитывается умение студентов анализировать предложенную ситуацию, разрабатывать варианты ее решения, прогнозировать возможные последствия.

Стратегия (подробное описание) Вероятный результат применения этого подхода Вероятность реакции от 1 до 10 (1 – минимальная вероятность, 10 – максимальная). Желательность такого итога от 1 до 10 (1 – минимальная желательность, 10 – максимальная). Итоговая оценка (вероятность реакции умножить на желательность итога)
Уклонение        
Приспособление        
Соперничество        
Компромисс        
Сотрудничество        

Рекомендуемые источники:

1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)

2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.

3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)

Самостоятельная работа № 16

Анализ ситуаций

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

умение понимать партнера по общению,

умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,

умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,

знание сущности и структуры конфликта,

знание стратегий взаимодействия в конфликте,

знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.

Тема «Анализ педагогического конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка. Студенты письменно отвечают на следующие вопросы: Какую стратегию взаимодействия использовал воспитатель в данной конфликтной ситуации? Насколько эффективна данная стратегия? Предлагают свой вариант решения с обоснованием.

1 вариант -  Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

● Я буду врачом, — кричала Наташа.

● А я- бортмехаником! — сказала Саша.

● Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

● Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

● А я первый сказал!

● Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—   Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

2 вариант - На участок детского сада привезли песок. Саша (6лет) начал его разбрасывать и на замечания взрослых не обращал никакого внимания. Тогда воспитатель предложила детям быть водителями и перевозить песок, а Сашу назначила своим помощником по организации перевозки песка. Мальчик сразу изменил свое поведение и хорошо справился с заданием. В дальнейшем он часто просил воспитателя, чтобы его назначали помощником.

Самостоятельная работа № 17

Конспект источников

Предметом оценки являются знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.

Содержание задания:

1 вариант - Раскройте следующий вопрос: позиции педагога в конфликтной ситуации.

2 вариант - Раскройте следующий вопрос: понятие и причины педагогического конфликта.

Критерии оценки письменных ответов студентов – знание теоретических положений, грамотность, логичность изложения, достоверность.

Рекомендуемые источники:

1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.



Контрольная работа

1. Проблемы общения в психологии.

2. Психологическая совместимость в общении.

3. Моральные нормы и нравственность в общении.

4. Роль общения в психологическом развитии личности человека.

5. Роль и механизмы невербального общения.

6. Речь как основное средство человеческого общения.

7. Техники и приемы общения.

8. Барьеры в общении и способы их преодоления.

9. Механизмы восприятия человека человеком и способы их использования.

10. Искусство управлять общением.

11. Формирование коммуникативной компетентности детей и взрослых.

12. Психологическая защита в общении.

13. Понятие и виды социально-психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение.

21. Виды психологического воздействия: манипуляция. Сущность и средства манипулирования.

14. Установки коммуникативного поведения.

15. Психологические механизмы регуляции деятельности.

16. Экспрессия человека в общении.

17. Управление конфликтом.

18. Конфликты в деятельности педагога. Правила разрешения конфликта.

19. Стресс: понятие, причины появления, психологическая защита от стрессов.

20. Педагогическое общение. Модели педагогического общения.

21. Индивидуальный стиль общения.

22. Психология одиночества.

23. Коммуникативные навыки лидера.

24. Этические принципы общения.

25. Роли и ролевые ожидания в общении.

26. Понятие, критерии и уровни эффективного общения.

26. Общение и развитие взаимоотношений.

27. Психология имиджа педагога.

28. Культура делового общения.

29. Коммуникативная культура педагога.

30. Роль эмпатии в общении.

31. Гендерные аспекты социальных коммуникации.

Рекомендации по выполнению контрольных работ:

• выбрать тему контрольной работы (согласно номеру по списку);

• ознакомиться со списком рекомендованной литературы;

• ознакомиться с дополнительными источниками, раскрывающими данный вопрос;

• обозначить содержание работы: введение, параграфы (1-2), заключение, список литературы;

• в соответствии с требованиями по написанию контрольных работ оформить работу;

• подготовиться к защите контрольной работы (четко представлять – цель изучения данной темы, выводы по параграфам и общий вывод по рассматриваемой теме).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 413.