УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ И НОВОМ ЗАВЕТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Широкий спектр важнейших проблем управления государст­вом и входящими в него территориями был рассмотрен в Библии. Этот аспект освещения жизни древнего общества был разносто­ронне представлен уже в первых 5 наиболее ранних ее разделах, получивших название «Пятикнижие». Церковь считает автором «Пятикнижия» пророка Моисея и датирует создание всех 5 книг, входящих в его состав, примерно XIV в. до н.э. Вслед за «Пяти­книжием» на протяжении более чем тысячелетия были написаны Другие разделы, составившие Ветхий Завет. В 1-П вв. н.э. работа ^ла продолжена, и появилась вторая часть Библии — Новый Завет. Особая значимость Библии в аспекте освещения идей Управления не ограничивается подробным изложением мыслей 00 Управлении, сформировавшихся на сравнительно небольших Чэраильско-иудейских территориях. Она выходит далеко за эти
163рамки, приобретает общечеловеческое звучание, так как Библия канонизирована в качестве Священного Писания христианской и иудейской религиями и признана Святой книгой исламом. По­этому излагаемые в ней идеи — это не просто описание практичес­кого опыта маленького малоазиатского государства, это освященная религией и требующая повторения истина, пользующийся непре­рекаемым авторитетом у верующих идеал для подражания, религи­озный нормативный документ, которому должны следовать в своей практической деятельности сотни и сотни миллионов верующих людей.
Библия выступала за четкую организацию и иерархию управ­ления страной. Первая и наиболее общая схема такой организации была изложена в «Исходе» — втором разделе «Пятикнижия» Моисея. Высший уровень в этой схеме должна была составлять верховная власть, которой надлежало указывать народам «путь, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать», т. е. опре­делять стратегические задачи. В Библии была дана религиозная трактовка форм воплощения верховной власти и порядка осуще­ствления ее управления еврейским народом. На начальном этапе эта верховная власть приписывалась самому Богу, и ее осущест­вление обеспечивалось через систему богоправления. Эта система управления предполагала порядок, по которому все основные за­коны должны были исходить от Бога и беспрекословно испол­няться в стране. Библия требовала: «Люби господа, Бога твоего, и соблюдай, что поведено им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни». При этом богоправление в толковании Библии не было особой формой государственного управления, при которой Бог становился земным руководителем и непосредственно должен был заниматься выполнением кон­кретных управленческих функций, заменяя при этом реальных людей. Речь шла лишь об общем Божием руководительстве, при котором государственная жизнь развивалась свободно и прини­мала формы, соответствующие сложившимся обстоятельствам. Божья воля должна была реализоваться не через конкретные управленческие решения самого Бога, а через конкретные управ­ленческие действия земных руководителей, обязанных решать управленческие дела в пределах Божьих заповедей и законов. В библейской интерпретации свое верховное главенство Бог реа­лизовывал через действия пророков, вождей, патриархов, судей, старейшин и других лиц, участвующих в управлении, которые, согласно Библии, выступали лишь орудиями и исполнителями божественной воли и установленных Богом законов.
Библия констатировала наличие многих противоречий и сбоев в рассмотренной ею религиозной модели богоуправления и в связи с этим вынуждена была признать необходимость перехода к реаль-дой земной системе верховной власти, воплотившейся в Израиле в установлении власти царя и подчиненной ему системы управле­ния. Эта модель верховного правления рассматривалась в связи с описанием действий царей Саула, Давида, Соломона и других исторических фигур. Во «Второзаконии», пятом разделе «Пяти­книжия», были определены основные требования к царю, осущест­вляющему высшее управление страной. Во-первых, царь должен был представлять коренное население страны. Подчеркивалось, что надо ставить над собою царя «из среды братьев твоих», нельзя «поставить над собой царем иноземца, который не брат тебе». Тем самым делался акцент на связи высшего субъекта управления с народом, на сопричастности его к интересам, нуждам, чаяниям страны. Во-вторых, отмечалась недопустимость своекорыстия царя, использования им власти для личного обогащения. От царя требовалось, в частности, «чтобы он не умножал себе копей», «чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно». В-третьих, к царю предъявлялись высокие нравственные требования. Преду­сматривалось, чтобы он «не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его». В «Книге Притчей Соломоновых» подчеркивалось, что «мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол».
