Метод – это такой способ воздействия, при котором можно решить широкий круг задач в самых различных условиях с различным контингентом занимающихся (Ашмарин Б,)
Метод – это способ применения ФУ
Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований:
- научная обоснованность метода;
- соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач не позволяет правильно подобрать и методы обучения. Если, например, поставлена задача, научить прыжку в длину, то подобрать наиболее эффективный метод становится невозможным. При более конкретной задаче, например, разучить технику отталкивания в прыжке в длину возникает необходимость применения метода разучивания по частям
- соответствие специфики учебного материала. Существует определенная зависимость методов обучения от вида физических упражнений (пример с опорным прыжком);
- соответствие индивидуальной и групповой подготовленности занимающихся. Например, для хорошо подготовленных спортсменов при изучении некоторых ДД нецелесообразно использовать метод разучивания по частям и, напротив, для менее подготовленных этот метод будет наиболее эффективным;
- соответствие индивидуальным особенностям и возможностям тренера;
- соответствие условиям занятия;
- разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным, универсальным. В педагогическом процессе необходимо использовать систему методов обучения
В ФВ применяется две группы методов:
- специфические (характерные только для процесса ФВ);
- общепедагогические (применяемые во всех случаях воспитания и обучения)
К общепедагогическим методам ФВ относятся;
- словесные методы;
- методы наглядного воздействия.
Словесные методы
В физическом воспитании преподаватель, тренер свои функции реализует в значительной мере с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет учебно-практической деятельностью занимающихся, сообщает знания, оценивает результаты и т.п.
Применяются следующие словесные методы:
- рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо ДД. Широко используется на начальном этапе обучения ДД;
- описание – это способ создания представления о ДД. Используется с целью передачи знаний о технике ДД, сущности и правил игры, порядке и последовательности действий при преодолении полосы препятствий и т.п. Используется на начальном этапе обучения и на этапе разучивания ДД;
- объяснение применяется с целью ознакомления с тем, что и как должны делать занимающиеся при выполнении ДД;
- беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информации между тренером и спортсменом;
- разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях и т.д.;
- инструктирование – точное, конкретное изложение предлагаемого задания;
- комментарии и замечания используются по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивается качество его выполнения;
- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью спортсмена на занятиях
Методы обеспечения наглядности (наглядный)
Выделяют четыре формы проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную, двигательную.
Зрительная наглядность выражается в передаче информации, которую занимающиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это показ изучаемого двигательного действия в целом или по частям, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов и других материалов с помощью аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.
Звуковая наглядность выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере которой занимающиеся заранее осведомлены. Звуковая наглядность применяется при освоении занимающимися ритма, темпа движений.
Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого двигательного действия благодаря конкретной словесной информации.
Двигательная наглядность связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у занимающихся кинестетического образа.
При выполнении двигательных действий у занимающихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание состава элементов двигательного действия, осознание правильного распределения мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.
В связи с выше сказанным в ФВ различают следующие методы наглядного восприятия:
- метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике изучаемого ДД. Непосредственный показ ФУ должен сочетаться с методами использования слова. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения;
- методы опосредованной наглядности (демонстрация кинограмм, видеофильмов и т.п.) создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися ДД;
- методы направленного прочувствования ДД. К ним относятся: направляющая помощь при выполнении ДД; выполнение упражнения в замедленном темпе; фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты ДД; использование специальных тренажеров;
- методы срочной информации. Предназначены для получения срочной информации с помощью технических устройств.
Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.
Специфические методы ФВ.
К ним относятся:
А) методы строго регламентированного упражнения;
Б) частично регламентированного упражнения
А) Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Использование методов строго регламентированного упражнения позволяет:
- обучать ДД любой сложности;
- осуществлять обучение по твердо предписанной программе;
- строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;
- точно дозировать интервалы отдыха;
- избирательно воспитывать ДК;
- обеспечивать индивидуализацию в процессе ФВ;
- использовать ФУ в занятиях с любым контингентом людей (от новорожденных до старых и больных)
В практике ФВ используется большое разнообразие методов строго регламентированного упражнения. Условно их можно разделить на две группы:
- методы обучения двигательным действиям;
- методы, преимущественно направленные на развитие ДК
Методы обучения ДД
В зависимости от сложности обучаемого ДД могут быть использованы:
- метод целостного разучивания (целостный метод);
- метод обучения ДД по частям;
- метод сопряженного воздействия
Суть метода целостного разучивания упражнения состоит в том, что техника ДД осваивается с самого начала в целостной структуре, без расчленения на отдельные части. Данный метод целесообразно использовать при обучении техники несложных ДД..
Ценной чертой является то, что техника ДД осваивается при постоянном взаимодействии его частей, что позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру. Этот метод имеет и недостатки:
- при обучении сложной технике преподаватель (тренер) не в состоянии одновременно исправить все ошибки и искажения, которые допускают занимающиеся, что приводит к закреплению ошибок при повторных действиях;
- повторения ДД целиком при начальном обучении может приводить обучаемых к утомлению
Данный метод целесообразно использовать на начальном разучивании несложных по технике ДД или таких, расчленить которые без грубых искажений невозможно.
