ИСТОКИ И ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют разные точки зрения относительно появления первого человека, первых человеческих сообществ на Земле и характерных периодов (или общественно-экономических форма­ций), которые пережило человечество с начала жизни. Но в одном вопросе мнения большинства историков совпадают: человечество начало свое существование с примитивного первобытного строя, характеризующегося родовыми отношениями, элементарным уровнем выживания, беззащитностью человека перед природой. Наличие примитивных орудий труда и средств защиты, с одной стороны, и потребность в выживании и приспособлении к окружа­ющей среде, с другой стороны, подталкивали людей к различным формам объединения своих индивидуальных усилий и возмож­ностей, к созданию первых человеческих организаций. В свою очередь, коллективный труд порождал общественную собствен­ность на средства производства, на орудия защиты и продукты совместной деятельности. Принято считать, что в первобытном обществе не было частной собственности, хотя существовала лич­ная собственность на некоторые орудия производства и защиты, на одежду и т. п. Этот период существования бесприбыльного («присваивающего») первобытного хозяйства называют первобытно­общинным, доклассовым обществом.
Знание истории доклассового общества, насчитывающего не­сколько тысячелетий, имеет не только большое мировоззренческое значение, но и важное конкретное источниковедческое значение для формирования ИУМ. При всей примитивности его организации найденные исследователями материальные факты, в том числе первые письменные документы, датируемые 4 тысячелетием, под­тверждают наличие в те времена организованных коллективных человеческих действий, направленных на удовлетворение разного рода человеческих потребностей, а значит, и существование уже в ту пору элементов осознанных управленческих воздействий, в частности функций и методов управления человеческими груп­пами, общинами.
Формирование частной собственности, классов в недрах перво­бытного общества и собственно классового общества проходило в разных регионах Земли в разное время и по-разному, хотя обще­человеческая цель была по-прежнему единая: выжить в существу­ющих условиях. В борьбе за выживание стали проявляться зачатки цивилизованного общества как принципиально нового этапа все­мирной истории. Сегодня историки выделяют несколько основных признаков цивилизации, наличие (или отсутствие) которых в обществе говорит об уровне развития данного общества. Среди них:
* создание «производящего» хозяйства, рационально организо­ванной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества;
* создание института частной собственности и владения иму­ществом, концентрация богатств в руках одних и изъятие их У других, расслоение (стратификация) первобытной общины;
* создание письменности в виде системы графических знаков и символов, с помощью которых стало возможным фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией;
появление института государства и права как особого органа, регулирующего общественные и иные отношения;
• появление города как хозяйственного, военного и культурно-религиозного центра, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов определенного региона;
• планирование и организация крупномасштабных строительных работ с привлечением больших трудовых и иных ресурсов, что в итоге позволило возвести монументальные сооружения — пирамиды, храмы, дворцы, зиккураты, сложные оросительные системы и пр.
Эти родовые признаки цивилизованного человеческого сооб­щества наиболее ярко и комплексно впервые проявились в госу­дарствах Древнего мира — Древнего Востока, Греции и Рима, чуть позже — в странах Древней Индии и Китая. Именно поэтому многие историко-научные исследования начинают свое «лето­исчисление» с появления первых классовых обществ и государ­ственных образований в странах Древнего мира. Следуя опыту истории экономической мысли, правовой и политической мысли, социологической мысли, военной мысли, история управленчес­кой мысли также приступает к исследованию своего предмета с анализа управленческих представлений первых классовых обществ в государствах Древнего мира, возникших в долинах Нила, Тигра и Евфрата во второй половине 4-го тыс. до н.э.
Формирование определяющих признаков классов (отношение к средствам производства и роль в общественной организации труда) у разных народов происходило неравномерно. В одних случаях становление собственности господствующего класса на средства производства опережало захват ключевых функций в об­щественном разделении труда, в других — наоборот. Таким обра­зом, известны по крайней мере два пути возникновения классов в развитии человеческого сообщества.
