Психология общения
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
для студентов заочной формы обучения
Автор-составитель: Шубина Е.В. |
Рассмотрено на заседании ПЦК «____» ____________ 20_______ Председатель ПЦК ______________/__________________ |
Вологда
2014
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины Психология общения по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование
Составитель:
Шубина Е.В.. преподаватель психолого-педагогических
дисциплин БПОУ ВО «Вологодский
педагогический колледж», к.психол.н.
Введение
Психология общения принадлежит к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла, является дисциплиной по выбору.
Структура данной дисциплины представлена в виде трех разделов. В первом разделе «Социально-психологические аспекты общения» раскрываются основные компоненты общения: социальная перцепция, интерактивный и коммуникативный компонент общения, изучаются основные техники и приемы общения.
Во втором разделе «Личная и профессиональная эффективность в межличностном общении» рассматриваются вопросы ролевых ожиданий в общении; этические принципы общения. Студенты знакомятся с приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения и учатся применять их на практике. В третьем разделе «Социальная психология конфликта» изучаются источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
В учебном плане по заочной форме обучения предусмотрено 6 аудиторных занятий (10 часов обзорных лекций и 2 часа – зачет), 57 часов самостоятельной работы.
Промежуточные формы контроля по курсу — контрольная работа, дифференцированный зачет. Зачетные требования сводятся к следующему: умение студента четко и ясно излагать ответ по теоретическому вопросу контрольной работы; ответить на дополнительно задаваемые вопросы преподавателя; знание основной терминологии по предмету и применение этих знаний в письменных ответах проверочной работы; умение осуществлять самоанализ профессиональных и личностных особенностей в общении и ставить цели саморазвития.
В результате изучения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Задания для самостоятельной работы студента
Методические указания: большинство изучаемых тем предусматривает выполнение самостоятельной работы студентами. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретических вопросов по теме, самопроверку изученного с помощью контрольных вопросов, выполнение практических упражнений и заданий. Список рекомендуемой литературы представлен в конце. Результат самостоятельной работы студента оценивается на зачете во 2 семестре. Для повышения эффективности усвоения рекомендуется письменно выполнять предложенные упражнения. После выполненных заданий по одной теме должен быть сделан вывод о значении данной работы для саморазвития. После выполненной работы необходимо написать рефлексивный отчет о возможностях применения полученных знаний для личностного и профессионального развития. При возникновении затруднений студенты могут обратиться к преподавателю за консультацией.
Самостоятельная работа № 1
Самоанализ
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самоанализ своей профессиональной роли и личностных особенностей в ролевом взаимодействии,
знание взаимосвязи общения и деятельности,
знание особенностей общения в современном мире.
Тема самоанализа «Какой я собеседник?». Предмет самоанализа – индивидуальные качества студента как собеседника. Предполагается самостоятельное выполнение заданий по учебнику Н.С.Ефимовой «Психология общения» (представлены ниже). После каждого задания студент пишет вывод о своих индивидуальных особенностях. Завершает работу обобщение полученной информации.
Содержание заданий:
Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.
Опросник:
1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо мероприятии?
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конференцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не приемлете, это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.
Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общительности.
30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.
19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Однако эти недостатки исправимы.
9-18 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответствующие вашему стилю ведения беседы.
Способы начала разговора
А. Начало разговора зависит от:
собеседника, если он первый с вами заговорил;
ситуации, если она требует от вас активности;
цели, если она предусматривает совместное действие.
Б. Начало разговора зависит от:
вашего желания общаться с этим человеком;
вашего настроения вне зависимости от ситуации;
вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.
Поддержание разговора
А. Для поддержания разговора вы:
искренне интересуетесь мнением собеседника;
задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами
его знаниями;
внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.
Б. Для поддержания разговора вы:
рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;
делитесь своими проблемами;
рассказываете о своих увлечениях, интересах.
Завершение разговора
А. Завершая разговор, вы:
отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;
ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;
будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже
если спешите.
Б. Завершая разговор, вы:
являетесь инициатором его прекращения;
прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;
можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику.
Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы.
Если ваши ответы совпадали с вариантами Б, то вы — доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.
Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.
Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.
Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.
Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке. Напишите вывод.
Рекомендуемые источники:
Самостоятельная работа № 2
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание механизмов и эффектов социальной перцепции.
Тема «Механизмы и эффекты восприятия собеседника». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как выработка алгоритма решения профессиональной задачи.
