Ф.И.О. автора | Ключевые выражения, с помощью которых передается сущность понятия «принципы обучения» | Принципы обучения |
Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании.- М.,1958, С.90 | «…является исходным положением для организации учебного процесса» | Сознательность и активность, наглядность, последовательность, доступность и индивидуализация, прочность (6) |
Грантынь К.Х. Теория физического воспитания /Под ред.Г.И.Кукушкина. – М.,1959, С.121 | «…наиболее общие руководящие положения» | Воспитывающее обучение, наглядность, сознательность, активность, доступность, прочность (6) |
Янанис С.В. Теория физического воспитания. - М., 1961 С.93 | «…основные положения, которыми руководствуются преподаватели в обучении физическим упражнениям» | Сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность (6) |
Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания: В 2 т. – М., 1967 | Определение понятия отсутствует | Вопросы принципов обучения отдельно не освещаются, а даются по этапам обучения: - первоначального разучивания – наглядность, доступность, систематичность; - углубленного разучивания – наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность; - закрепления и дальнейшего совершенствования – сознательность и активность, наглядность, систематичность, прочность и прогрессирование (6) |
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: В 2 т. – М., 1971. – Т 1, С.115 | «Есть ряд принципов, которые выражают… методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач» | Сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность, постепенность повышения требований (динамичность) (5) |
Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. – М., 1978, С.8 | «…кратко выраженные научно-методические положения» | Единство обучения и развития, структурность занятий, учет особенностей и состояния занимающихся, анализ-синтез движений, осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений, постепенное повышение нагрузки и ее варьирование, учет, регулирование и варьирование сопутствующих условий. |
Ильин Е.И. Теория и методика физического воспитания. – М., 1979, С.93 | «В педагогике эти закономерности нашли отражение в основных положениях, или дидактических принципах обучения. К процессу физического воспитания, они получают особое содержание и реализуются особыми средствами и методами» | Сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, последовательность, индивидуализация (6) |
Боге М.М. Обучение двигательным действиям. – М., 1985, С.105 | Законы дидактики, определяющие ход обучения в целом, во всех его частях и на всех этапах | Научность обучения, доступность обучения, систематичность обучения, сознательность и активность обучаемого, наглядность обучения, прочность усвоения учебного материала, единство коллективного обучения и индивидуального подхода к обучаемому, связь обучения с практикой, ведущая роль учителя в процессе обучения (9) |
Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.М.Шияна. – М., 1988, С.36 | «Позиции, определяющие наиболее общие отправные положения управления в процессе физического воспитания» | Сознательность и активность, наглядность и индивидуализация, систематичность, прочность, прогрессирования (5) |
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 1980, С.45 | «В педагогической науке принципами называют наиболее важные исходные положения, руководящие установки для деятельности учителя и учеников, отражающие закономерности пед. процесса» | Сознательность, активность, научность, прочность, доступность, систематичность, постепенность, последовательность, индивидуализация (9) |
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М., 1991, С.85 | «…наиболее важные краеугольные положения» | Сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, системность (4) |
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000, С.53,54 | «…общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов». «Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы». Общеметодические принципы – это отправные положения…отражают основные и общие положения | Общепедагогические: сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация. Специфические принципы физического воспитания: непрерывности процесса физического воспитания, систематичности чередования нагрузок и отдыха, постепенности наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направлений физического воспитания (6) |
Примечание: Цифры в скобках в графе «Принципы обучения» означают количество принципов, выдвинутых автором
Компоненты тренировки.
10.3.1 Физическая подготовка (общая и специальная)
Общая физическая подготовка направлена на разностороннее воспитание физических способностей, которые в определенной степени обуславливают успех спортивной деятельности.
ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений. на основные действия, выполняемые в соревнованиях по виду спорта. Перенос может быть положительным и отрицательным.
СФП – направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфики избранного вида спорта. При этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. Основными средствами СФП являются соревновательные и специально-подготовительные упр.
Соотношение ОФП и СФП и их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция состоит в постепенном возрастании удельного веса СФП по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени на ОФП. На отдельных этапах СТ возможны различные соотношения этих видов подготовки, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа спортивных достижений.