Первый путь основан на обособлении, приоритете и соответст­вующей монополизации роли общественных функций в общественной организации труда, а отношение к средствам производства здесь выступает как вторичный, производный момент. В эпоху родовой общины, в условиях низкого уровня развития производительных сил, безраздельно господствовал коллективный труд. Родовая об­щина представляла собой единый производственный коллектив, а коллективный труд порождал общую собственность на средства производства. В собственности родовой общины находились земля, вода, средства охоты и рыболовства, продукты производства. Конечно, наряду с коллективной существовала и личная собствен­ность. Отдельным лицам принадлежали изготовленные ими ручные орудия (копья, луки и т. п.), но эта собственность не находилась в противоречии с коллективной. Даже с появлением родоплеменной знати и соответствующим социально-экономическим расслоением общины на классы собственность господствующих классов на средства производства закрепляется и оформляется здесь позднее.
Образование классов во втором случае связано с организацией и развитием частного производства, развитием собственности отдель­ных семей на средства производства и на рабочую силу. Соответственно, роль господствующего класса в общественной организации труда в таких случаях вторична (по отношению к средствам и условиям производства).
Страны первого пути становления классов называют общест­вами азиатского способа производства, страны второго пути — обществами античного способа производства. Разные пути станов­ления господствующих классов предопределили принципиальные различия в развитии народов, избравших эти пути. По первому пути развивались государства Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, по второму пути — страны античного мира: Древний Рим, Древняя Греция. И вполне естест­венно, что специфические черты социально-экономического и по­литического развития этих обществ не могли не предопределить особенности развития их общественной мысли, включая управ­ленческую мысль.
История Древнего мира, пройдя эпохи меди, бронзы и железа, демонстрирует нам этапы и одновременно причины обществен­ного разделения труда, когда происходило отделение скотоводов от земледельцев, постепенно выделялись, развивались и отделя­лись от сельского хозяйства ремесла различного вида, совершенст­вовался обмен избытками производства, выделялась и развивалась торговля, формировалась управленческая культура. За многие века существования человеческих сообществ от родового строя до по­явления и оформления ряда могущественных государств менялся способ добывания средств к жизни: от присвоения готовых про­дуктов природы до сложнейших по составу и структуре хозяйств, требовавших применения рациональных подходов в управлении, в том числе выделения и выполнения ряда управленческих функ­ций, разработки и совершенствования методов эффективного воздействия на индивидуума, группы людей, большие коллективы и организации.
В учебнике мы периодически будем определять и/или форму­лировать разного рода причины проявления особенностей в развитии взглядов на управление. Здесь же отметим, что именно ведение государственного хозяйства — с точки зрения как приоритетов в становлении господствующих классов, так и размеров хозяйств — уже в древнюю пору предопределило возникновение классичес­ких управленческих функций планирования, организации, коор­динации, мотивации, учета и контроля. Эти виды управленческой деятельности были объективно необходимы и осуществлялись, например, при строительстве оросительных систем, на которых были заняты десятки тысяч работников и управляющих работами, где использовались различные ресурсы производства, включая человеческие ресурсы, землю, скот; для обеспечения и соблюдения пропорций между отраслями хозяйств (особенно между отраслями сельского хозяйства, ремеслом и торговлей); для рационализации производства продуктов и услуг (элементов) инженерной инфра­структуры с целью выживания и воспроизводства (опять же при строительстве ирригационных систем). В свою очередь, жизнен­ные потребности уже в ту древнюю пору привели к идее создания страховых фондов для решения стратегических задач управления (например, амбарная система в древнем Китае или аналогичные формы в Шумере, Древнем Египте и т. д.).
В предисловии к учебнику была высказана гипотеза, что управ­ление является древнейшим видом человеческой деятельности, оно оформилось с момента появления на Земле первобытных челове­ческих обществ. Следовательно, можно предположить, что и мысли о рациональной организации хозяйств с целью выживания, вос­производства человека зародились тогда же. Иное дело — их фиксация в устной или письменной форме. Очевидно, в эпоху отсутствия письменности они могли передаваться через родовую память только устно, из уст в уста, и до наших времен дошли в виде мифов древних народов, в сказках и легендах. Но даже при наличии средств письменности управленческие идеи могли не фиксироваться (по крайней мере, целенаправленно и регулярно) в силу их меньшей важности и актуальности, чем потребность фиксации правовых норм, правил ведения военных действий и т. п. Однако по мере роста значимости экономного, рациональ­ного ведения хозяйств в условиях объективной простой коопера­ции стала актуализироваться потребность в регулярной фиксации приемов рационального ведения хозяйств, в планировании, учете и контроле расходования средств, в оценке полученных резуль­татов и накопленного имущества, в составлении правил их спра­ведливого распределения, а также правил и наставлений по управлению человеком, группами людей, организациями.
