Обращаем внимание на статусы, специфику групп, в которых состоит учащийся, специфику загруженного контента
Пример мониторинга социальных сетей учащихся класса.
Таким образом, общая группа риска по эмоциональному неблагополучию формируется на основании данных методик.
Задача психолога - "просеять" эту группу. Для этого вначале необходимо проанализировать все полученные данные. Так ках обучающихся в общую группу набирается достаточно много (в среднем 17% от обследованных), то нужно выделить подгруппы 1-3 - го порядка по степени неотложности консультирования.
Группа 1-го порядка: учащиеся с высокими и/или средними (без поправочного коэффициента) показателями по обеим шкалам (безнадежность и одиночество), учащиеся с пп. 2; 3а,в,г; 4; 5; 7; 8; 9б,в,г,е; 14; 16 Анкеты классного руководителя.
Группа второго порядка: учащиеся с высоким показателем по одной из шкал (безнадежность и одиночество) в сочетании или без сочетания со средним показателем (без поправочного коэффициента) по другой из шкал, учащиеся с пп. 1, 6, 9а,ж; 10, 11, 12; 13
Группа третьего порядка - все остальные.
Поэтому вопросы "если классный руководитель указал 2 любых пункта "выявлять" ли ребенка, сколько пунктов надо и т.д. и тому подобное " не имеют никакого смысла.
Если у ребенка только из всех этих методик - один пункт Анкеты классного руководителя, то он заносится в Общую (предварительную) группу риска эмоционального неблагополучия и подвергается дальнейшему «просеиванию» психологом, последующему обязательному ведению как с предполагаемым эмоциональным неблагополучием, обязательному консультированию, обязательно производится оценка суицидального риска, делается заключение.
Вопрос: “Некоторые методики не валидизированы, как можно вносит в группу риска по суициду учащихся по невалидизированным методикам. Мы их ставим на учет в группу суицидального риска, сообщаем родителям, родители пугаются. Направляем учащихся в психологические центры или психотерапевту, а на основании чего? Это – нарушение прав ребенка!»
Ответ:
Такой вопрос (скорее утверждение) действительно был и имеет актуальность у психологов школ до настоящего времени.
В данном вопросе несколько вопросов, рассмотрим их обстоятельно.
1. Чтобы снять множество подобных вопросов необходимо понять суть того, что такое Риск.
Риск – НЕ САМО СОБЫТИЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, а предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб.
Понятие «риск» применительно к образовательной среде может обозначать потенциальную возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенные негативные последствия для учащегося, группы учащихся, школьного коллектива в целом.
Первичная область задач в риск-менеджменте: спрогнозировать предполагаемые негативные события, определить условия, повышающие вероятность наступления события.
Суицидальность, как проявление аутоагрессии – явление темпоральное, развертывающееся в пространстве и времени. Психолог с позиции риск-менеджмента учитывает темпоральность данного явления и ПРЕДПОЛАГАЕТ наличие риска предполагаемого в будущем события (которого может и не быть, опять же из-за принципа темпоральности аутоагрессивного поведения).
2. Наличие повышенного риска у лиц с нарциссическими и пограничными чертами личности является доказанным. Когда и где и при каких обстоятельствах произойдет развертка аутоагрессивного паттерна в суицидальное поведение и далее в суицид у лица с пограничными и нарциссическими чертами личности точно никому не известно. Но точно известно, что у данного лица имеется (потенциально) повышенный риск такой развертки по сравнению с лицами, не имеющими таких особенностей личности.
Опросники Бека и Рассела в отношении риска аутоагрессивного поведения у подростков исследованы и предварительно признаны годными для практики. (Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml).
АКР – это инструмент метода Профайлинга и не является методом психологической диагностики, а потому не подлежит валидизации, он опирается на знания практической психологии.
3. Таким образом, вопрос «Как можно на основании невалидизированных методик вносить ребенка в группу суицидального риска?» - по крайней мере, некорректен. Данный вопрос имплицитно подразумевает утверждение: «Вот дайте нам четкие, валидизированные методики выявления суицидальности, тогда у нас будут основания и ребенка в группу S-риска заносить и с родителями обоснованно разговаривать и прочее делать!».
Сам вопрос некорректен по простой причине: никто не предлагает автоматически вносить ребенка в группу суицидального риска только на основании предложенных методик.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 604.