Студентам предлагается последовательно 2 конкретные ситуации из профессиональной деятельности воспитателя.
Содержание заданий:
Ситуация 1: На участке детский гомон. Новенький мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору. Воспитатель обращается к нему: «Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?». Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Нет!... Я их сейчас расстреляю!». Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих… Ваши действия. Какие механизмы и эффекты восприятия партнера по общению повлияли на ваше решение?
Ситуация 2: Четырехлетний Алеша балуется за столом за обедом, несмотря на замечания воспитателя. В конце концов педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы лизать языком, возьми ложку!». После этого все дети начинают тоже лизать с тарелки. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия. Какие механизмы и эффекты восприятия партнера по общению повлияют на ваше решение?
Основным критерием при оценке письменных работ студентов является не только грамотное обоснование варианта решения ситуации, но и понимание эффектов и механизмов социальной перцепции при взаимодействии с партнером по общению, которые оказывают влияние на выбор решения. Данные механизмы необходимо перечислить и раскрыть их содержание с обоснованием.
Рекомендуемые источники:
Самостоятельная работа № 3
Проектное задание
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение проявлять активность на учебных занятиях в разных позициях (инициатор, организатор, участник общения),
умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
умение применять психологические способы воздействия: внушение, убеждение,
умение работать в группе,
знание качеств личности учителя, влияющих на педагогическое общение,
знание основных компонентов имиджа личности.
Тема «Имидж личности воспитателя». Для работы студентам необходимо найти информацию по имиджу личности, материал учебников, профессиональный стандарт воспитателя. Результат работы студенты могут представить в форме коллажа, таблицы, схемы, текста, презентации. При оценке работ обращается внимание на следующие критерии: представление основных компонентов имиджа, отражение специфики деятельности и требований профессии, эстетика оформления.
Рекомендуемые источники:
Самостоятельная работа № 4
Конспект источников
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
знание ролевых ожиданий в общении,
знание сущности интеракции,
знание основных концепций взаимодействия.
Содержание задания:
Студенты на основе материалов учебников по психологии общения и дополнительной литературы составляют конспект основных концепций (теорий) взаимодействия - теория символического интеракционизма (Дж.Мид), теория транзактного анализа (Э.Берн), теория обмена (Дж.Хоманс) и другие. В конце конспекта обязательна ссылка на конспектируемые источники информации.
Рекомендуемые источники:
1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
2. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 5
Практическое задание по демонстрации компетенций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессональных компетенций:
умение проявлять активность на учебных занятиях в разных позициях (инициатор, организатор, участник общения),
умение понимать партнера по общению,
умение применять техники активного и эмпатического слушания,
умение давать обратную связь в общении,
умение вести беседу,
умение применять психологические способы воздействия: внушение, убеждение,
умение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
знание структуры коммуникации и условий установления контакта,
механизмов и эффектов социальной перцепции,
знание субъективных каналов восприятия и передачи информации,
знание сущности интеракции,
знание видов психологической обратной связи,
знание основных средств коммуникации,
знание специфики межличностного обмена информацией.
Тема «Ведение беседы». Инструкция: Проверьте свою компетентность. Подготовьте и проведите беседу по выбранной заранее теме. Критериями оценки послужат четкость следования правилам ведения беседы и способность применять навыки эффективного общения. Запишите тему и вопросы беседы, оценку ее эффективности.
При анализе беседы обратите внимание на:
1. Впечатление от беседы.
2. Какие техники ведения беседы были использованы:
техника расспроса, информирования, слушания (активного, пассивного, эмпатического)
3. Организация беседы: начало, основная часть, завершение.
4. Особенности поведения собеседников: речь, невербальные средства общения, вежливость и уважение.
5. Задачи, решенные в результате беседы.
6. Тип беседы (непринужденная, деловая; стандартизированная, нестандартизированная).
Самостоятельная работа № 6
Самоанализ
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение осуществлять самоанализ своей профессиональной роли и личностных особенностей в ролевом взаимодействии,
знание структуры коммуникации и условий установления контакта,
знание видов психологической обратной связи,
знание основных средств коммуникации,
знание специфики межличностного обмена информацией.
Тема самоанализа «Психологический автопортрет личности». Предмет самоанализа – индивидуальные качества, знания и умения студента как собеседника. Предполагается самостоятельное выполнение заданий по учебнику Н.С.Ефимовой «Психология общения». После каждого задания студент пишет вывод о своих индивидуальных особенностях. Завершает работу составление резюме – психологического автопортрета личности.