Высоко ценя царское правление, Библия считала его особенно плодотворным в том случае, когда во главу угла ставятся интересы государства. «Превосходство страны в целом, — подчеркивалось в «Книге Екклезиаста», — есть царь, заботящийся о стране». С боль­шим одобрением повествовало Священное Писание еще об одной форме верховного управления — о соединении на высшем уровне светского и религиозного управления по чину Мелхисидека, ко­торый одновременно был царем Салима и священником Бога Всевышнего. Предки Мелхисидека были семмитическими помест­ными князьями урийских царей в земле Ханаанской, а позже стали независимыми царями. О самом Мелхисидеке, воплощавшем в себе верховную светскую и церковную власть, очень почтительно гово­рилось и в Ветхом Завете, и в Новом Завете.
В иерархии управления в Ветхом Завете вслед за верховной властью рассматривалось своеобразное среднее звено, состоявшее 3 ближайшего окружения верховного правителя — формируемого м 1фуга советников и приближенных. Говоря о возникновении акого звена, Библия сообщала, что уже Моисей для облегчения своей управленческой деятельности учредил постоянный совет старейшин, в состав которого были включены 70 умудренных жизнью и опытом представителей колен и поколений. Этот совет должен был разделить с верховным руководителем бремя ответ­ственности за принятие и реализацию решений государственной важности — как говорится в «Числах», четвертой книге «Пяти­книжия», «чтобы они несли с тобой бремя народа, а не один ты носил».
В Библии приведены сведения и о низшем звене управленчес­кой иерархии. Решения охватываемых этим звеном текущих, обы­денных дел возлагалось на низших должностных лиц, которые назначались высшей властью. Эти люди, как говорилось в «Исходе», второй книге «Пятикниия», ставились «начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десяти начальникам и».
Все перечисленные звенья управленческой системы не оста­вались раз и навсегда заданными, закостенелыми, постоянными. В Ветхом Завете фиксировались и одобрялись осуществляемые по мере надобности изменения этой первоначальной схемы управле­ния, ее постепенная детализация и усложнение. В частности, в «Первой книге Паралипоменон», относящейся к исторической части Библии, были описаны преобразования государственного управления в годы правления царя Давида (XI—Х вв. до н.э.). Эти преобразования включали закрепление территориальных отделе­ний и назначение во главе каждого из них особого начальника, назначение начальников семейств, колен и полуколен Израилевых, увеличение числа сановников, участвующих в управлении, и чет­кое распределение между ними управленческих функций. В числе таких сановников стали упоминаться советники царя, хранители царских сокровищ и царских запасов в разных частях страны, начальники над царским имением, включая начальников, ведав­ших в нем полевыми работами, земледелием, виноградарством, виноделием, стадами крупного и мелкого скота, верблюдов, ослиц и другими отраслями царского хозяйства. С установлением власти царя Соломона (X в. до н.э.) Библия связывала создание своеоб­разного государственного совета, дальнейшую детализацию распре­деления управленческих функций между сановниками. Сановники, входившие в окружение царя, стали ведать звеньями, частями управления (начальник войска, начальник над податями, началь­ник над царским домом, начальник над приставниками и т. д.). При Соломоне были разработаны и внедрены в жизнь новые прин­ципы территориального управления. Все государство было разделено
в административном отношении на 12 округов. Каждый округ управлялся специальным руководителем «приставником». Округ должен был обеспечивать царский двор продовольствием на один месяц. Были приняты меры по усилению низового управления ц надзора (в частности, при строительстве Иерусалимского храма царь назначил 3300 начальников для надзора за народом, который производил работу).
В управлении Библия особенно ценила мудрость, продуман­ность и обоснованность. В связи с этим во «Второй книге Пара­липоменон» подчеркивалось, что для управления народом государю необходимы премудрость и знание. Вслед за этим в «Книге Притчей Соломоновых» утверждалось: «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания... У меня сила. Мною цари царст­вуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют началь­ники и вельможи и все сановники... Богатство и слава у меня, сокровище, не погибающее и правда, плоды мои лучше золота...» Развивая эти мысли в книге «Премудрости Соломоновы», Библия давала совет: «Властители народов, почтите премудрость, чтобы всем царствовать во веки». И затем делала вывод: «Царь разумный — благосостояние народа». Как антипод такому правителю выстав­лялся царь неразумный, и в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» звучало предупреждение о том, что «царь не наученный погубит народ свой». Исходя из этих требований к управлению Библия решала вопрос о критериях подбора претендентов на уп­равленческие должности. В «Исходе» устанавливалось, что в их число надо включать «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть». Во «Второзаконии» эта мысль была повторена. Кандидатами в начальники здесь предлагалось избрать «людей мудрых, разумных и испытанных».