По трудам археологов, антропологов и ученых-исследователей других наук известно, что в период существования человечества на Земле до 5-го тыс. до н.э. действительно существовал большой этап, когда идеи и знания об управлении передавались от одного поколения к другому только в устной форме с целью повторения успешных действий, закрепления хороших традиций и положитель­ного опыта управления хозяйствами первобытных общественных организаций. Начало этому процессу было положено в глубокой древности с появлением первых сообществ людей и их совместной деятельности, а также соответствующего примитивного управле­ния. Идеи и знания управления отражали постепенно обогаща­ющийся опыт управления хозяйством рода, хозяйством нескольких родов — братств (или фратрий), хозяйством племени, хозяйством союза племени, общины, где для выработки общих решений проводились собрания соплеменников и избирались сменяемые руководители-старейшины, а со временем в помощь им и другие выборные лица. Так было в ирокезском роде, где избирались ста­рейшина для мирного времени и вождь — военный предводитель, создавался племенной совет из родовых сахемов и военачальни­ков. Так было в греческом роде, где избирались старейшина — архонт, военачальник — басилей и казначей, формировался совет старейшин и собирались народные собрания. Так было в тысячах других родов, племен, племенных союзов. Таким образом, уже в эпоху материнской родовой общины были отработаны механизмы избрания руководителей и организационные структуры управления этих общин, отражавшие властные отношения, которые формирова­лись в хозяйственной жизни в мирное и военное время (рис. 2.1).
Совет племени
Старейшина племени
Племя (объединение фратрий)
Совет фратрии
Фратрия (братство родов)
Совет рода
Старейшина рода
(Военный вождь рода)
Род
Рис. 2.1. Организационная структура органов управления
в древних государствах
При всей простоте формирования механизмов и структур управления общинами Древнего мира следует отметить четкость и демократичность этих характеристик системы управления. Об этом писал Ф. Энгельс: «Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собой».
С появлением письменности знания об управлении стали фик­сироваться в письменных источниках, в этой форме они (наряду с устной) передавались следующим поколениям. Первоначально это были отдельные замечания, наблюдения, напоминания, советы, поучения. Будучи зафиксированными в такой примитивной форме, знания об управлении лишь отражали первые практические шаги в становлении управления, они были очень разрозненными и не поднимались до уровня обобщений. Они не составляли еще четко структурированную и самостоятельную область общественной мысли и были вкраплены в пока не расчлененное сознание. Однако сам факт фиксации идей подобного рода был прогрессивным шагом, имевшим несомненное значение для развития человеческой деятель­ности и человеческого общения. К тому же эти идеи появились раньше многих других направлений постижения развивающихся отношений между людьми, став одним из первых звеньев в фор­мировании гуманитарной составляющей человеческих знаний.
За много веков до новой эры появились трактаты, содержащие отдельные взгляды, мысли, а иногда и стройные системы взглядов на управление государственным и частным хозяйством. Причин этого явления много. Укажем две важнейшие из них. Во-первых, это объективная необходимость централизованного управления государственным хозяйством, как это было в древних цивилизациях Древнего Востока, Азии, Индии и Китае, вызванная спецификой общественного производства (строительство и эксплуатация жизненно необходимых крупнейших ирригационных систем). Во-вторых, это объективная постоянная потребность в усилении централизованной государственной власти и государственного аппарата, в укреплении экономической мощи и стабилизации хозяйства, обусловленная бесконечными войнами и процессами объединения разрозненных владений, княжеств, царств, госу­дарств в более крупные системы — империи, а также обострением межгрупповой, сословной и классовой борьбы (между рабами и рабовладельцами, мелкими и крупными землевладельцами, демо­кратией и аристократией и т.д.).
