Диагностическое скрининговое обследование обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проводится по методикам, нацеленным на выявления учащихся имеющих черты личности сходные с чертами нарциссического и пограничного расстройств личности (акцентуациями) - опросник безнадежности Бека и опросник одиночества Рассела. Может включать другие методики, в частности опросник Разуваевой.

При сочетании высоких показателей по обеим шкалам, такой учащийся должен быть автоматически внесен в группу повышенного суицидального риска, даже если высокие показатели сочетаются с полным отсутствием суицидальных мыслей до этого момента, и сниматься с динамического наблюдения психолога по истечении 1-го года и только на основании полного подтверждения отсутствия развития личностных черт, характерных для нарциссического и пограничного типа личности (акцентуаций характера). Так как эта группа с наиболее высоким риском по истинным суицидам.

Данная скрининговая диагностика проводится не чаще 1 раза в год.

    Пример результатов скрининговой диагностики по Беку и Расселу:

Пример скрининговой диагностики по Разуваевой.

Пример профиля учащейся при скрининговой диагностике (по Т.Н. Разуваевой)

У психологов возникает вопрос: «Зачем проводить скрининговую диагностику? Мы провели, выявили учащихся с высокими показателями по обеим шкалам, но у них никакого суицидального поведения не наблюдается, наоборот, у тех, у кого низкие показатели по шкалам Бека и Рассела проявили суицидальную активность?»

Ответ:

1. Важной составляющей в патогенезе суицидального поведения является выраженность в структуре личности импульсивности, эмоциональной нестабильности, склонности к аутоагрессивному поведению. Данному поведенческому паттерну соответствует в МКБ-10 и DSM-IV пограничное и нарциссическое расстройство личности.


2. Безнадежность и одиночество – патогенетически разные образования, сочетание которых прогностически усиливает суицидальный риск. Степень выраженности безнадежности более связана с депрессивной симптоматикой, а одиночество больше отражает нарциссические черты личности.

 

3. Имеется положительная корреляция выраженности Шкалы безнадежности и Шкалы одиночества. Высокие показатели по обеим шкалам может говорить о высокой степени потенциального риска суицида.


4. Высокие показатели по Шкале безнадежности и Шкале одиночества у подростков являются устойчивыми проявлениями психоэмоционального неблагополучия и социально-психологической дезадаптации при психологических кризисах и декомпенсации акцентуаций характера пограничного и нарциссического типов и расстройств аффективного спектра.


5. Нарциссизм и пограничные черты в структуре личности коррелируют с выраженностью Шкалы одиночества.


6. Безнадежность может быть даже более важным предиктором суицидальных намерений, чем депрессия.

 

7. Мы выявляем данными методиками не явных суицидантов, а только предполагаемый повышенный риск. Необходимо понимать, что у лиц с высокими показателями по данным шкалам до настоящего времени действительно могут отсутствовать суицидальные интенции (мысли, образы и т.п.), но всё равно данные лица имеют повышенный риск суицидального поведения В БУДУЩЕМ. И именно это и необходимо учитывать с точки зрения концепции управления рисками. Риск это не то, что мы имеем здесь и сейчас. Риск – это предполагаемое негативное развертывание события. Вот именно у этой выявленной группы необходимо предполагать, что они имеют повышенный (по сравнению с остальными) риск развертывания суицидального поведения в будущем.

 

8. Сама фраза «проявили суицидальную активность» в данном случае некорректна. До оценки криминалистов и психиатра мы можем говорить лишь об аутоагрессивном поведении в той либо иной форме. Суицидальное поведение и незавершенный суицид можно идентифицировать только на основе имевшего место сформированного мотива на смерть.

 

9. При проведении всех этапов диагностики, психологу образовательного учреждения необходимо разучиться говорить и оперировать понятиями «суицидальное поведение», «суицидальный риск», «суицидальная активность», заменяя его понятием «Эмоциональное неблагополучие учащегося». Только после ОСР – оценки суицидального риска, мы можем говорить о степени суицидального риска, который, опять же, может проявиться, а может не проявиться в форме суицида. Поэтому понятие степень суицидального риска имеет вероятностную природу.

 





Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.