Содержание заданий:
Задание 1. Понаблюдайте за тем, как вы слушаете окружающих вас людей. А как слушают вас? Какие особенности вы для себя отметили? Запишите результаты своих наблюдений, когда слушаете вы и когда слушают вас.
«Я слушаю:»
«Меня слушают:»
Задание 2. Представьте себя, слушающего разных людей в различных обстоятельствах. Попробуйте коротко в виде формулы обозначить свои фильтры или «Я-слушания»: «я тебе не верю», «нравлюсь ли я тебе», «я хочу тебе помочь», «мне нравится все, что ты говоришь», «я тебя не слушаю», «я обижен» и т.д. Запишите названия ваших фильтров, симпатичных вам и не очень. Постарайтесь осознать, для чего они вам нужны.
Задание 3. Определите правила беседы, продолжив фразу. Если к вам обращаются, то вы должны … Если с вами разговаривают, то вы должны … Если другой человек не слышит заданного вами вопроса, то вы должны …
Если участники беседы значительно старше вас, то вы должны … Если вы не можете сказать ничего уместного, то …
Задание 4. Составьте психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми могли бы заинтересовать потенциальных работодателей.
Рекомендуемые источники:
1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
2. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 7
Открытый вопрос
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение анализировать и преодолевать коммуникативные барьеры в общении педагога и ребенка,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание специфики межличностного обмена информацией.
Содержание заданий:
1 вариант – Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии воспитателя с ребенком.
2 вариант – Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при общении родителей с ребенком.
Задание студенты выполняют самостоятельно, в письменной форме, по вариантам. Задание содержит 2 вопроса: первый – какие возникают коммуникативные барьеры, второй – какие приемы можно использовать. Критерии оценки ответов студентов – знание теоретических положений, прогноз их применения во взаимодействии.
Рекомендуемые источники:
1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
2. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 8
Эссе
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самоанализ своей профессиональной роли и личностных особенностей в ролевом взаимодействии,
умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности.
знание статусно-ролевых характеристик личности,
знание профессиональных ролей воспитателя,
знание особенностей освоения социальной роли личностью,
знание ролевых ожиданий в общении .
Тема эссе «Освоение социальной роли воспитателя». Необходимо проанализировать возрастные аспекты освоения социальной роли и значение образовательного учреждения в профессионализации студентов. Затем описать свой педагогический опыт.
Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
1. Исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
2. Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
3. Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Возможная структура эссе:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Самостоятельная работа № 9
Проектное задание
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самоанализ своей профессиональной роли и личностных особенностей в ролевом взаимодействии,
умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности,
знание особенностей общения в современном мире,
знание структуры коммуникации и условий установления контакта,
знание качеств личности воспитателя, влияющих на педагогическое общение,
знание целеполагания и его роли в личностном развитии.
Тема «Воспитание социально-психологической культуры личности». Задание выполняется самостоятельно каждым студентом в письменной форме.
Содержание задания:
Составление программы по самовоспитанию социально-психологической культуры. Программа должна содержать характеристику уровня социально-психологической культуры студента (на основе самооценки). В программе необходимо отразить цели самовоспитания (формирование качеств, которые студент хотел бы у себя развивать), способы самовоспитания (каким образом будут развивать у себя эти качества), самоконтроль (как будут отслеживать формирование у себя указанных качеств), сроки реализации программы (на какое время рассчитана программа – месяц, полгода, год, 5 лет). При оценке работ обращается внимание на следующие критерии: умение осуществлять самоанализ личностных особенностей и ставить цели саморазвития, отражение требований профессии, аргументация выдвинутых положений, логика изложения, конкретность, лаконичность, доступность осуществления.
Самостоятельная работа № 10
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение строить общение в соответствии с этическими принципами,
знание моделей поведения учителей в педагогическом общении,
знание качеств личности воспитателя, влияющих на педагогическое общение,
знание основных составляющих уверенного поведения личности,
знание сущности коммуникативной культуры воспитателя.
Содержание заданий:
1 вариант.
1. Выскажите свою оценку с обоснованием.
Какие ценностные ориентации должны быть ведущими у воспитателя при взаимодействии с воспитанниками?
2. Коллега по работе во время дискуссии на педагогическом совете постоянно меняет позицию, крутит вокруг да около, пытается найти что-то третье. Предложите вариант поведения в данной ситуации.
