Тема 4 Тренировка, тренировочная деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Непрерывные методы тренировки используются в основном для развития общей и специальной выносливости. Непрерывный метод, применяемый в условиях равномерной работы называется «равномерным методом», а в условиях переменной работы – переменный.

Равномерный метод:

- характеризуется непрерывной работой от 20 мин до 120 мин постоянной интенсивности;

- ЧСС в пределах 140-150 уд.в мин;

- работа выполняется в аэробном режиме;

- способствует развитию общей выносливости.

В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 м или кроссовый бег с постоянной скоростью.

Преимущества:

1) Создает благоприятные условия для гармоничной и постепенной настройки на работу всех систем организма

2) Снижает возможность перетренировки

3) Способствует формированию экономичной техники

Переменный метод:

- характеризуется непрерывной работой от 45 мин до 120 мин различной интенсивности;

- ЧСС в пределах 150-170 уд.в мин;

- способствует развитию специальной выносливости

- работа выполняется в аэробно-анаэробном режиме

Преимущества:

1) Эффективно развивая общую выносливость, способствует параллельно развитию таких качеств как быстрота, сила, скоростная выносливость

2) Положительно влияют на деятельность ССС и других функций организма

3) Позволяет отрабатывать технику в условиях, близких к соревновательным

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнения, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться различного воздействия на организм спортсмена: развития скоростных возможностей, различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, влияющих на уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

Например, при пробегании на коньках дистанции 8000м (20кругов по 400м) один круг проходят с результатом 45 сек, следующий – свободно с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа в варьирующем режиме будет способствовать развитию специальной выносливости, совершенствованию спортивной техники.

Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения задания (проплывание дистанции 500м: 100м за 64 сек, 62, 60 ,58, 56). Нисходящий вариант связан с понижением нагрузки.

В спортивной практике широко используются интервальные методы. Выполнение серии упражнений с одинаковой и разной продолжительностью, с постоянной и переменной интенсивностью и регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. Различают: методы стандартного интервального упражнения и методы переменного интервального упражнения.

Первые характеризуются повторным воспроизведением ДД через относительно постоянные интервалы отдыха. Например, пробегание 3х200м с околопредельной скоростью и с интервалами отдыха между повторениями 8-12 мин или повторное поднимание штанги с одним весом и интервалами отдыха 3-5 мин. Длительность интервалов отдыха устанавливается в зависимости от поставленной задачи, но с таким расчетом, чтобы гарантировать к очередному повторению нагрузки определенную степень восстановления работоспособности.

Интервальный метод:

- характеризуется повторением кратковременных порций работы (100-200 м или 30-45 сек в ациклических видах спорта);

- ЧСС 175-185 уд.в мин;

- продолжительность пауз отдыха такая, что к началу новой порции работы ЧСС должна быть на уровне 120-130 уд.в мин, по времени от 45-90 сек. Серия прекращается если в конце стандартных пауз ЧСС не будет снижаться до 120-130 уд.в мин;

- работа проводится в анаэробном режиме;

- способствует развитию специальной выносливости

Повторный метод:

- применяется на таких же отрезках, что и интервальный метод;

- интенсивность работы от 90-100%

- ЧСС в пределах 180 и выше;

- паузы отдыха от 1-2 до 5-10 мин, должны обеспечивать хорошее (или полное) восстановления;

- способствуют развитию быстроты, скоростной выносливости

Значительно более разнообразны методы переменного интервального упражнения. Их характеризует чередование нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых может изменяться в различных отношениях, что существенно расширяет возможность воздействия на различные функции организма спортсмена

Основу метода круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке смены «станций», которые располагаются по замкнутому контуру в виде круга. Кол-во станций обычно 8-10. Упражнения, как правило, воздействуют преимущественно на определенную мышечную группу. Число повторений устанавливается индивидуально в зависимости от уровня подготовленности спортсмена.

В комплексы включают технически несложные упражнения и предварительно хорошо разученные из числа средств обще подготовительной гимнастики, тяжелой атлетики и других видов спорта. Весь круг проходят от 1 до 3 раз в одном занятии слитно или интервально в зависимости от поставленной цели СТ.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов:

- круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения (направлена на общую выносливость);

- круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (силовая выносливость, скоростно-силовая);

- круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха (воспитание силовых, скоростных способностей).