10.3.2 Техническая подготовка: задачи, средства, методы
Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства.
Основная задача технической подготовки – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.
В процессе технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:
- результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью;
- эффективность техники определяется ее соответствием, решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, тактической, психической подготовленности;
- стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена (прогрессирующее утомление, противодействие соперника, непривычное место соревнований, и пр.);
- вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы;
- экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства;
- минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.
Различают: общую и специальную техническую подготовку.
Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков, а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Основными задачами специальной технической подготовки являются:
- познание теоретических основ спортивной техники;
- моделирование индивидуальных форм техники движений, соответствующих возможностям спортсмена;
- формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в состязаниях;
- последующее преобразование и обновление форм техники (создание принципиально новых вариантов спортивной техники).
Средствами технической подготовки являются подготовительные (общеподготовительные, специально-подготовительные), подводящие, соревновательные (собственно соревновательные, тренировочные формы соревновательного упражнения).
В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение как общепедагогические методы, так и специфические методы ФВ.
Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершенствование происходит в зависимости от закономерностей развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки.
В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:
1-ый этап совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений и формирования их общей координационной основы.
2-ой этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает длительную часть второй половины подготовительного периода (специально-подготовительный, предсоревновательный этапы)
3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
На эффективность технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные особенности, структура тренировочного цикла и другие факторы. Она находится в тесной связи с другими компонентами спортивной тренировки.
10.3.3 Тактическая подготовка: задачи, средства, методы
Спортивную тактику можно определить как искусство ведения спортивной борьбы.
К спортивной тактике нужно отнести:
- разработку целесообразного плана выступления на спортивных соревнованиях с учетом возможностей спортсменов, особенностей его противника, конкретных условий состязаний;
- реализация цели с помощью таких средств и способов ведения борьбы, которые наиболее полно раскрывали бы возможности спортсмена.
В процессе тактической подготовки необходимо предусмотреть:
- усвоение теоретических основ спортивной тактики (как и в каких условиях применять технический арсенал);
- изучение возможностей противников и условий предстоящих соревнований;
- освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков;
- воспитание тактического мышления и других способностей, необходимых для овладения тактическим мастерством.
К общей тактической подготовке относится изучение общетеоретических основ спортивной тактики и практических способов их использования в разнообразных условиях, по возможности приближенных к условиям избранного вида спорта, воспитание широкого тактического мышления. Материал данного раздела в значительной мере заимствуется из смежных видов спорта.
Специальная тактическая подготовка строится непосредственно на материале избранного вида спорта и направлена на углубленное совершенствование характерных для него тактических умений и навыков.
Тактическая подготовка тесно связана с технической подготовкой.
10.3.4 Теоретическая подготовка: задачи, средства, методы
Передача и освоение системы специальных знаний в области спорта составляет содержание теоретической подготовки спортсмена. Она включает также воспитание интеллектуальных способностей, непосредственно проявляемых в процессе спортивной деятельности (способностей, связанных со спортивно-тактическим мышлением, анализом спортивной техники, самооценки и т.п.).
Собственно теоретическая подготовка спортсмена проводится главным образом в формах, характерных для умственного образования или самообразования (лекции, семинары, беседы, самостоятельная работа с книгой и т.д.). Непосредственно в спортивной тренировке теоретическая подготовка представлена в органической связи с обучением спортивной технике, освоением и совершенствованием спортивной тактики, а также со специальной психической и физической подготовкой спортсмена.
Однако характерная для тренировочного процесса двигательная активность сама по себе не порождает высокой интеллектуальной активности, равно как и добросовестное следование тренировочным заданиям, выработанным не самостоятельно, еще не гарантирует развития творческих способностей. Для воспитания их нужна кроме всего прочего система специальных заданий и способов организации занятий, которые побуждали бы спортсмена к творческим проявлениям – от начальных форм самостоятельного анализа и поиска до решения действительно эвристических задач, связанных с созданием новых вариантов техники движений, разработкой оригинальной тактики состязаний.
10.3.5 Психическая подготовка: задачи, средства, методы
Психическая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и пр.).
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к предстоящему соревнованию.
