Методы и этапы выявления учащихся группы риска по эмоциональному неблагополучию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы и этапы выявления учащихся группы риска по эмоциональному неблагополучию.

Выявление обучающихся с повышенным риском суицидального поведения исходя из концепции управления суицидальными рисками ОУ строится на следующих базовых методиках (распределенных по важности):

 

Профайлинг эмоционального неблагополучия.

Профайлинг эмоционального неблагополучия: совокупность методов и методик ежедневного наблюдения, оценки и прогнозирования поведения учащихся на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения, указывающих на неблагополучное либо нестабильное эмоциональное состояние ребенка. Осуществляется всеми педагогами ОУ. Доводится всеми педагогами до классного руководителя.

Классный руководитель осуществляет оценку сообщения, при необходимости собирает дополнительную информацию, принимает решение о незамедлительной постановке в известность специалистов СПС школы либо самостоятельном решении проблемы. В последнем случае классный руководитель берет риски на себя.

 

Текущая информация об эмоциональном неблагополучии учащегося.

Мониторинг стрессовых ситуаций в семьях обучающихся смерть, развод и др. Текущая информация от доверенных лиц из числа обучающихся.

 

Мониторинг эмоционального неблагополучия.

 

Мониторинг эмоционального неблагополучия: скрининговый опрос классных руководителей на основе Анкеты классного руководителя. Проводится 1 раз в квартал, 2-11 классы.

Классный руководитель самостоятельно оценивает каждого обучающегося класса на основе Профайлинга учащихся класса за определенный промежуток времени (3 месяца). Исключаются ситуационные и малозначащие изменения поведения учащихся (чтобы не "засорять" анкету).

Анкета классного руководителя:

Дата____________ Класс_______Кл. руководитель________________________________

Прочитайте внимательно все пункты! Выделите учащихся, у которых Вы наблюдали какие-либо симптомы из данного перечня либо сходные с ними.

В бланке укажите только тех учащихся, у которых Вы наблюдали один либо несколько следующих симптомов за период с ________________ по_________________

В следующей графе проставьте номера пунктов анкеты, соответствующих определенному наблюдаемому поведению.

Бланк к анкете АКР

 

Напротив фамилии укажите номер(а) имеющихся симптомов из перечисленных в анкете, обязательно внесите пояснения, примечания. Пример:

1 Иванов Иван  1, 3-д, 9-ж Рисует на парте, стенах, ломает мебель. Расцарапывает кожу до крови.

 

ФИО СИМПТОМЫ Пояснения/примечания
1
2

 

 «_______»_______________________2018 г.

Кл. Руководитель:       ______________________/______________________

Принял психолог: «_____»______________________2018 г. _______________________

Сдал классный руководитель: «_____»___________________2018 __________________

Анкета классного руководителя сдается психологу в 2-х вариантах: электронном виде и обязательно в распечатанном виде за личной подписью классного руководителя. Психологу желательно внести дату приема АКР от классного руководителя с подписями. Это не будет лишним, т.к. момент оформления АКР и момент сдачи могут сильно различаться, а за это время многое может произойти.

    Пример Анкеты классного руководителя:

Пример скрининговой диагностики по Разуваевой.

Пример профиля учащейся при скрининговой диагностике (по Т.Н. Разуваевой)

У психологов возникает вопрос: «Зачем проводить скрининговую диагностику? Мы провели, выявили учащихся с высокими показателями по обеим шкалам, но у них никакого суицидального поведения не наблюдается, наоборот, у тех, у кого низкие показатели по шкалам Бека и Рассела проявили суицидальную активность?»

Ответ:

1. Важной составляющей в патогенезе суицидального поведения является выраженность в структуре личности импульсивности, эмоциональной нестабильности, склонности к аутоагрессивному поведению. Данному поведенческому паттерну соответствует в МКБ-10 и DSM-IV пограничное и нарциссическое расстройство личности.


2. Безнадежность и одиночество – патогенетически разные образования, сочетание которых прогностически усиливает суицидальный риск. Степень выраженности безнадежности более связана с депрессивной симптоматикой, а одиночество больше отражает нарциссические черты личности.

 

3. Имеется положительная корреляция выраженности Шкалы безнадежности и Шкалы одиночества. Высокие показатели по обеим шкалам может говорить о высокой степени потенциального риска суицида.