Б) К методам частично регламентированного упражнения относятся: игровой метод, соревновательный метод

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил подвижной игры.

Характерными чертами игрового метода являются:

- большая эмоциональность;

- относительно самостоятельный выбор решений двигательных задач;

- многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

- сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

К недостаткам игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод – это способ выполнения ФУ в форме соревнований. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

 

Принцип непрерывности

Принцип непрерывности в спорте характеризуется 3 основными положениями:

- спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект;

- воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы наслаивается на следы предыдущего, закрепляя и углубляя их;

- интервал отдыха между занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках тренировочных микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Суть первых двух положений легко понять в свете общего методического принципа систематичности, при этом под «следами» обобщенно подразумеваются те функциональные и обусловленные ими изменения в организме, которые вызываются тренировочными занятиями и выражаются, в конечном счете, в повышении работоспособности спортсмена, в развитии его качеств, формировании и закреплении умений и навыков. Таким образом, методический смысл второго положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

В современном спорте нормой становится практически ежедневные тренировочные занятия. Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса. Большая частота занятий в спортивной тренировке обуславливается также сложностью спортивных навыков, постоянным обновлением спортивной техники и тактики (особенно в таких видах спорта как спортивные игры) и направленностью на максимальное их совершенствование. С увеличением числа занятий в общем увеличивается возможность освоения, целесообразной перестройки и отшлифовки спортивных навыков. В условиях жестких режимов нагрузки и отдыха достигается, в частности, повышенная устойчивость двигательных навыков к сбивающим факторам.

Общее правило методики физического воспитания начинать каждое последующее занятие на фоне полного восстановления или сверхвосстановления работоспособности получает в методике спортивной тренировки особое содержание. В ней это правило распространяется не на каждое занятие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих тренировочный микроцикл. Такое построение тренировки оправдано лишь при определенных условиях. Важнейшее из них – достаточная предварительная подготовленность спортсмена, целесообразное варьирование тренировочных воздействий и рациональное чередование суммарно повышенных нагрузок с достаточным компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной разгрузки, т.е. тренировочных занятий с пониженным уровнем нагрузки, так и отдыха в прямом смысле этого слова.  

 

3.4 Принцип единства постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам

Зависимость прироста функциональных возможностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тренировочных задач и участием в спортивных соревнованиях.

Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в тоже время (на определенных этапах) как бы скачкообразно с тенденцией к предельным величинам. Постепенность и скачкообразность не исключают, а дополняют друг друга. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок облегчает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем создает предпосылки перехода на более высокий уровень нагрузок. Крутое нарастание тренировочных требований позволяет на базе этих предпосылок интенсифицировать развитие тренированности, вызвав глубокие адаптационные перестройки в организме. Но такие скачки оправданы лишь постольку, поскольку они заблаговременно подготовлены постепенным увеличением тренировочных требований. 

Таким образом, в динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты – постепенность и перерывы постепенности, т.е., своего рода скачки нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Скачки нагрузок, предъявляющие максимальные запросы к функциональным и адаптационным возможностям организма, оправданы постольку, поскольку они подготовлены постепенным возрастанием тренировочных требований. С другой стороны, постепенность, не соединенная с достаточно высокими темпами повышения нагрузок, ведет к замедленному развитию, а затем и к приостановке роста тренированности. Лишь единство указанных черт динамики нагрузок отвечает закономерностям спортивной тренировки

 

Принцип цикличности

К числу основных закономерностей процесса спортивной тренировки относится также четко выраженная цикличность, т.е. относительно законченный кругооборот стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность.

Построение оптимальных тренировочных циклов служит решающей предпосылкой реализации принципа систематичности, поскольку цикличность во многом предопределяет последовательность занятий, порядок изменения нагрузок и все другие стороны системы построения тренировки.

Таблица 1

Компоненты тренировки.

10.3.1 Физическая подготовка (общая и специальная)

Общая физическая подготовка направлена на разностороннее воспитание физических способностей, которые в определенной степени обуславливают успех спортивной деятельности.

ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений. на основные действия, выполняемые в соревнованиях по виду спорта. Перенос может быть положительным и отрицательным.

СФП – направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфики избранного вида спорта. При этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. Основными средствами СФП являются соревновательные и специально-подготовительные упр.