2 вариант.
1. Выскажите свою оценку с обоснованием.
Какие ценностные ориентации необходимо формировать воспитателю у дошкольников во взаимодействии?
2. Вас грубо одергивают во время выступления на педагогическом совете (вашей речи, ваших рассуждений). Предложите вариант поведения в данной ситуации.
Критерии оценки ответов студентов – знание теоретических положений, умение определить, какие ценности определяют специфику педагогического общения, логическое обоснование предложенного ответа, аргументация с опорой на знание этических принципов общения.
Самостоятельная работа № 11
Упражнение
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
умение осуществлять самоанализ своей профессиональной роли и личностных особенностей в ролевом взаимодействии,
знание основных составляющих уверенного поведения личности,
знание приемов управления эмоциями в стрессовой ситуации.
Упражнение письменное. При оценке учитывается умение студентов анализировать ситуацию, осуществлять самоанализ, корректировать свои эмоции, знание особенностей уверенного поведения.
Содержание задания: студенты самостоятельно описывают ситуации в межличностном общении, которые вызывают у них негативные чувства и поведение. Записывают их в таблицу (1 и 2 графа). Затем предлагают те чувства и действия, которые были бы уместными в данной ситуации. Далее пишут вывод по результатам выполнения упражнения.
Инициирующее событие | Негативный ответ | Оправданные чувства и разумное поведение |
Самостоятельная работа № 12
Упражнение
Предметом оценки являются умение, направленное на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования в профессиональной деятельности.
знание целеполагания и его роли в личностном развитии.
Упражнение письменное. На выполнение отводится 40 минут. При оценке учитывается умение студентов осуществлять самоанализ, ставить цели саморазвития в профессиональной деятельности.
Содержание задания: студенты последовательно выполняют задания. Ответы записывают в тетради. После выполнения упражнения пишут вывод о значении данного вида деятельности для их саморазвития.
1) Запишите список всего того, что вы хотите достичь в этой жизни (заметьте: не можете, а хотите достичь).
2) Когда диапазон имеющихся возможностей уже определен, необходимо сделать выбор. Фактически это означает, что вы решаете направить усилия на одно (или несколько) возможных направлений, отказавшись от других.
3) Уточнение, конкретизация цели (выбор и формулировка одной цели из всех возможных).
4) Установление временных границ (на какой период вы ставите эту цель перед собой).
5) Анализ последствий (что произойдет, если вы достигнете или не достигнете поставленной цели).
6) Ресурсы для достижения цели (чем вы владеете, чтобы достичь поставленной цели: материальные ресурсы, личностные качества, поддержка близких и т.д.).
7) Препятствия и их преодоление (перечислить факторы, которые затрудняют достижение поставленной цели, и то, как вы их будете преодолевать).
8) Этапы достижения цели (1.2.3..).
9) Девиз на ближайшее время для достижения цели.
Самостоятельная работа № 13
Открытый вопрос
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу,
знание целеполагания и его роли в личностном развитии,
знание основных составляющих уверенного поведения личности,
знание приемов управления эмоциями в стрессовой ситуации.
Содержание заданий:
1 вариант –
1. Значение целеполагания для личностной эффективности.
2. Почему у человека в ситуации стресса снижается способность к разумным действиям?
2 вариант –
1. Значение целеполагания для профессиональной эффективности.
2. Можно ли управлять своими эмоциями в ситуации стресса?
Критерии оценки ответов студентов – знание теоретических положений, умение определить, как в стрессовой ситуации построить свое поведение. При ответе на 3 вопрос должны быть даны не только общие характеристики, но и проведено сравнение данных понятий.
Рекомендуемые источники:
1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 14
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение осуществлять самоанализ и регуляцию своего эмоционального состояния,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
знание специфики межличностного обмена информацией,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте.
Тема «Анализ конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка.
Составление Карты конфликта.
Студентам необходимо вспомнить конфликт, участником которого они являлись. Проанализировать его предмет, требования оппонентов друг к другу, интересы и опасения оппонентов, заполнить предлагаемую Карту конфликта. После заполнения Карты необходимо проанализировать разрешение данного конфликта, определить стратегию взаимодействия и предложить эффективные способы разрешения конфликтной ситуации на основе проведенного анализа (записать).