4. Высокие показатели по Шкале безнадежности и Шкале одиночества у подростков являются устойчивыми проявлениями психоэмоционального неблагополучия и социально-психологической дезадаптации при психологических кризисах и декомпенсации акцентуаций характера пограничного и нарциссического типов и расстройств аффективного спектра.


5. Нарциссизм и пограничные черты в структуре личности коррелируют с выраженностью Шкалы одиночества.


6. Безнадежность может быть даже более важным предиктором суицидальных намерений, чем депрессия.

 

7. Мы выявляем данными методиками не явных суицидантов, а только предполагаемый повышенный риск. Необходимо понимать, что у лиц с высокими показателями по данным шкалам до настоящего времени действительно могут отсутствовать суицидальные интенции (мысли, образы и т.п.), но всё равно данные лица имеют повышенный риск суицидального поведения В БУДУЩЕМ. И именно это и необходимо учитывать с точки зрения концепции управления рисками. Риск это не то, что мы имеем здесь и сейчас. Риск – это предполагаемое негативное развертывание события. Вот именно у этой выявленной группы необходимо предполагать, что они имеют повышенный (по сравнению с остальными) риск развертывания суицидального поведения в будущем.

 

8. Сама фраза «проявили суицидальную активность» в данном случае некорректна. До оценки криминалистов и психиатра мы можем говорить лишь об аутоагрессивном поведении в той либо иной форме. Суицидальное поведение и незавершенный суицид можно идентифицировать только на основе имевшего место сформированного мотива на смерть.

 

9. При проведении всех этапов диагностики, психологу образовательного учреждения необходимо разучиться говорить и оперировать понятиями «суицидальное поведение», «суицидальный риск», «суицидальная активность», заменяя его понятием «Эмоциональное неблагополучие учащегося». Только после ОСР – оценки суицидального риска, мы можем говорить о степени суицидального риска, который, опять же, может проявиться, а может не проявиться в форме суицида. Поэтому понятие степень суицидального риска имеет вероятностную природу.

 





Интерпретация

 

ШкалаА (негативное настроение:1,6,8,10,11,13)– общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

 

ШкалаВ (межличностныепроблемы:5,12,26,27)– идентификация себя с ролью  плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм,непослушание.

 

Шкала С (неэффективность: 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

 

Шкала Д (ангедония:4,16,17,18,19,20,21,22)–высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества

 

Шкала Е(негативная самооценка:2,7,9,14,25)– негативная оценка собственной неэффетивности, наличие суицидальных мыслей.

 

Подсчет общего показателя: Это сумма баллов ,выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.

 

По каждой шкале теста также подсчитывается балл.


 

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в  Т–показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка.


 



ТаблицапереводасуммыбалловвТ–показатели.

 

 

 

СУММА

 

 

«______»__________________________20_____г.

 

 

ФИО _____________________________________________________ Класс______________________________

 

4. На основании консультирования проводим оценку суицидального риска. Наличие сформированного мотива указывает нам на высокий риск. Наличие несформированного мотива (частичного, редуцированного) укажет на средний риск. Отсутствие всех частей мотива – незначительный риск.

5. Принимаем решение о разделении риска, либо принятии рисков на себя. При среднем уровне суицидального риска (по шкале В. Ромек) без признаков активного суицидального поведения рекомендуется разделение риска – направить ребенка на консультацию стороннего специалиста: психотерапевта (в Уфе – ГАУЗ РКПЦ МЗ РБ, дети до 15 лет – Достоевского, 14, подростки 15 лет и старше – Ш. Руставели, 29). Республиканский психотерапевтический центр не принимает лиц с активным суицидальным поведением. Учащиеся с активным суицидальным поведением (сформированный суицидальный мотив) направляются на консультацию психиатра. В сопроводительной записке и в бланке ОСР должны быть указания на: суицидальные мысли либо самоповреждающие действия – это важный критерий разделения лечения на бюджетной основе и внебюджетной (платной).

6. Консультирование родителей / законных представителей ребенка.

7. Необходимо строго соблюдать оформление соответствующей документации:

- индивидуальная карта учащегося (заполняется на всех выявленных по АКР и скрининговой диагностике + выявленных по данной проблематике активно).

