Среднее арифметическое значение, или просто среднее ( 
 ), равно сумме переменных, деленной на их число.
Для несгруппированных переменных среднее арифметическое вычисляется по формуле:
                                       
                                                  (4.1)                         
Для сгруппированных переменных можно воспользоваться другой формулой – среднее будет соответствовать сумме произведений средних значений каждого класса и частоты встречаемости значения признака в данном классе:
                          
                                        (4.2)
Среднее арифметическое может использоваться и для тех признаков, для которых не найден способ количественного измерения (шкала порядка). Для этого в качестве xi используются ранговые числа, а среднее принято называть непараметрическим средним.
Взвешенное среднее арифметическое используется в тех случаях, когда разные составляющие имеют разный «удельный вес» в формировании общей совокупности:
                                   
                              (4.3)
                                          или: 
                                     (4.4)
где n – объем выборки, N – число классов.
Пример
Средний балл аттестата учащихся выпускных классов одной из школ соответствует следующим значениям: 11-а – 4,2; 11-б – 4,0 и 11-в – 3,8. Численность этих классов составляет: 11-а – 25 человек, 11-б – 28 и 11-в – 32 человека. В данном случае средний балл аттестата по всем выпускным классам составит (4,2 × 25 + 4,0 × 28 + 3,8 × 32) : (25 + 28 + 32) = 3,98.
Среднее принято округлять с точностью до знака, следующего за последним знаком xi (увеличение точности на порядок).
Свойства среднего
1. Сумма всех отклонений от среднего значения равна нулю: 
Доказательство:
 поскольку ` 
  
2. Если константу с прибавить к каждому значению, то среднее 
  превратится в 
  
Доказательство:
   
3. Если каждое значение множества со средним 
  умножить на константу c, то среднее станет равным 
 Доказательство: 
4. Сумма квадратов отклонений значений от их среднего арифметического меньше суммы квадратов отклонений от любой другой точки: 
  (при условии, что b ¹ ` x ). 
Доказательство: 
 где 
Примем 
  Тогда:

поскольку 
Так как c2 > 0, то:                      
4. 4. Среднее геометрическое значение
Среднее геометрическое значение (xg) используется для вычисления центральной тенденции при прогрессивно возрастающих квантилях (когда распределение значений переменной имеет выраженную положительную (правостороннюю) асимметрию).
Формула среднего геометрического:
                       
                                  (4.5)
Для вычислений можно использовать логарифмирование каждой переменной по основанию е:
                                                                                                         (4.6)                                                                                                                                      
Переход от ln xg к xg осуществляется с помощью операции антилогарифмирования:
      
                                             (4.7)
Задачи по теме
Задача 4.1
Условие задачи
У 50 школьников выпускных классов исследовался коэффициент интеллекта (IQ). Получен следующий вариационный ряд (см. табл.).
|   №№  |    IQ  |    №№  |    IQ  |    №№  |    IQ  |    №№  |  IQ | №№ | IQ | ||||||||
|   1  |    119  |    11  |    104  |    21  |    111  |    31  |    103  |  41 | 107 | ||||||||
|   2  |    86  |    12  |    88  |    22  |    98  |    32  |    88  |  42 | 92 | ||||||||
|   3  |    100  |    13  |    113  |    23  |    84  |    33  |    108  |  43 | 105 | ||||||||
|   4  |    93  |    14  |    89  |    24  |    102  |    34  |    70  |  44 | 89 | ||||||||
|   5  |    108  |    15  |    103  |    25  |    92  |    35  |    113  |  45 | 95 | ||||||||
|   6  |    117  |    16  |    107  |    26  |    88  |    36  |    83  |  46 | 110 | ||||||||
|   7  |    82  |    17  |    78  |    27  |    104  |    37  |    91  |  47 | 101 | ||||||||
|   8  |    100  |    18  |    110  |    28  |    127  |    38  |    97  |  48 | 85 | ||||||||
|   9  |    86  |    19  |    98  |    29  |    103  |    39  |    87  |  49 | 114 | ||||||||
|   10  |    129  |    20  |    84  |    30  |    112  |    40  |    101  |  50 | 102 | ||||||||
Задание
1. Построить ранжированный ряд IQ.
2. Построить таблицу сгруппированных частот для 7 ¸ 8-классового распределения.
3. Построить графическое выражение IQ в виде полигона распределения или столбчатой диаграммы.
4. Определить 1-й, 2-й и 3-й квартили, моду, медиану и среднее арифметическое значение коэффициента интеллектуальности для выборки в 50 испытуемых.
Задача 4.2
Условие задачи
В трех выпускных классах средней школы подсчитывался средний балл успеваемости. Получены следующие результаты:
|   11-а класс  |    11-б класс  |    11-в класс  |  ||||||
|   Пол  |  Число учащихся |   Балл  |  Число учащихся | Балл | Число учащихся | Балл | ||
|   Девочки  |  18 |   3,62  |  15 | 3,90 | 17 | 3,75 | ||
|   Мальчики  |  12 |   3,44  |  13 | 3,58 | 13 | 3,70 | ||
Задание
Вычислить средний балл успеваемости у девочек и мальчиков всех выпускных классов.
Задача 4. 3
Имеется следующая совокупность экспериментальных данных: 1,00; 1,26; 1,58; 2,00; 2,51; 3,16; 3,98; 5,01; 6,31; 7,94.
Задание
Вычислить среднее геометрическое значение данной совокупности двумя способами:
а) вычислением произведения значений и возведения в соответствующую степень;
б) путем логарифмирования по основанию e.
РАЗДЕЛ 5. 
 МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ (РАЗНООБРАЗИЯ, ВАРИАТИВНОСТИ) исследуемого ПРИЗНАКА
Две выборочные совокупности могут иметь одинаковые или близкие между собой средние значения признака и в то же время существенно различаться по степени вариабельности (вариативности) этого признака.
Например, имеется две группы испытуемых (по 100 человек в каждой), у которых исследуется коэффициент интеллекта (IQ). Средние значения IQ в той и другой группе могут приблизительно совпадать (допустим, IQ1 = 102 и IQ2 = 97), и констатация этого факта даст нам очень немного информации. В то же время известно, что индивидуальные значения в первой группе испытуемых изменяются от 85 до 116, а во второй от 60 до 135. На основании этого мы можем сказать, что вторая выборка обладает большим разнообразием признака по сравнению с первой.
Для определения степени разнообразия (изменчивости) исследуемого параметра используются различные критерии: пределы разнообразия, размах вариаций, среднее и стандартное отклонения, дисперсия, коэффициент вариации и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 737.