Соотношение ОФП и СФП и их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция состоит в постепенном возрастании удельного веса СФП по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени на ОФП. На отдельных этапах СТ возможны различные соотношения этих видов подготовки, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа спортивных достижений.

 

10.3.2 Техническая подготовка: задачи, средства, методы

Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства.

Основная задача технической подготовки – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

В процессе технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям:

- результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью;

- эффективность техники определяется ее соответствием, решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, тактической, психической подготовленности;

- стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена (прогрессирующее утомление, противодействие соперника, непривычное место соревнований, и пр.);

- вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы;

- экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства;

- минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.

Различают: общую и специальную техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков, а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. 

 Основными задачами специальной технической подготовки являются:

- познание теоретических основ спортивной техники;

- моделирование индивидуальных форм техники движений, соответствующих возможностям спортсмена;

- формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в состязаниях;

- последующее преобразование и обновление форм техники (создание принципиально новых вариантов спортивной техники).

Средствами технической подготовки являются подготовительные (общеподготовительные, специально-подготовительные), подводящие, соревновательные (собственно соревновательные, тренировочные формы соревновательного упражнения).

В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение как общепедагогические методы, так и специфические методы ФВ.

Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершенствование происходит в зависимости от закономерностей развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки.

В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:

1-ый этап совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений и формирования их общей координационной основы.

2-ой этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает длительную часть второй половины подготовительного периода (специально-подготовительный, предсоревновательный этапы)

3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.

На эффективность технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные особенности, структура тренировочного цикла и другие факторы. Она находится в тесной связи с другими компонентами спортивной тренировки.

 

10.3.3 Тактическая подготовка: задачи, средства, методы

Спортивную тактику можно определить как искусство ведения спортивной борьбы.

К спортивной тактике нужно отнести:

- разработку целесообразного плана выступления на спортивных соревнованиях с учетом возможностей спортсменов, особенностей его противника, конкретных условий состязаний;

- реализация цели с помощью таких средств и способов ведения борьбы, которые наиболее полно раскрывали бы возможности спортсмена.

В процессе тактической подготовки необходимо предусмотреть:

- усвоение теоретических основ спортивной тактики (как и в каких условиях применять технический арсенал);

- изучение возможностей противников и условий предстоящих соревнований;

- освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков;

- воспитание тактического мышления и других способностей, необходимых для овладения тактическим мастерством.

К общей тактической подготовке относится изучение общетеоретических основ спортивной тактики и практических способов их использования в разнообразных условиях, по возможности приближенных к условиям избранного вида спорта, воспитание широкого тактического мышления. Материал данного раздела в значительной мере заимствуется из смежных видов спорта.

Специальная тактическая подготовка строится непосредственно на материале избранного вида спорта и направлена на углубленное совершенствование характерных для него тактических умений и навыков.

Тактическая подготовка тесно связана с технической подготовкой.

 

10.3.4 Теоретическая подготовка: задачи, средства, методы

Передача и освоение системы специальных знаний в области спорта составляет содержание теоретической подготовки спортсмена. Она включает также воспитание интеллектуальных способностей, непосредственно проявляемых в процессе спортивной деятельности (способностей, связанных со спортивно-тактическим мышлением, анализом спортивной техники, самооценки и т.п.).

Собственно теоретическая подготовка спортсмена проводится главным образом в формах, характерных для умственного образования или самообразования (лекции, семинары, беседы, самостоятельная работа с книгой и т.д.). Непосредственно в спортивной тренировке теоретическая подготовка представлена в органической связи с обучением спортивной технике, освоением и совершенствованием спортивной тактики, а также со специальной психической и физической подготовкой спортсмена.

Однако характерная для тренировочного процесса двигательная активность сама по себе не порождает высокой интеллектуальной активности, равно как и добросовестное следование тренировочным заданиям, выработанным не самостоятельно, еще не гарантирует развития творческих способностей. Для воспитания их нужна кроме всего прочего система специальных заданий и способов организации занятий, которые побуждали бы спортсмена к творческим проявлениям – от начальных форм самостоятельного анализа и поиска до решения действительно эвристических задач, связанных с созданием новых вариантов техники движений, разработкой оригинальной тактики состязаний.