- уведомление родителя / законного представителя о направлении на консультацию стороннего специалиста. В случае отказа от стороннего консультирования психологу рекомендуется попросить родителя / законного представителя в Уведомлении сделать своей рукой запись: «отказываюсь консультировать ребенка у психиатра, психотерапевта, психолога так как считаю, что…», и поставить дату и подпись (при отказе законного представителя что-либо писать и подписывать уведомление составляется Акт за подписью членов социально-психологической службы школы: замдиректора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог). Направление носит рекомендательный характер. В данном случае вы разделяете риски с законными представителями ребенка.

Как видите, в Уведомлении прописано, что в КДНиЗП сообщается в случае непосещения по истечении 7 дней психиатра и психотерапевта. То есть КДНиЗП уведомляется, если ребенок имеет средний и высокий риск.

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

Я, _____________________________________________, являющийся (-аяся)

                       (Ф.И.О., дата рождения)

______________________________________________ несовершеннолетнего

(указать: родителем, опекуном (попечителем), приемным родителем и т.д.)

____________________________________________________________________________

                                          (Ф.И.О., дата рождения)

 

уведомлен(-а) о том, что _______________________________________________________

                                                             (Ф.И.О., должность)

мне с указанным несовершеннолетним рекомендовано посетить в целях консультирования (ненужное вычеркнуть):

 

- врача психиатра по месту прописки в связи с активным суицидальным поведением;

 

- врача-психотерапевта в ГАУЗ РКПЦ МЗ РБ (ул. Достоевского, 14; ул. Ш. Руставели, 29);

 

- психолога в _________________________________________________________________

 

Я, согласен(-а) на направление ___________________________________________________

(наименование направляющего учреждения)

имеющейся в данном учреждении информации обо мне и указанном несовершеннолетнем врачу психиатру, психотерапевту, психологу, а в случае непосещения мною и несовершеннолетним ___________________________________________________________

                  (Ф.И.О., дата рождения)  

врача психиатра, психотерапевта в семидневный срок со дня подписания мною настоящего уведомления – в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства ребенка, и, при необходимости, в иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

 

______________________________ / ________________________________________

 (подпись, фамилия, инициалы, дата подписания уведомления)

«_____»__________________________2018 г.

Наибольшие трудности у школьных психологов вызывает определение средней степени риска. Если у ребенка имеются только суицидальные мысли и других факторов структуры суицидального мотива нет и поведение в целом не суицидальное, то можно ли оценить степень риска как среднюю? Ведь от этого зависит направлять ребенка к стороннему специалисту либо нет. Здесь необходимо учитывать темпоральность аутоагрессии. Как аутоагрессивный паттерн (а суицидальные мысли это идеаторная аутоагрессия) может развернуться в дальнейшем в пространстве и времени. Есть ли у ребенка осложняющие факторы: предстоящие стрессовые ситуации (экзамен, проблемы в отношениях, проблемы в семье, как он реагирует на конфликты, имеется ли употребление ПАВ, девиации поведения, склонность к риску, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (выявляется опросником Филлипса) и др.). Только психолог на месте, самостоятельно может определить это и самостоятельно принять решение. Легче, конечно же работать по установленному алгоритму: провел тестирование – направил, провел – направил. Но работа психолога – это думать, оценивать риски, управлять рисками: разделять риски, вносить вектор силы в систему (активная работа с родителями / законными представителями), брать риски на себя.

Пример оценки суицидального риска по В. Ромек.

8. Итак, мы провели оценку и направили ребенка на консультацию специалиста. Детей с оценкой «Незначительный риск» без малейших признаков аутоагрессивного поведения - снимаем с динамического наблюдения, о чем делаем запись в Индивидуальной карте наблюдения. Детей, с умеренным риском можем брать на коррекцию самостоятельно (берем риски на себя). Но если есть указания на наличие суицидальных мыслей, аутоагрессивных, самоповреждающих действий – необходимо направить на консультацию психотерапевта (разделение рисков).

 

С целью предупреждения возможных конфликтных ситуаций с законными представителями можно использовать следующую форму Договора с родителем / законным представителем (© Логинов О.А. , 2016)

Приложение 1 к Положению о Психолого-медико-педагогическом консилиуме.

 

Договор

между ________________________________ и родителем (законным представителем) обучающегося о его психолого-медико–педагогическом обследовании и сопровождении

 

    _______________________________________________________________ (далее ОО – образовательная организация), в лице директора _________________________, действующго на основании Устава, с одной стороны и родитель /законный представители несовершеннолетнего ___________________________________________________________________

 с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

Предмет договора.