Общая психическая подготовка решается двумя путями:
1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения.
Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.
В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки, хотя имеет свои цели и задачи.
Специально-психическая подготовка спортсмена имеет основным содержанием воспитание способностей преодолевать специфические психические трудности, возникающие в условиях подготовки к состязаниям, участие в них, и оптимально регулировать свое психическое состояние в этих условиях:
- сохранять и последовательно реализовывать необходимую установку;
- бороться с предстартовой лихорадкой или апатией;
- преодолевать отрицательные эмоции;
- максимально мобилизовывать свои духовные и физические силы для достижения победы.
Эта сторона подготовки спортсмена осуществляется в процессе спортивной тренировки и прежде всего путем преодоления возрастающих трудностей, связанных с выполнением соревновательных упражнений в условиях моделирующих спортивные соревнования.
Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация:
1) по цели применения средств и методов:
- мобилизующие (самоприказы, убеждения, упражнения на концентрацию);
- коррегирующие (поправляющие);
- релаксирующие (расслабляющие);
2) по содержанию:
- психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие);
- преимущественно-психологические (внушающие, ментальные, социально-игровые и т.п.);
- преимущественно психофизиологические (аппаратурные, дыхательные, комбинированные)
3) по сфере воздействия:
- средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторные сферы (качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
- средства воздействия на интеллектуальную сферу;
- средства воздействия на волевую сферу;
- средства воздействия на эмоциональную сферу;
- средства воздействия на нравственную сферу
4) по характеру применения:
- саморегуляцию;
- гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса: тренера, врача, психолога и пр.).
В целях управления психическим состоянием спортсмена используются специальные методы:
- способы настройки, мобилизации и снятия напряженности, основанные на выполнении специализированной «разминки», упражнений на расслабление и других двигательных действий, способствующих необходимого психического состояния;
- идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательных действий с концентрацией внимания на решающих фазах), непосредственно предшествующие самим ДД;
- использование самоприказов и тому подобных приемов самопобуждения, используемые по ходу выполнения упражнений;
- психорегулирующая тренировка, которая проводится специалистами или самостоятельно (направлена на снятие общей напряженности, расслабление, успокоение).
Самым действенным фактором специальной психической подготовки и воспитания личностных качеств спортсмена является систематическое участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих повышенные требования к психическим и физическим свойствам спортсмена.
Интегральная подготовка
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и всех других видов подготовки в целостной соревновательной деятельности спортсмена.
Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон подготовленности, качеств и способностей, цель которого – обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех многообразных составляющих, в совокупности определяющих успешность соревновательной деятельности.
В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.
Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально0подготовительного характера, максимально приближенным по структуре и особенностям деятельности функциональных систем к соревновательным (например, двухсторонняя игра с набивным мячом, или без использования ведения мяча и т.п.).
Наиболее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа максимально приближена по форме, структуре, особенностям функциональных систем организма к соревновательной.
В сложнокоординационных видах спорта, единоборствах и особенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психических проявлений обуславливают необходимость выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их реализовывать в сложных условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного совершенствования (например, в спортивных играх главным средством интегральной подготовки является двусторонняя игра в условиях, максимально приближенных к соревновательным).
Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:
- совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;
- совершенствование групповых технико-тактических действий;
-совершенствование командных технико-тактических действий;
- совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;
- совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления с целью обеспечения высокой работоспособности.
Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:
- облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения кол-ва игроков на площадке, организации соревнований с более слабым или «удобным» противником, принудительное лидирование или гонки за лидером;
- усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, ринга, ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» противником и др.;
- интенсификацию соревновательной деятельности посредством увеличения ее продолжительности, размеров поля или площадки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и пр.
Рассматривая место интегральной подготовки в процессе многолетней подготовки спортсмена необходимо отметить, что объем средств интегрального воздействия увеличивается по мере приближения к ответственным соревнованиям (этап предварительной подготовки, соревновательного периода). Однако это не означает, что средства интегральной подготовки не находят применения в других периодах и на других этапах СТ. Кроме того объем средств ИП увеличивается в зависимости от уровня спортивного мастерства.
Лекция (4 часа)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 276.