 

10.3.5 Психическая подготовка: задачи, средства, методы

Психическая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и пр.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к предстоящему соревнованию.

Общая психическая подготовка решается двумя путями:

1) обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

2) обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения.

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки, хотя имеет свои цели и задачи.

Специально-психическая подготовка спортсмена имеет основным содержанием воспитание способностей преодолевать специфические психические трудности, возникающие в условиях подготовки к состязаниям, участие в них, и оптимально регулировать свое психическое состояние в этих условиях:

- сохранять и последовательно реализовывать необходимую установку;

- бороться с предстартовой лихорадкой или апатией;

- преодолевать отрицательные эмоции;

- максимально мобилизовывать свои духовные и физические силы для достижения победы.

Эта сторона подготовки спортсмена осуществляется в процессе спортивной тренировки и прежде всего путем преодоления возрастающих трудностей, связанных с выполнением соревновательных упражнений в условиях моделирующих спортивные соревнования.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация:

1) по цели применения средств и методов:

- мобилизующие (самоприказы, убеждения, упражнения на концентрацию);

- коррегирующие (поправляющие);

- релаксирующие (расслабляющие);

2) по содержанию:

- психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие);

- преимущественно-психологические (внушающие, ментальные, социально-игровые и т.п.);

- преимущественно психофизиологические (аппаратурные, дыхательные, комбинированные)

3) по сфере воздействия:

- средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторные сферы (качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

- средства воздействия на интеллектуальную сферу;

- средства воздействия на волевую сферу;

- средства воздействия на эмоциональную сферу;

- средства воздействия на нравственную сферу

4) по характеру применения:

- саморегуляцию;

- гетерорегуляцию (воздействие других участников педагогического процесса: тренера, врача, психолога и пр.).  

В целях управления психическим состоянием спортсмена используются специальные методы:

- способы настройки, мобилизации и снятия напряженности, основанные на выполнении специализированной «разминки», упражнений на расслабление и других двигательных действий, способствующих необходимого психического состояния;

- идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательных действий с концентрацией внимания на решающих фазах), непосредственно предшествующие самим ДД;

- использование самоприказов и тому подобных приемов самопобуждения, используемые по ходу выполнения упражнений;

- психорегулирующая тренировка, которая проводится специалистами или самостоятельно (направлена на снятие общей напряженности, расслабление, успокоение).

Самым действенным фактором специальной психической подготовки и воспитания личностных качеств спортсмена является систематическое участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих повышенные требования к психическим и физическим свойствам спортсмена.

 

Интегральная подготовка

Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и всех других видов подготовки в целостной соревновательной деятельности спортсмена.

Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение различных сторон подготовленности, качеств и способностей, цель которого – обеспечение слаженности и эффективности комплексного проявления всех многообразных составляющих, в совокупности определяющих успешность соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.

Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально0подготовительного характера, максимально приближенным по структуре и особенностям деятельности функциональных систем к соревновательным (например, двухсторонняя игра с набивным мячом, или без использования ведения мяча и т.п.).

Наиболее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа максимально приближена по форме, структуре, особенностям функциональных систем организма к соревновательной.

В сложнокоординационных видах спорта, единоборствах и особенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психических проявлений обуславливают необходимость выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы аналитического характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их реализовывать в сложных условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного совершенствования (например, в спортивных играх главным средством интегральной подготовки является двусторонняя игра в условиях, максимально приближенных к соревновательным).

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:

- совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;

- совершенствование групповых технико-тактических действий;

-совершенствование командных технико-тактических действий;

- совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

- совершенствование способности к переключению максимальной двигательной активности на периоды относительного расслабления с целью обеспечения высокой работоспособности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:

- облегчение условий за счет применения различных моделирующих устройств, уменьшения кол-ва игроков на площадке, организации соревнований с более слабым или «удобным» противником, принудительное лидирование или гонки за лидером;

- усложнение условий за счет ограничения размеров площадки, ринга, ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» противником и др.;

- интенсификацию соревновательной деятельности посредством увеличения ее продолжительности, размеров поля или площадки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и пр.