Карта конфликта
Интересы | Я | Опасения |
Требования к оппоненту | ||
Предмет конфликта | ||
Требования к оппоненту | ||
Интересы | Он | Опасения |
Рекомендуемые источники:
1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 15
Упражнение
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение анализировать и преодолевать коммуникативные барьеры в общении педагога и ребенка,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте,
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Упражнение письменное. Студенты самостоятельно описывают конфликт, возникший в педагогической деятельности (во время прохождения практики, можно взять из опыта коллег). Затем заполняют таблицу «Матрица возможностей», оценивая достоинства различных стратегии разрешения конфликта. После заполнения таблицы необходимо сделать вывод о целесообразной стратегии поведения в конфликте на основе полученной итоговой оценки по каждой стратегии.
При оценке учитывается умение студентов анализировать предложенную ситуацию, разрабатывать варианты ее решения, прогнозировать возможные последствия.
Стратегия (подробное описание) | Вероятный результат применения этого подхода | Вероятность реакции от 1 до 10 (1 – минимальная вероятность, 10 – максимальная). | Желательность такого итога от 1 до 10 (1 – минимальная желательность, 10 – максимальная). | Итоговая оценка (вероятность реакции умножить на желательность итога) |
Уклонение | ||||
Приспособление | ||||
Соперничество | ||||
Компромисс | ||||
Сотрудничество |
Рекомендуемые источники:
1. Лавриненко, В. Н. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. – Москва: Юрайт, 2017. – 350 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/E18CFC86-DBD1-4B7F-ABA2-0A3DC7678291 (ЭБС «Юрайт»)
2. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
3. Иванников, В. А. Психология [Электронный ресурс]: учебник для СПО / В. А. Иванников. – Москва: Юрайт, 2017. – 480 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5C196304-AA2B-4FB5-B9DF-AF7CF2FFE895 (ЭБС «Юрайт»)
Самостоятельная работа № 16
Анализ ситуаций
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
умение понимать партнера по общению,
умение выбрать эффективную стратегию разрешения конфликтной ситуации,
умение осуществлять анализ педагогических ситуаций,
знание сущности и структуры конфликта,
знание стратегий взаимодействия в конфликте,
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Тема «Анализ педагогического конфликта». Метод анализа конкретных ситуаций применяется в следующем варианте: анализ конкретной ситуации как ее оценка. Студенты письменно отвечают на следующие вопросы: Какую стратегию взаимодействия использовал воспитатель в данной конфликтной ситуации? Насколько эффективна данная стратегия? Предлагают свой вариант решения с обоснованием.
1 вариант - Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
● Я буду врачом, — кричала Наташа.
● А я- бортмехаником! — сказала Саша.
● Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
● Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
● А я первый сказал!
● Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
2 вариант - На участок детского сада привезли песок. Саша (6лет) начал его разбрасывать и на замечания взрослых не обращал никакого внимания. Тогда воспитатель предложила детям быть водителями и перевозить песок, а Сашу назначила своим помощником по организации перевозки песка. Мальчик сразу изменил свое поведение и хорошо справился с заданием. В дальнейшем он часто просил воспитателя, чтобы его назначали помощником.
Самостоятельная работа № 17
Конспект источников
Предметом оценки являются знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
знание особенностей педагогического конфликта как одного из видов конфликта.
Содержание задания:
1 вариант - Раскройте следующий вопрос: позиции педагога в конфликтной ситуации.
2 вариант - Раскройте следующий вопрос: понятие и причины педагогического конфликта.
Критерии оценки письменных ответов студентов – знание теоретических положений, грамотность, логичность изложения, достоверность.
Рекомендуемые источники:
1. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие для СПО / Н. С. Ефимова. – Москва: Инфра-М: Форум, 2015. – 192 с.
Контрольная работа
1. Проблемы общения в психологии.
2. Психологическая совместимость в общении.
3. Моральные нормы и нравственность в общении.
4. Роль общения в психологическом развитии личности человека.
5. Роль и механизмы невербального общения.
6. Речь как основное средство человеческого общения.
7. Техники и приемы общения.
8. Барьеры в общении и способы их преодоления.
9. Механизмы восприятия человека человеком и способы их использования.
10. Искусство управлять общением.
11. Формирование коммуникативной компетентности детей и взрослых.
12. Психологическая защита в общении.
13. Понятие и виды социально-психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение.
21. Виды психологического воздействия: манипуляция. Сущность и средства манипулирования.
14. Установки коммуникативного поведения.
15. Психологические механизмы регуляции деятельности.
16. Экспрессия человека в общении.