Как уже отмечалось, сегодня историки управленческой мысли работают с письменными источниками двух видов — это доку­менты, характеризующие собственно управление хозяйством как деятельность и появившиеся еще в государствах Древнего Востока, и работы, авторы которых пытаются не только осмыслить, но и систематизировать, обобщить представления об управленческой деятельности.
В источниках первого типа фиксировались данные, необходи­мые для управления государственным и иногда частным хозяй­ством, отражалась повседневная хозяйственная практика. Это переписи населения, земельные кадастры, многочисленные доку­менты хозяйственной отчетности, программы развития хозяйств, протоколы оперативных переговоров заинтересованных в этом развитии лиц, деловая переписка, различные юридические доку­менты, оформлявшие имущественные отношения (договора купли-продажи земли, скота, средств производства, рабов, контракты по найму работников, долговые обязательства).
Документы второго типа, напрямую относящиеся к ИУМ, появились гораздо позже, это было связано, скорее всего, с уни­кальностью и узкой прагматичностью управления. Чтобы делать такого рода обобщения (тем более с претензией на научный ре­зультат) необходимы были специальная подготовка и достаточно много свободного времени, у деловых граждан древних царств это отсутствовало. К тому же приоритетность административно-правовых документов, которые имеют более длинную историю по сравнению с организационно-хозяйственными, долго сказывалась на отношении к фиксации управленческих идей.
Первые попытки осмысления хозяйственной и управленческой деятельности осуществлялись в рамках общего мифологического мировоззрения и мифопоэтического творчества, отражавших по­литические, правовые, хозяйственные, экономические, этические, Управленческие и многие другие представления жителей Древнего Востока об окружающем их мире. Что касается мифологической литературы, то она пестрит разного рода иносказаниями, симво­лами, знаками, иероглифами, имевшими определенный смысл.
Даже система взглядов той поры, а не только письменность, была глубоко символичной, поэтому неудивительно, что каждое Древневосточное литературное сочинение оставалось в некотором смысле иероглифом, сохраняло иносказательный характер символа, знака, и ему придавались традиционные фетишистские формы.
Таковы древнеегипетские «Поучения» Ахтоя, царей семейства Аменхотепов, Птахотепа, древнеиндийские Дхармашастры. Но главная причина догматического духа и формы мифов древних народов заключалась в том, что они отражали устоявшееся и гос­подствовавшее в ту пору общее представление о божественном происхождении общественно-политического порядка и полити­ческих, властных, управленческих и иных отношений в древних царствах, а верховные правители в царствах (фараоны, цари, богды-ханы, императоры и пр.) преподносились в мифах и восприни­мались в народе либо как наместники бога на Земле, либо как выразители божьей воли.
В первом случае в особе верховного правителя концентриро­валась вся власть, во втором — в этих лицах был сконцентрирован лишь божественный источник власти, но сами боги продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб, часто дей­ствуя и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.). Вот как, например, говорит о самом себе вавилонский царь Хаммурапи в своем известном кодексе: «Я, Хаммурапи, — пастырь, назван­ный Энлилем', скопивший богатство и изобилие... царственный потомок, которого создал бог Син2, ... дракон среди царей, люби­мый брат бога Забабы3» [22. Т. I. С. 252].
Надо отметить, что число богов и богинь, которые встречаются в письменных источниках Древнего мира, было огромно. Попытки их пересчитать напоминают результаты переписи населения. Один из фараонов — Аменемхет III, правивший в Египте эпохи Среднего царства (вторая половина XIX в. до н.э.), поставил перед собой трудновыполнимую задачу: собрать всех богов под одной крышей, построить для них специальное строение и выделить в нем каждому божеству отдельное помещение. Оказалось, что таких помещений должно быть не менее 3000. Храм был построен для культа всего пантеона богов и известен среди археологов под названием «Лабиринт».
В ту пору боги символизировали все на свете и придавали осязаемую форму каждой абстрактной идее. Так, существовали боги, олицетворяющие каждую фазу и функцию жизни, каждое значимое действие и происшествие, каждый час и каждый месяц;
' Шумерский бог воздуха, «царь богов», позднее — бог Земли; у аккадов носил имя Эллиль.