Рассматривая место интегральной подготовки в процессе многолетней подготовки спортсмена необходимо отметить, что объем средств интегрального воздействия увеличивается по мере приближения к ответственным соревнованиям (этап предварительной подготовки, соревновательного периода). Однако это не означает, что средства интегральной подготовки не находят применения в других периодах и на других этапах СТ. Кроме того объем средств ИП увеличивается в зависимости от уровня спортивного мастерства. 

 

 

 

 

Лекция (4 часа)

Типы тренировочных занятий

В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные.

Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных технических схем, технико-тактических комбинаций, теоретических знаний и пр.

Особенностями занятий этого типа является относительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны тренера и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала.

Занятия данного типа широко используется в тренировке с юными спортсменами, когда решается большое число задач, связанных с обучением. В тренировке с квалифицированными спортсменами эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания занятия могут носить избирательный или комплексный характер, в зависимости от объема и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузками.

Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки, закреплении разученных вариантов техники и тактики. Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки по мере повышения квалификации спортсменов и перехода их от одного этапа к другому; в годичной подготовке или макроцикле они наиболее широко используются во второй половине подготовительного и начале соревновательного периодов.

Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением. Данный тип занятий особенно широко применяется на этапах подготовительного периода.

Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача – стимулировать восстановительные процессы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме.

Восстановительные занятия широко используются в период наиболее напряженной работы после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками; в дни, непосредственно предшествующие основным соревнованиям; сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциала организма. При двух, трех разовых занятий в день, одно может носить восстановительный характер.

Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом.

Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль таких занятий в игровых, сложно координационных видах спорта, единоборствах.

Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля эффективности процесса подготовки спортсменов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, тактической, физической и других видов подготовки.

Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.

 

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые (вместе с восстановительными днями) составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса.

В практике отдельных видов спорта встречается от 4 до 9 различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Они применяются на первом этапе подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы.  

Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объемом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, морально-волевой, специально-психической и интегральной подготовки. В силу этого ударные микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Широко применяются они и в соревновательном периоде.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, на которые эти микроциклы направлены, особенностей его подготовки на заключительном этапе. В сочетание с содержанием подводящих микроциклов в них могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы полноценного восстановления и психологической настройки. Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе средств и методов, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от собственно соревновательного упражнения..

Соревновательные микроциклы строятся на основе режима выступлений, устанавливаемого официальными правилами и конкретным регламентом данных состязаний. Структура этих микроциклов строится так, чтобы с помощью разминочного занятия и других факторов обеспечить  оптимальное состояние спортсмена к началу состязаний, содействовать по возможности восстановлению и сверхвосстановлению его работоспособности к очередной фазе состязания и гарантировать полную реализацию возможностей спортсмена в финальных стартах.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой и характеризуются снижением уровня тренировочных требований, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава упражнений и внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных процессов.

 

Примерные схемы тренировочных микроциклов

Дни

микр

Тип микроцикла

втягивающий

ударный

восстановительный

направленность занятия вел.нагр направленность занятия вел.нагр направленность занятия вел.нагр
1-ый Совершенствование технического мастерства значител Совершенствование технического мастерства большая Комплексная (с последовательным решением задач) средняя
2-ой Повышение выносливости при работе аэробного характера большая Развитие специальной выносливости большая Повышение выносливости при работе аэробного характера средняя
3-ий Повышение скоростных возможностей средняя Комплексная (с последовательным решением задач) средняя Повышение скоростных возможностей малая
4-ый Комплексная (с последовательным решением задач) значител Повышение скоростных возможностей большая Комплексная (с последовательным решением задач) малая
5-ый Комплексная (параллельное повышение скоростных и анаэробных возможностей) большая Комплексная (параллельное повышение аэробных и анаэробных возможностей) большая Комплексная (с последовательным решением задач) средняя
6-ой Повышение аэробных возможностей малая Повышение аэробных возможностей значител Комплексная (с последовательным решением задач) малая
7-ой Отдых - Контрольные соревнования средняя Отдых -

Лекция (4 часа)


Критерии

 спортивного отбора на этапах многолетней подготовки

 