В Библии был сформулирован ряд интересных принципов организации и осуществления управления. За основу принима­емых решений предлагалось брать закон. Уже во «Второзаконии» подчеркивалось, что царь должен управлять строго по закону, что ему надлежит «списать для себя список закона», читать «его во Дни жизни своей», исполнять «все слова закона» и не уклоняться «от закона ни направо, ни налево». При выработке управленчес-^х решений предлагалось их тщательно продумывать, обсуждать, пользуясь при этом разумными советами. «Начало всякого дела, — отмечалось в «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова», — Размышления, а прежде всякого действия — совет». В «Книге Экклезиаста» неразумным назван парь, «который не умеет прини­мать советы». В «Книге притчей Соломоновых» подчеркивалось, т0 «приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит».
166
167Подчеркивая необходимость использования советников в уп­равлении, Библия вместе с тем выступала за взвешенное отноше­ние к их рекомендациям. В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» говорилось: «От советника охраняй душу свою и наперед узнай, что ему нужно, ибо, может быть, он будет советовать для самого себя». В этой же книге была сформулирована важная мысль о недопустимости вмешательства в управление членов семьи и друзей руководителей. В поучении князьям и начальникам звучало требование: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобой при жизни твоей». Аналогичное требование касалось людей лживых. «Удали неправдивого от царя, — говорилось в «Книге Притчей Соломоновых», — и престол его утвердится правдою», ибо «если правитель слушает ложные речи, то все служащие у него нечестивые». Здесь же отмечалось, что «нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду».
Традиционная для древних управленческих установок ориен­тация на справедливость и защиту подданных четко прослежи­вается и в Библии. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте», — говорилось в «Исходе». «Горе тем, — звучало рефреном в «Книге пророка Исайи», — которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы... похитить права у малосиль­ных из народа... вдов сделать добычею своей и ограбить сирот». В Псалмах устами царя Давида прославлялся идеальный порядок, при котором высшая сила «поднимает бедного... возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями народа его». Здесь же, в 40-м псалме утверждалось: «Блажен, кто помышляет о бедном». Эта мысль вновь повторялась в «Книге Притчей Соломоновых», где звучали слова: «Кто милосерд к бедным, тот блажен». В «Книге пророка Даниила» содержалось предначертание: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдой и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой».
Защищая интересы людей, Библия резко осуждала злоупотреб­ление властью и боролась против использования управленческих прав для личного обогащения, развивала идею несовместимости управления с получением взяток, незаконных подарков, мздоим­ством, казнокрадством. В «Исходе» она требовала: «Даров не при­нимай , ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». Во «Второзаконии» повторялось: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров». В «Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова» признавалось, что «угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения».
Ставя в центр всего сущего Бога и считая, что всякая власть от Бога, Библия решительнее многих других древних источников Требовала беспрекословного подчинения управляемых управля­ющим, добивалась авторитета власти, управленческой дисциплины, строгого выполнения подчиненными воли, указаний, предписаний тех, кто обладает властью, кто правит, кто принимает решения и направляет действия людей. Книги Священного Писания рато­вали за покорность и смирение, строгое следование всему, что предписано сверху, за уважение ко всем, кто обличен властью и занимается управлением. «Начальника, — подчеркивалось в «Ис­ходе», — в народе своем не поноси». Почти дословно эта же мысль повторялась в «Книге Екклезиаста»: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя».
Особенно подробно тема прорабатывалась в Новом Завете. Здесь, в «Первом послании апостола Петра», последовательно развивалась идея строгого подчинения руководителям, осущест­вляющим управленческие функции, и было сформулировано зна­менитое требование: «Будьте покорны всякому человеческому начальству... царю ли, как верховной власти, правителям ли... от него посылаемым». Эта же ориентация на строгое подчинение и покорность в управлении имелась в послании апостола Павла «К римлянам», где звучал призыв: «Всякая душа да будет покорна высшей власти», а также в его послании к Титу, где указывалось на необходимость «повиноваться и покоряться начальству и влас­тям». При этом апостол Павел, объясняя причины, вызывающие необходимость такого поведения, заявлял: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых», «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

















КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1- Дайте характеристику истоков научных представлений об управле­нии по памятникам письменности древних государств (4 тыс. до н.э. и позже).