Метод обучения по частям применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении данного метода необходимо соблюдать следующие правила:
- обучение целесообразно начинать с целостного выполнения ДД, а затем, в случае необходимости выделить из него элементы, требующие более тщательного изучения;
- необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой;
- изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединить их;
Недостаток метода обучения по частям заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное ДД.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных ДД. Сущность его состоит в том, что техника ДД совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий (использование утяжеленного мяча в спортивных играх, пояса в прыжках в длину и т.п.). В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей..
Методы развития двигательных качеств
Среди методов, направленных на развитие ДК выделяют в основном две основные группы методов – непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.
Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентируемыми паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность постоянная, при переменном – варьирующая. Если интенсивность работы от упражнения к упражнению возрастает, тогда говорят о прогрессирующем варианте используемого метода. В обратном случае – о нисходящем варианте используемого метода.
Непрерывные методы тренировки используются в основном для развития общей и специальной выносливости. Непрерывный метод, применяемый в условиях равномерной работы называется «равномерным методом», а в условиях переменной работы – переменный.
Равномерный метод:
- характеризуется непрерывной работой от 20 мин до 120 мин постоянной интенсивности;
- ЧСС в пределах 140-150 уд.в мин;
- работа выполняется в аэробном режиме;
- способствует развитию общей выносливости.
В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 м или кроссовый бег с постоянной скоростью.
Преимущества:
1) Создает благоприятные условия для гармоничной и постепенной настройки на работу всех систем организма
2) Снижает возможность перетренировки
3) Способствует формированию экономичной техники
Переменный метод:
- характеризуется непрерывной работой от 45 мин до 120 мин различной интенсивности;
- ЧСС в пределах 150-170 уд.в мин;
- способствует развитию специальной выносливости
- работа выполняется в аэробно-анаэробном режиме
Преимущества:
1) Эффективно развивая общую выносливость, способствует параллельно развитию таких качеств как быстрота, сила, скоростная выносливость
2) Положительно влияют на деятельность ССС и других функций организма
3) Позволяет отрабатывать технику в условиях, близких к соревновательным
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнения, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться различного воздействия на организм спортсмена: развития скоростных возможностей, различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, влияющих на уровень спортивных достижений в различных видах спорта.
Например, при пробегании на коньках дистанции 8000м (20кругов по 400м) один круг проходят с результатом 45 сек, следующий – свободно с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа в варьирующем режиме будет способствовать развитию специальной выносливости, совершенствованию спортивной техники.
Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения задания (проплывание дистанции 500м: 100м за 64 сек, 62, 60 ,58, 56). Нисходящий вариант связан с понижением нагрузки.
В спортивной практике широко используются интервальные методы. Выполнение серии упражнений с одинаковой и разной продолжительностью, с постоянной и переменной интенсивностью и регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. Различают: методы стандартного интервального упражнения и методы переменного интервального упражнения.
Первые характеризуются повторным воспроизведением ДД через относительно постоянные интервалы отдыха. Например, пробегание 3х200м с околопредельной скоростью и с интервалами отдыха между повторениями 8-12 мин или повторное поднимание штанги с одним весом и интервалами отдыха 3-5 мин. Длительность интервалов отдыха устанавливается в зависимости от поставленной задачи, но с таким расчетом, чтобы гарантировать к очередному повторению нагрузки определенную степень восстановления работоспособности.
Интервальный метод:
- характеризуется повторением кратковременных порций работы (100-200 м или 30-45 сек в ациклических видах спорта);
- ЧСС 175-185 уд.в мин;
- продолжительность пауз отдыха такая, что к началу новой порции работы ЧСС должна быть на уровне 120-130 уд.в мин, по времени от 45-90 сек. Серия прекращается если в конце стандартных пауз ЧСС не будет снижаться до 120-130 уд.в мин;
- работа проводится в анаэробном режиме;
- способствует развитию специальной выносливости
Повторный метод:
- применяется на таких же отрезках, что и интервальный метод;
- интенсивность работы от 90-100%
- ЧСС в пределах 180 и выше;
- паузы отдыха от 1-2 до 5-10 мин, должны обеспечивать хорошее (или полное) восстановления;
- способствуют развитию быстроты, скоростной выносливости
Значительно более разнообразны методы переменного интервального упражнения. Их характеризует чередование нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых может изменяться в различных отношениях, что существенно расширяет возможность воздействия на различные функции организма спортсмена
Основу метода круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке смены «станций», которые располагаются по замкнутому контуру в виде круга. Кол-во станций обычно 8-10. Упражнения, как правило, воздействуют преимущественно на определенную мышечную группу. Число повторений устанавливается индивидуально в зависимости от уровня подготовленности спортсмена.
В комплексы включают технически несложные упражнения и предварительно хорошо разученные из числа средств обще подготовительной гимнастики, тяжелой атлетики и других видов спорта. Весь круг проходят от 1 до 3 раз в одном занятии слитно или интервально в зависимости от поставленной цели СТ.
Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов:
- круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения (направлена на общую выносливость);
- круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (силовая выносливость, скоростно-силовая);
- круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (воспитание силовых, скоростных способностей).
Б) К методам частично регламентированного упражнения относятся: игровой метод, соревновательный метод
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил подвижной игры.
Характерными чертами игрового метода являются:
- большая эмоциональность;
- относительно самостоятельный выбор решений двигательных задач;
- многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
- сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
К недостаткам игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод – это способ выполнения ФУ в форме соревнований. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 250.