    В соответствии с целью и задачами Психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПК) стороны договорились о нижеследующем:

1.1. Родитель /законный представитель дает согласие на обследование (диагностику) специалистами ПМПК ОО своего ребенка/опекаемого, его психолого-медико-педагогическое сопровождение исходя из реальных возможностей ОО и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребенка.

1.2. Обследование (диагностика) и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка проводится на основании инициации классного руководителя, родителей (законных представителей), либо специалистов ПМПК в период с момента поступления ребенка в ОО и до момента выбытия из ОО в следующих формах:

- индивидуальные диагностические (медицинские, психологические, социально-психологические, логопедические, дефектологические, педагогические) мероприятия;

- групповые (классный коллектив, классная параллель, учебное звено, школьный коллектиив в целом) диагностические (медицинские, психологические, социально-психологические, логопедические, дефектологические, педагогические) мероприятия с целями:

- оценки здоровья, актуального развития, выявления эмоционального неблагополучия, выявления признаков нарушения учебной, социальной, личностной, психологической адаптации, иных проблем, непосредственно влияющих на качество образовательного процесса обучающегося, принятия мер профилактики нарушений учебной, социальной, личностной, психологической адаптации, а также разработки индивидуальных воспитательных, коррекционных, реабилитационных мероприятий;

-оказания помощи обучающемуся с ОВЗ, обучающемуся в случаях учебных, личностных и социальных затруднений, а также мониторинга социальной ситуации, мониторинга самочувствия, эмоционального благополучия, развития классного коллектива;

 -  выявления, ранней диагностики, профилактики и коррекции отклоняющегося (девиантного, делинквентного, асоциального, антисоциального) поведения, предпосылок нарушений психического и соматического здоровья;

-   выявления резервных возможностей развития обучающегося;

-   разработки рекомендаций учителю, родителям (законным представителям) для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, коррекционно-развивающего сопровождения;

-   определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОО возможностей;

-   отслеживания динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;

-   подготовки и ведения документации, отражающей актуальное развитие обучающегося, наличное состояние и его динамику, овладение школьными навыками, умениями и знаниями;

-   выработки рекомендации о виде и форме обучения.

Обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Согласие родителей (законных представителей) на такое обследование (диагностику) ребенка считается данным с момента подписания настоящего Договора.

____________________________/_____________________________

(ФИО / подпись)

1.3. Прием подростков старше 12-ти лет, направленных на ПМПК ОО для решения вопроса о дальнейшем образовательном маршруте (виде и форме обучения), допускается без сопровождения родителей. Прием подростков для решения вопроса о дальнейшем образовательном маршруте (виде и форме обучения) младше 12 лет без сопровождения родителей допускается только на основании письменного заявления родителей (законных представителей) с указанием уважительных причин своего отсутствия. В данном случае, ОО осуществляет все меры по охране и защите прав ребенка с учетом пожеланий родителей (законных представителей).

    1.4. Индивидуальное обследование проводится каждым специалистом ПМПК с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется заключение, и разрабатываются рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.

    1.5. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей). Изменение формы обучения ребенка возможно только с согласия родителей.

1.6. ПМПК, отдельный специалист ПМПК, имеет право рассматривать следующие документы: свидетельство о рождении обучающегося; выписки из истории развития ребенка с заключением врачей: педиатра, невролога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда и др. специалистов, имеющихся в индивидуальной карте обучающегося; по собственной инициативе родители/законные представители имеют право вносить на рассмотрение ПМПК, отдельных специалистов ПМПК иную документацию медицинского и иного характера, необходимую для объективной оценки имеющихся проблем обучающегося и разработки путей их решения; педагогическое представление (характеристику) классного руководителя; представление психолога; представление логопеда; представление других специалистов по необходимости; письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Результаты обследования ребенка протоколируются.

    1.7. При необходимости углубленной диагностики либо разрешения спорных вопросов, специалисты ПМПК рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в другие диагностико-коррекционные, лечебные учреждения.

    1.8. Обучающийся специального класса/имеющий протокол ПМПК находятся под наблюдением и коррекционным воздействием специалистов ПМПК в течение всего периода действия протокола ПМПК.

    1.9. Коллегиальное заключение ПМПК доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для них форме, предложенные рекомендации в ОО реализуются только с их письменного согласия.