2- Охарактеризуйте идеи об управлении общественными работами в древнеегипетских царствах и причины их возникновения.
3- В чем основная миссия и смысл идей об управлении древними полисами?
4- В чем причина разработки первой Табели о рангах в управлении персоналом и каково ее содержание?
168
169
5. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деяте­лей Древней Греции: сходство и различия.
6. Раскройте содержание основных управленческих идей в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Рима. Каковы их сходство и раз­личия?
7. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Индии; сходство и различия.
8. Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древнего Китая: сходство и различия.
9. В чем проявлялся космополитизм управленческой мысли в эпоху древних цивилизаций?











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сеог§е С.8., ^^. №81огу оГ Мапа§етеп1 Тпои§Ы. — Еп81е\тоой СИЙ8:
РгепПсе-НаП, 1968 (Ы ей.), 1972 (1пй ей.).
2. \Угеп ^.А. ТЬе Еуо1и1юп оГМапаеетеп1 ТЬоиеЫ. —М.У.: \УПеу, 1972.
3. Бобрышев Д.Н., Семенцов С. П. История управленческой мысли. — М.: АНХ, 1985.
4. Маршев В.И. История управленческой мысли. — М.: МГИАИ, 1987.
5. История менеджмента / Под ред. Д.В.Валового. — М.: ИНФРА-М, 1997. ,
6. Кравченко А.И. История менеджмента. — М.: Академический про­ект, 2000.
7. Волков Ф.М. У истоков научных представлений об управлении. — М., 2001.
8. Хажински А. Гуру менеджмента. — СПб.: Питер, 2002.
9. История политических и правовых учений: В 3 кн. — М.: Наука, 1985, 1986, 1989.
10. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. — М.: Мысль, 1987-1997.
11. Труды международных конференций по истории управленческой мысли и бизнеса / Под ред. В.И.Маршева. — М.: МГУ: ТЕИС, 1996,1998, 2000, 2001.
12. Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1953.
13. Андреевский И.Е. Полицейское право: В 2 т. — СПб., 1871-1874.
14. «Артхашастра», или «Наука политики». — М.; Л.: Наука, 1959.
15. Бабст И.К. Курс политэкономии 1859 года. Б.М. и Г. (литограф.).
16. Белинский В.Е. Органы управления акционерных компаний. — Варшава, 1891.
17. Берендтс Э.Н. Опыт системы административного права. — Ярославль, 1898.
18. Законы Ману. — М., 1960.
19. Иванов А.И. Материалы по китайской философии / Пер. Хань фэя. - СПб., 1912.
20. Платонов И.И. Вступительные понятия в учении о благоустрой­стве и благочинии государственном. — Харьков, 1866.
21. Феоктистов. В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. — М., 1976.
22. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 т. — М., 1980.
23. Штейн В.М. Гуань-цзы. — М., 1959.
24. По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. — М., 1954.
25. Кравченко А.И. История менеджмента. — М., 2000.
26. Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Минск: Харвест, 2002.
27. Тураев Б.А. Древний Египет // Нева-Летний сад. — СПб., 2001.
28. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта // Нева-Летний сад. — СПб., 2001.
29. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002.
30. Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1994.
31. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983.
32. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства. - М.: Наука, 1950. С. 99.
33. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философ­ской мысли в Китае. — М.: Наука, 1966.
34. Ян Юн-То. История древнекитайской идеологии. — М.: Инлитизда'1;
1957.
35. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь Те Лунь). Т. 1-2. / Пер. с кит., введ. и коммент. Ю.Л. Кроля. — СПб., 1997.
36. Искусство управления / Сост., пер. с китайского, вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. — М.: Астрель: АСТ, 2003.
37. Сгее! Н.О. 8Ьеп Ри-Ьак А СЫпеве Ро1Шса1 РЬИоворпег оПЬе РоиПп Сеп1игу В.С. — СЫсаео; Ьэпс1оп, 1974.
38. Книга правителя области Шан / Пер. с кит. Л.С. Переломова. — М.: Ладомир, 1993.
39. История Древнего мира / Под ред. В.Н. Дьякова и Н.М. Николь­ского. - М.: Учпедгиз, 1952.
40. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и ин­ституты Древней Греции. - М.: Наука, 1989.
41. Катан, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. — М., 1957.
42. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М.: Прогресс, 1987.














































Дата: 2018-11-18, просмотров: 309.