2 Бог Луны, сын бога Энлиля и внук бога Ану — бога неба; у аккадов — Нанна.
3 Главный бог шумерского города Куш.
были боги сил природы, обожествленные животные, антропо­морфные боги, а также боги живых и боги мертвых. И лишь немногие из них, образно говоря, излучали мощь и величие (как боги Луны, Солнца и Земли). Многие боги представляли собой лишь различные формы одного и того же бога или богини, сим­волизируя их многочисленные атрибуты, так что сами по себе являлись своего рода производными основных богов. Другие про­ходили различные стадии развития в тех или иных регионах и получали местные имена.
Именно «приближенность к богам» верховных владык была причиной того, что характерной чертой древневосточной литера­туры является ее государственно-нормативный и регламентирующий характер. В этом отразился строй древневосточных деспотий, в которых человек терялся в толпе подданных. Действительность в письменных источниках отражалась главным образом в той мере, в какой она имела непосредственное отношение к верховному владыке. Повествование велось прежде всего от имени фараонов, деспотов, царей, богдыханов, крупных чиновников и высокопо­ставленных придворных. Поэтому действительность в письменных источниках характеризуется с позиций этих привилегированных особ. Отсюда и поучительный, догматический тон, и часто бездо­казательное содержание этой литературы. Об этом можно судить уже по названиям трактатов: «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н.э.), «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI в. до н.э.), «Речения Ипусера» (XVIII в. до н.э.), а также по высказываниям из них: «будь искус­ным в речах, и сила твоя будет велика»; «не возвышай человека враждебного; тот, кто беден, — он враг, будь враждебен к бедняку»;
«уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей; укрепляй твои границы и твои округа»; «хорошо творить для будущего».
Поскольку объектом интересов авторов древневосточной лите­ратуры было прежде всего государственное хозяйство (как царско-храмовое натуральное, так и возникшее позже товарное), то ис­точники имеют нормативный характер. В них отражена суровая Дисциплина всего восточного общества — регламентация хозяйственной жизни, нормирование труда, быт царских земледельцев и Ремесленников, процедуры подбора и расстановки работников, нормы оплаты труда, формы и нормы наказания и вознаграждения и т. п.
Учитывая объективную потребность в организации жизненно "ЗДеных работ, можно было предсказать, что в древних государствах для рационального и эффективного управления крупными хозяйственными объектами должны были прийти к мысли о раз­работке служебных обязанностей чиновников и даже Табели о рангах. Найденные археологами документы только подтвердили эту гипотезу. Среди сохранившихся письменных свидетельств подобного рода особенно важное место занимают иероглифичес­кие автобиографические надписи на стенах гробницы Мечена — египетского чиновника эпохи Древнего царства (XXVIII в. до н.э.). В перечне должностей, которые занимал Мечен, указываются такие, как правитель различных домов, дворов и селений, управляющий 5 номами (небольшими государствами), правитель 4 номов, управ­ляющий людьми, руководитель земли, начальник поручений, началь­ник вещей места продовольствия, руководитель писцов, начальник гонцов, счетчик, врач, начальник всего царского льна и др.
Столь же подробное перечисление высших управленческих должностей содержится в «Надписи Уны», высеченной на камен­ной плите (XXV в. до н.э.). При описании жизни вельможи здесь упоминаются визирь (первый и высший чиновник государства), смотрители житницы, надзиратель за арендаторами царских земель, надзиратели за жрецами, казначеи, правители областей, началь­ники переводчиков, управляющие царскими покоями. Были ука­заны и функции некоторых из этих сановников. В частности, правитель области должен был осуществлять дважды в год учет казенного имущества, определять, «какие надлежит отправлять повинности для казны», организовывать сооружение каналов, строительство судов и плотов, добычу материала для пирамид и т. д. Аналогичные должности перечислялись и в надписи Хуфхора, правителя Элефантинского нома, относящейся к тому же периоду VI династии. Чуть позже появилось «Предписание о служебных обязанностях верховного сановника» (XV в. до н.э.) — общепри­знанный образец бюрократического творчества Древнего Египта эпохи Нового царства, содержащий подробное описание долж­ностных обязанностей визиря. В более позднем древнеиндийском трактате «Артхашастра» (IV в. до н.э.) изложена, пожалуй, первая в мире систематизированная Табель о рангах, содержащая описание 17 должностей государственной администрации с рядом необхо­димых характеристик и размером вознаграждения за выполненные работы.