1.10. Специалист ПМПК в рамках своей деятельности имеет право проводить плановые индивидуальные и групповые диагностические (педагогические, педагогически-предметные, социально-психологические, психологические, логопедические, дефектологические) обследования (диагностические мероприятия) отдельного ребенка, отдельного класса в котором обучается ребенок в соответствии с целью и задачами деятельности ПМПК.

Согласие родителей (законных представителей) на такое обследование ребенка считается данным с момента подписания настоящего Договора.

____________________________/_____________________________

(ФИО / подпись)

1.11. С целью профилактики учебной, социальной, психологической дезадаптации обучающегося, до направления ребенка на ПМПК ОО, классный руководитель имеет право делать запросы на диагностическое обследование ребенка отдельными специалистами ПМПК ОО и получать рекомендации (консультативную помощь) специалистов ПМПК по работе с ребенком.

Согласие родителей (законных представителей) на такое обследование ребенка считается данным с момента подписания настоящего Договора.

____________________________/_____________________________

(ФИО / подпись)

1.12. На период подготовки к ПМПК и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПК.

1.13. ПМПК может рекомендовать родителям, законным представителям дополнительное обследование сторонних специалистов (врач-невролог, врач-психиатр, дефектолог, клинический психолог, психотерапевт, педиатр, сурдолог и др.) если имеются соответствующие рекомендации отдельных специалистов ПМПК. В этом случае родителю/законному представителю разъясняется причина направления к специалисту, разъясняются права и обязанности родителя/законного представителя в соответствии с действующим законодательством, и выдается письменное направление. С родителя/законного представителя берется расписка о получении направления. В случаях, угрожающих психическому, соматическому здоровью и/или жизни обучающегося, в том числе экстренных, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник ОО имеют право самолично принимать решения о направлении обучающегося на консультацию стороннего специалиста без коллегиального решения ПМПК ОО с выдачей направления родителю/законному представителю ребенка официального направления под роспись с разъяснением родителю/законному представителю ребенка родительских прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством. В случае направления ребенка на консультацию сторонних специалистов, ПМПК, либо отдельный специалист ПМПК предоставляет родителю/законноиу представителю обучающегося информацию об имеющихся учреждениях оказывающих данный вид помощи.

1.14. ПМПК ОО при наличие оснований, позволяющих констатировать факт, что игнорирование родителем/законным представителем рекомендаций специалистов ПМПК, уклонение родителем/законным представителем от предоставления ребенку возможности получения необходимой квалифицированной помощи повлекло за собой нарушение его физической, психической, социальной адаптации, оставляет за собой право сообщить специалисту Уполномоченной службы ОО о выявлении признаков нарушения прав несовершеннолетнего со стороны родителя/законного представителя. Уполномоченная служба ОО имеет право сообщить о данном нарушении прав ребенка в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие уполномоченные службы по защите прав и законных интересов ребенка.

 

____________________________/_____________________________

(ФИО / подпись)

 

1.15. При отсутствии возможностей ОО оказания отдельных рекомендуемых ПМПК видах коррекционной, консультативной либо иных видах помощи обучающемуся, ПМПК обязано предоставить родителям/законным представителям исчерпывающую информацию о сторонних организациях оказывающих данные виды помощи, при необходимости оказывает организующую помощь. Данные рекомендации заносятся в протокол ПМПК.

1.16. При направлении ребенка в ПМПК вышестоящего уровня копия коллегиального заключения ПМПК выдается родителю (законному представителю) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПК. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПК могут направляться только по официальному запросу.

    1.17. В остальных случаях, не вошедших в настоящий Договор, стороны руководствуются Законом об образовании Республики Башкортостан, методическими рекомендациями ПМПК в общеобразовательном учреждении, и другими нормативными документами .

Срок действия договора

    4.1. Настоящий Договор действует с момента его подписания обеими сторонами в течение всего периода нахождения ребенка в школе-интернате.

4.2. Договор утрачивает свою силу с момента расторжения или с момента даты выбытия обучающегося из ОО.

Юридические адреса сторон:

 

  Родитель (законный представитель) _________________________________
  _________________________________
  (Ф.И.О., г.р.)
   Директор _________________________________
  _________________________________
___________________ (адрес по прописке)
  _________________________________
  (телефон)

Методы и этапы выявления учащихся группы риска по эмоциональному неблагополучию.

Выявление обучающихся с повышенным риском суицидального поведения исходя из концепции управления суицидальными рисками ОУ строится на следующих базовых методиках (распределенных по важности):

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 471.