Спортивный отбор

Критерии отбора

Этап Задачи
Первичный Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта - возраст, сопоставление паспортного и биологического возраста; -оценка состояния здоровья; физическое развитие, морфологические особенности; -уровень развития физических качеств (скоростных, координации, выносливости); - мотивация  
Предварительный Выявление способностей к эффективному спортивному совершенствованию - способности к эффективному спортивному совершенствованию; -морфологические, функциональные и психические особенности; -способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок; - особенности телосложения; -свойства нервной системы; -мышечная биопсия
Промежуточный Выявление способностей к достижению высоких спортивных результатов, перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок  -уровень специальной подготовленности и спортивного мастерства спортсмена; - уровень развития двигательных качеств; - способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению; - функциональные возможности организма; - темпы прироста показателей тренированности и подготовленности от одного этапа подготовки к другому. - психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений; - личностно-психические качества; - состояние здоровья (выявление скрытых заболеваний)
Основной Установление способностей к достижению результатов международного класса - функциональные возможности; - способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;  - состояние здоровья; -разносторонняя техническая подготовленность;  - соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства; - уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований;  - личностные и психические качества
Заключительный Выявление способностей к сохранению достигнутых результатов и их повышению - резервные возможности организма для поддержания и повышения ранее достигнутого уровня адаптации; - социальное положение спортсмена – его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие; - продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок - наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.  

-состояние здоровья и уровень физического развития;

- особенности телосложения;

- особенности биологического созревания;

- свойства нервной системы;

- функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма спортсмена;

- уровень развития двигательных качеств и перспективы их совершенствования;

- способности к освоению спортивной техники и тактики, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем;

- способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;

- психофизиологические способности к мышечно-двигательной и пространственно-временной дифференцировке, оперативному восприятию ситуации и принятию адекватных решений;

- мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность;

- соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства;

- уровень спортивного мастерства и способность реализовывать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований.

Тема 4 Тренировка, тренировочная деятельность

 

Тренировка как компонент системы подготовки спортсменов. Средства и методы спортивной тренировки Принципы спортивной тренировки. Компоненты тренировки: техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, теоретическая подготовка, психологическая подготовка, интегральная подготовка. Задачи, средства, методы, содержание компонентов тренировки

 

4.1 Тренировка как компонент системы подготовки спортсменов. Место тренировки в общей системе подготовки спортсменов

Спортивная тренировка – подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.

Термин «спортивная тренировка», когда его применяют в широком смысле, в значительной степени совпадает с понятием подготовка спортсмена. Вместе с тем, их необходимо различать.

Подготовка спортсмена – понятие более широкое: оно означает направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным соревнованиям.

Подготовленность – определенная степень развития двигательных качеств (физическая подготовленность), уровень спортивно-технического и тактического мастерства (техническая и тактическая подготовленность), психическая подготовленность.

Тренированность – мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Рассматривая содержание подготовки как комплексную систему подготовки спортсмена (КСПС) можно выделить четыре подсистемы:

- система отбора и спортивной ориентации представляет собой комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности к тому или иному виду спортивной деятельности

- система соревнований включает ряд официальных и неофициальных состязаний, организованных как относительно самостоятельные формы спортивной деятельности. Соревнования играют незаменимую роль в воспитании спортсмена, совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства, развитии специфической выносливости, психической устойчивости и других качеств, определяющих спортивные достижения. Не случайно спортивные соревнования на этапе спортивного совершенствования занимают 10-15% от всего времени;

- спортивная тренировка представляет собой форму подготовки спортсмена. Она организуется в рамках системного использования упражнений, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. СТ охватывает в той или иной мере все разделы подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена ФП, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и волевой подготовки спортсмена;

- факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект – уровень профессиональной квалификации кадров; научно-методическое, медико-биологическое информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; финансирование спорта; факторы внешней среды; общий режим жизни, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры), и пр.

Тренировочные занятия, равно как и неурочные формы занятий, в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационального занятия физическими упражнениями. Тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (так называемую «разминку»), основную, заключительную. Вместе с тем структура тренировочного занятия характеризуется широкой вариабельностью и находится в зависимости от ряда обстоятельств:

- специфики содержания тренировочного занятия, которое в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками (тренировочное занятие может состоять из всего одного вида деятельности, например, кроссового бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части);

- спортивной специализации. Существенно различаются в зависимости от специализации соотношения частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и другие моменты его построения;

- режима нагрузки и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена (дать характеристику структуре тренировочного занятия при 2-х или 3-х разовых занятиях в день).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 251.