Система письма, которую употребляли народы, жившие в древ­них государствах Месопотамии, в бассейне Тигра и Евфрата и которая распространилась впоследствии за пределы Шумера, Аккада и Вавилона, получила название клинописи. В эпоху иерог­лифической письменности обучиться ей было довольно трудно, на это требовались долгие годы. Однако самое главное — обучение письменности было уделом избранных, так как они посвящались в понимание смысла этих иероглифов как символов. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов ко­раблей и других высокопоставленных лиц. Обучение древнему письму происходило в специальных школах, в так называемых «домах учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса, а научиться грамоте означало выбиться в люди, стать государственным чиновником.
Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Школы находились при храмах и дворцах, поскольку для храмового хозяйства и государственных ведомств требовались грамотные люди. В школах учили прили­чествующему поведению и хорошему тону как знакам принадлеж­ности к высшему классу, много времени уделялось религиозным и этическим проблемам. Школьники обсуждали вопросы благо­устройства, безопасности государства и общества, рационального ведения хозяйства, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения, этики поведения в обществе мудрей­ших людей, в семье, с подчиненными, с начальством. За обучение вносилась плата, не считая всякого рода добавочных подарков. Недостаточно способных и прилежных школьников подвергали наказаниям, для чего при школе имелся особый надзиратель — «владеющий хлыстом».
По мере укрепления частного владения и собственности от­дельных лиц, развития товарно-денежных отношений и рабства объектом управленческой мысли становится частное хозяйство вельмож, занимавших высокие должности в государственном аппарате. На начальном этапе развития о некоторых аспектах управления частным хозяйством той поры можно судить только по нормативным документам Древнего Востока, отражавшим иму­щественные отношения, (например, известный указ царя Неферкара из Абидоса, законы вавилонского царя Хаммурапи, средне-ассирийские законы, декрет Сети I из Наури, хеттские законы и др.).
Затем в древневосточной литературе стали появляться специ­альные сочинения,посвященные управлению государством и госу­дарственным хозяйством. Интересный материал, который позво­ляет судить о принципах и системах управления государственным хозяйством древневосточных цивилизаций, содержится в творениях эллинистического и римского периодов. Среди них — «Жизнеописание вельможи Уны», «Иммунитетная грамота фараона Пиопи II из Коптоса», «Надпись Ити из Гебелейна», «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и многие другие. Но наиболее системно отражены практически все аспекты управ­ления (в самом современном его понимании) в изданных гораздо позже известных трактатах «Артхашастра», «Гуаньцзы», «Законы Ману», «Мэнцзы», «Фуго», «Хань Фэй-цзы».
Будучи примитивными и фрагментарными по существу, пер­вые представления об управлении были тем не менее широки по тематике. Они касались в зародышевой форме разных аспектов и уровней управленческой деятельности в ее современной интер­претации — управления государством, территориями, хозяйством, людьми. Развитие этих представлений шло по восходящей линии. По мере накопления опыта и знаний об управлении и повышения его роли в жизни городов-полисов, номов и более крупных древ­них государств содержание фиксируемых идей расширялось и усложнялось. Их авторы постепенно переходили от примитивной констатации простейших управленческих реалий к развернутому освещению расширяющихся управленческих действий. Одновре­менно менялся характер текстов, посвященных управлению. Они становились пространнее, расширялась их тематика, вместо отдель­ных замечаний и поучений начали появляться разделы в крупных работах, а затем и целые трактаты, в большей или меньшей мере посвященные управленческой деятельности.
