Достоверность результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О статистической достоверности (статистической значимости) результатов психологического исследования можно говорить в тех случаях, когда статистический критерий (мера различий, связи, зависимости, влияния и т. д.) превышает стандартное (критическое) табличное значение для данного уровня значимости. Так, например, для сравнения между собой двух независимых выборок по критерию Стьюдента (см. подраздел 7.4) стандартное значение, определяемое по соответствующей таблице (tкр.), равно 2,57. В то же время значение критерия Стьюдента, вычисленное по экспериментальным данным (tэксп.), составляет 2,63. В данном случае tэксп. > tкр., и различия между двумя выборками считаются статистически достоверными (статистически значимыми). Если же tэксп < tкр. (например, tэксп..= 2,54), то различия называются недостоверными (они могут возникнуть в результате случайных вариаций признака). При равенстве показателей (tэксп..= tкр.) достоверность различий подвергается сомнению (иногда говорят, что различия лежат на границе достоверности).

Аналогичные выкладки справедливы и в других случаях, когда определяется достоверность связи (корреляции) между переменными, (см. раздел 8) или значимости влияния того или иного фактора (раздел 10). Исключение составляют некоторые непараметрические критерии, например, критерий Манна – Уитни или критерий Вилкоксона, где степень различий или влияния считается статистически значимой, когда эмпирически полученное значение критерия меньше критического (табличного).

Особое место занимают меры соответствия экспериментального распределения теоретическому. В этом случае соответствие считается статистически значимым, если величина критерия, вычисленная по экспериментальным данным (например, критерия c2, см. подраздел 6.1.4), меньше табличной для данного уровня значимости. Все эти нюансы будут детально рассмотрены в соответствующих разделах.

В заключение следует отметить, что любые выводы, заключения и прогнозы должны основываться только на статистически достоверных результатах.


РАЗДЕЛ 3.
ПОДГОТОВКА ДАННЫХ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ

Прежде чем приступать к математической обработке результатов психологического исследования, экспериментальный материал необходимо соответствующим образом подготовить. При этом психологу следует соблюдать два непременных условия. Во-первых, данные должны быть представлены в наиболее компактной, удобной для обработки форме. Во-вторых, при упорядочении данных должен быть сохранен максимум содержащейся в них информации.

Подготовка данных к математической обработке включает в себя ряд последовательных этапов: протоколирование, табулирование данных, создание таблиц сгруппированных частот, построение диаграмм или полигона распределения частот и т. д. Рассмотрим все этапы более подробно.

 



Протоколирование данных

Если психолог имеет под рукой персональный компьютер, задача протоколирования значительно упрощается. Любой программист может составить соответствующую базу данных, и все необходимые сведения о каждом испытуемом можно заносить в компьютер. Несомненное удобство компьютерного варианта состоит в том, что в любой момент можно извлекать информацию об интересующем нас контингенте испытуемых – по полу, возрасту, социальной принадлежности и др. При отсутствии такой возможности на каждого испытуемого составляется отдельный протокол.

В протоколе необходимо отмечать фамилию и инициалы испытуемого, пол и возраст (за исключением случаев анонимного обследования, когда указываются только инициалы, пол и возраст). Несоблюдение этих требований делает невозможным дальнейший анализ результатов (в тех случаях, когда нас интересует связь исследуемой переменной с возрастом и полом испытуемых).

Весьма желательно указывать в протоколе дату исследования. Это особенно важно в тех случаях, когда исследование одной и той же выборки проводится повторно (период времени между повторными исследованиями, например, две недели или полгода) имеет большое значение, особенно когда речь идет о детях.

В некоторых случаях необходимо указывать время суток, когда проводилось исследование. Так, некоторые психологические и психофизиологические переменные (время сенсомоторной реакции, концентрация и переключаемость внимания, объем оперативной памяти и др.) в значительной мере зависят от уровня активности субъекта, степени его утомления, которые далеко не одинаковы в разное время суток.

При необходимости в протоколе следует отмечать условия опыта (проводилось ли исследование индивидуально или в группе, наличие внешних помех и т. д.). Все другие данные о каждом или отдельных испытуемых исследователь отмечает по своему усмотрению, т. е. фиксируется то, что психолог считает наиболее важным.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 445.