17. Управление конфликтом.
18. Конфликты в деятельности педагога. Правила разрешения конфликта.
19. Стресс: понятие, причины появления, психологическая защита от стрессов.
20. Педагогическое общение. Модели педагогического общения.
21. Индивидуальный стиль общения.
22. Психология одиночества.
23. Коммуникативные навыки лидера.
24. Этические принципы общения.
25. Роли и ролевые ожидания в общении.
26. Понятие, критерии и уровни эффективного общения.
26. Общение и развитие взаимоотношений.
27. Психология имиджа педагога.
28. Культура делового общения.
29. Коммуникативная культура педагога.
30. Роль эмпатии в общении.
31. Гендерные аспекты социальных коммуникации.
Рекомендации по выполнению контрольных работ:
• выбрать тему контрольной работы (согласно номеру по списку);
• ознакомиться со списком рекомендованной литературы;
• ознакомиться с дополнительными источниками, раскрывающими данный вопрос;
• обозначить содержание работы: введение, параграфы (1-2), заключение, список литературы;
• в соответствии с требованиями по написанию контрольных работ оформить работу;
• подготовиться к защите контрольной работы (четко представлять – цель изучения данной темы, выводы по параграфам и общий вывод по рассматриваемой теме).
Дополнительные источники
Зачет
На зачет студент приносит рабочую тетрадь с выполненными заданиями самостоятельной работы. В течение 30 минут студент отвечает на вопросы проверочной работы (письменно). Далее идет индивидуальное собеседование с каждым студентом. Преподаватель может задать вопросы по контрольной работе (выполненной в межсессионный период), дополнительные вопросы по упражнениям и заданиям самостоятельной работы. Зачет получает студент, выполнивший на необходимом и достаточном уровне все 3 работы: контрольную, самостоятельную, проверочную.
Психология общения
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
для студентов заочной формы обучения
Автор-составитель: Шубина Е.В. |
Рассмотрено на заседании ПЦК «____» ____________ 20_______ Председатель ПЦК ______________/__________________ |
Вологда
2014
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны на основе программы учебной дисциплины Психология общения по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование
Составитель:
Шубина Е.В.. преподаватель психолого-педагогических
дисциплин БПОУ ВО «Вологодский
педагогический колледж», к.психол.н.
Введение
Психология общения принадлежит к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла, является дисциплиной по выбору.
Структура данной дисциплины представлена в виде трех разделов. В первом разделе «Социально-психологические аспекты общения» раскрываются основные компоненты общения: социальная перцепция, интерактивный и коммуникативный компонент общения, изучаются основные техники и приемы общения.
Во втором разделе «Личная и профессиональная эффективность в межличностном общении» рассматриваются вопросы ролевых ожиданий в общении; этические принципы общения. Студенты знакомятся с приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения и учатся применять их на практике. В третьем разделе «Социальная психология конфликта» изучаются источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
В учебном плане по заочной форме обучения предусмотрено 6 аудиторных занятий (10 часов обзорных лекций и 2 часа – зачет), 57 часов самостоятельной работы.
Промежуточные формы контроля по курсу — контрольная работа, дифференцированный зачет. Зачетные требования сводятся к следующему: умение студента четко и ясно излагать ответ по теоретическому вопросу контрольной работы; ответить на дополнительно задаваемые вопросы преподавателя; знание основной терминологии по предмету и применение этих знаний в письменных ответах проверочной работы; умение осуществлять самоанализ профессиональных и личностных особенностей в общении и ставить цели саморазвития.
В результате изучения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Задания для самостоятельной работы студента
Методические указания: большинство изучаемых тем предусматривает выполнение самостоятельной работы студентами. Самостоятельная работа предполагает изучение теоретических вопросов по теме, самопроверку изученного с помощью контрольных вопросов, выполнение практических упражнений и заданий. Список рекомендуемой литературы представлен в конце. Результат самостоятельной работы студента оценивается на зачете во 2 семестре. Для повышения эффективности усвоения рекомендуется письменно выполнять предложенные упражнения. После выполненных заданий по одной теме должен быть сделан вывод о значении данной работы для саморазвития. После выполненной работы необходимо написать рефлексивный отчет о возможностях применения полученных знаний для личностного и профессионального развития. При возникновении затруднений студенты могут обратиться к преподавателю за консультацией.
Раздел 1. Социально-психологические аспекты общения
Дата: 2018-11-18, просмотров: 612.