Различные письменные источники, содержащие представления об управлении, были созданы практически во всех государствах, возникших на нашей планете. По мнению историков, раньше всего это произошло на Древнем Востоке, где в силу благоприят­ных географических условий быстрее, чем на других территориях, шла концентрация населения. Здесь впервые стали развиваться земледелие, скотоводство, торговля, были построены первые города и крупные ирригационные системы, созданы первые государствен­ные образования. Именно народы Древнего Востока, Древнего Египта, Месопотамии (городов Шумера, Аккада, Вавилона, Ура, Лагаши, Мари и др.) дали миру первые великие цивилизации, продемонстрировали быстрое развитие хозяйства, заложили основы высокой культуры.
Родиной самых ранних исторических преобразований стал Египет эпохи Древнего царства, территория которого начала засе­ляться уже в эпоху палеолита. Спрашивается: на какое тысячелетие может падать зарождение культуры, подготовившей образование Египетского Государства, если его начало все историки относят самое позднее ко второй половине 4-го тыс. до н.э.? На территории Египта Древнего царства археологами найдены тысячи предметов, относящихся к периодам эолита и палеолита: первобытные ору­дия, кремниевые кинжалы, ножи и наконечники стрел, глиняные и каменные сосуды и пр. По мнению историков, Египетское Государство сложилось еще в конце неолитического периода. Сле­дует признать, что достаточно много веков подготовило египтян к их великому историческому будущему, тем более что уже к концу 5-го тыс. должно быть отнесено появление их календаря как ре­зультат земледельческих наблюдений неба.
Единой монархии предшествовало существование двух раз­дельных самостоятельных царств — Верхнеегипетского и Дельты. Память о соединенных личной унией двух половинах сохранилась до самого конца египетской культуры в титуле фараонов, которые именовались, как цари юга — «нисут», а севера — «бисти», носили или различные короны (на юге — белую, на севере — красную), или две соединенных (так называемый псхент). Двойственность оставила следы и в административном управлении. Возможно, что каждое из двух царств, в свою очередь, сложилось из отдельных областей («сепат» или «хесп» по-египетски и «номи» — в греческое время), имевших свои средоточия в городах, с местными божест­вами и культами и именовавшихся большей частью по этим городам. В Египте не было постоянной эры. Первоначально лето­исчисление велось первобытным способом — года обозначались просто по наиболее памятным событиям, потом по податным переписям и, наконец, по годам царствований. Для справок су­ществовали списки лет по царствованиям и событиям. Наиболее известными свидетельствами являются куски камней с такими списками, находящиеся в музее в Палермо. Списки охватывают весь период от раздельного существования двух царств до V династии включительно. Другим важным памятником этого рода является папирус Туринского музея со списком царей, с датами и суммами их по периодам.
Следует отметить, что египетская жизнь зависела не только от Солнца и Луны как мер формирования календаря, но и от великого Нила. Разлития Нила, всецело направлявшие жизнь земледельца, заставили разделить год не на четыре времени, а на три: время наводнения (сентябрь—декабрь), посева, или зиму (январь-апрель), и жатву, или лето. Как писал известный востоковед
— Тураев: «Если везде человек является сыном своей почвы, то в Египте влияние географической среды на население и его культуру было особенно могущественным». Могущественны были воздействия географических и климатических условий Древнего Египта на формирование сознания населявших его людей. Прежде всего, эти условия были школой государственности. Дело в том что богатые дары Нила могли превратиться в величайшие бедст­вия без упорного и систематического труда. Нормальный уровень поднятия Нила — около 5 м, если уровень воды снижался на 1 м, это приводило к наступлению голода. В то же время слишком быстрое, бурное и обильное половодье Нила было гибельным для людей и животных. Как писал «отец истории» Геродот, «когда Нил затопляет страну, только одни лишь города возвышаются над водой ... вся остальная египетская страна, кроме городов, превра­щается в море».
В связи с этими природными событиями воду Нила нужно было регулировать и поддерживать на определенной высоте с помощью специальных сооружений — каналов, резервуаров и шлюзов. Для сообщения между населенными местами возводи­лись плотины и строились передвижные средства (лодки, суда). Все это обусловило раннее развитие в стране гидротехники, судо­строения, землемерного дела и наблюдения неба для календарных вычислений, определяющих время наступления и хода разлития реки. Ежемесячный пересмотр границ полей, заливаемых рекой, вызвал необходимость ведения точного измерения, записей, раз­вивалось чувство собственности, уважение к суду и закону. Это требовало сотрудничества и взаимопонимания всего египетского народа на всем протяжении Нила при условии абсолютного под­чинения сильной, располагающей безусловным авторитетом цент­ральной власти. Именно благодаря таким условиям Египет стал родиной бюрократической абсолютной монархии.
Всемогущество религии, блестящее развитие искусства, архи­тектуры, всеобъемлющее значение центральной власти — это черты, которые ярко проявляются в период египетской истории, начинающийся с III династии (около XXX в. до н.э.) и называ­емый в науке Древним царством. Древнее царство было строго централизованным бюрократическим государством. При том, что идея двух царств, соединенных личной унией, поддерживалась внешним образом. Но в действительности обе половины его цар­ства были давно слиты, и царь свободно переводил чиновников из одной половины в другую и жаловал им земли в любой из частей своего царства. Его божественное достоинство не вызывало сомнений и требовало соответствующего этикета, приближа­ющегося к храмовому культу. Однако божественное достоинство и обязывало — его божественные прообразы (Ра, Гор и Осирис) праведны, сильны и милостивы. Лучшие фараоны понимали это и старались, чтобы их правление было благодетельно, используя различные методы управления государственным хозяйством. В эпоху царствования Амасиса, как пишет Геродот, Египет достиг величай­шего процветания, в том числе благодаря специальным методам регулирования. В частности, «Амасис издал вот такое постановление египтянам: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто этого не сделает и не сможет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь».
Патриархальный характер царствования египтян особенно нагляден при рассмотрении отношения царей к окружавшим их вельможам. Эти вельможи были не только родовитыми пред­ставителями знати, среди них немало было и таких, которые выдвинулись из обыкновенных чиновников и людей незнатного происхождения благодаря своим дарованиям и честности.
Многочисленные надписи в их гробницах, иногда переходящие в автобиографические тексты, сообщают о перечне их должностей. Из этих надписей следует, что прежние области, номы, из кото­рых сложилось государство, превратились в административные и податные единицы, управлявшиеся царскими губернаторами, в Верхнем Египте они назывались вельможами Юга. Особые 6 палат ведали суд. Хозяйство было натуральным, денег не было; торговля была меновая, подати поступали натурой, под управлением глав­ного казначея была «белая палата», наполненная всякого рода продуктами — сырьем.
Огромный штат подчиненных и писцов обслуживал присут­ственные места. Письмоводство было очень развито и обусловило появление уже в эту отдаленную эпоху происшедшего из иерогли­фов курсивного письма. Таким образом, для служилого человека была необходима грамотность. Овладение ею при сложности иероглифического письма давалось нелегко, но она открывала Дверь в высшее, правящее сословие, которое не знало трудностей и невзгод жизни, характерных для людей нижних сословий. Как увидим дальше, об этом говорят многие нравоучительные писания, восхвалявшие пользу книжного учения с этой утилитарной точки зрения.
Большое значение для формирования источников управлен­ческой мысли имеют многочисленные документы хозяйственной отчетности, найденные в архивах различных городов Шумера и Аккада — Уммы, Лагаша, Ура, Ларсы, Мари, а также Египта зпох Древнего, Среднего и Нового царств. Среди этих документов особый интерес представляют обширные сводки учета «произвед­ена операций с рабочей силой», договоры на продажу и аренду дельных участков, документы отчетности торговцев (перечни доходов и расходов, отчеты о торговых операциях, ценники). Ад­министративная переписка царя Хаммурапи с его чиновниками в Ларсе дает представление о системе искусственного орошения и административного управления в Вавилоне в 1-й половине 2-го тыс. до н.э. Именно эти документы послужили точкой от­счета зарождения учета и контроля хозяйственной деятельности и ряда других управленческих функций.


































































Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.