Характеристика тренировочных нагрузок. Направленность, интенсивность, объем тренировочных нагрузок. Планирование тренировочных нагрузок. Соревновательные нагрузки, их характеристика. Планирование соревновательных нагрузок
11.1 Определение понятий «нагрузка», «тренировочная нагрузка», «соревновательная нагрузка»
Наряду с понятиями средство, метод для характеристики факторов, воздействующих на спортсмена в процессе тренировки, пользуются понятием «нагрузка». Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Под тренировочной нагрузкой понимают количественную меру выполненной тренировочной работы. Соревновательная нагрузка – это интенсивная, часто максимальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.
Принято различать понятия «внешняя», «внутренняя», «психологическая нагрузка», т.е. количество выполненной работы, ее воздействие на организм (ЧСС, объем легочной вентиляции и потребление кислорода, частота дыхания и пр.) и ее психологическое восприятие спортсменом.
Кроме того, различают «стандартную» нагрузку – практически одинаковую по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения и «переменную» - меняющуюся по ходу упражнения
В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физиологические и педагогические критерии, широко распространенные в практике тренировок.
Эти зоны имеют следующие характеристики:
1-я зона – аэробная восстановительная. Работа осуществляется от нескольких минут до нескольких часов при ЧСС 140-145 уд/мин мин.; потребление кислорода достигает 40-70% от МПК; способствует развитию общей выносливости. Объем работы в макроцикле в разных видах спорта составляет от 20 до 30%
2-я зона – аэробная развивающая. Соревновательная и тренировочная работа в этой зоне может проходить до несколько часов и связана с марафонскими дистанциями, спортивными играми. ЧСС повышается до 160-175 уд/мин; потребление кислорода 60-90% от МПК. Стимулирует развитие специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, обеспечивает работу по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: равномерный, переменный, интервальный Объем работы в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.
3-я зона – смешанная аэробно-анаэробная. Ближний тренировочный эффект в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180-185 уд/мин; потребление кислорода составляет 80-100% МПК. Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 часов. Стимулирует развитие специальной выносливости, силовой выносливости. Основные методы: непрерывного упражнения (равномерный, переменный), интервального упражнения. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%
4-я зона – аэробно-гликолитическая. ЧСС находится на уровне 180-200 уд/мин., потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин., соревновательная деятельность - от 20с до 6-10 мин..; стимулирует воспитание специальной выносливости. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 2 до 7%
5-я зона – аэробно-алактатная. Работа кратковременная и не превышает 15-20с в одном повторении; ЧСС не успевает достигнуть высоких показателей; потребление кислорода значительно падает. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150с за одно занятие. Стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, максимально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 1 до 5%
Понятие «нагрузка» предполагает, прежде всего, физиологическую меру воздействия на организм, возникающего в условиях специализированной мышечной работы и отраженного в организме в виде конкретных функциональных реакций той или иной глубины и продолжительности. Именно поэтому возникла необходимость введения понятия «тренировочный эффект» (ТЭ). Различают следующие виды ТЭ: срочный ТЭ, отставленный ТЭ, кумулятивный ТЭ.
Срочный ТЭ – это текущая реакция организма на физическую нагрузку; отставленный ТЭ – изменение состояния организма, наблюдаемое после тренировочного занятия; кумулятивный ТЭ – результат последовательного суммирования организмом всех ТЭ, создаваемых в ходе тренировочного процесса.
Выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:
- специфичность. Отражает степень соответствия данного тренировочного занятия условиям соревновательной деятельности в двигательной структуре, в режиме работы моторного аппарата и в механизме его энергообеспечения;
- сложность. Определяет условия выполнения упражнения – стереотипные или требующие проявления координационных способностей;
- направленность. Характеризует силу воздействия нагрузки на состояние спортсмена с акцентом на развитие того или иного двигательного качества или навыка;
- величина. Определяет количественную меру выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности на конкретном этапе годичного цикла;
- продолжительность. Заключается в определении оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности.
Величина и продолжительность нагрузки в теории спорта понимается как «объем» тренировочной нагрузки.
- интенсивность. Понятие «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же со степенью концентрации объема тренировочной работы во времени.
Существуют следующие степени интенсивности, показатели ЧСС (Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, 2004):
- незначительная: ЧСС – 114, 120 уд/мин
- умеренная: ЧСС – 126, 132, 138 уд/мин
- большая: ЧСС – 144, 150, 156, 162 уд/мин
- субмаксимальная: ЧСС - 168, 174, 180 уд/мин
- максимальная: ЧСС – 185, 192, 196 уд/мин
Между объемом и интенсивностью существует обратно пропорциональная связь.
- характер отдыха и его продолжительность существенно влияют на степень воздействия применяемых в тренировке средств.
Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсивностью во многом определяют величину и характер сдвигов в организме под влиянием тренировочных занятий. Одни и те же параметры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным эффектам тренировочных воздействий. Характер отдыха между упражнениями, тренировочными занятиями влияет на восстановительные процессы, а в итоге – на характер сдвигов, происходящих в организме.
Отдых – составной элемент методов физического воспитания. Различают активный (переключение на другую двигательную деятельность) и пассивный (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) отдых
Длительность интервалов между частями нагрузки при различных методах устанавливается согласно преимущественной направленности воздействий и закономерностям протекания восстановительных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие, экстремальные.
Ординарным называют такой интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня, что позволяет повторить работу без дополнительного напряжения функций.
При жестком интервале очередная часть нагрузки приходится на период недовосстановленного состояния отдельных функций или организма в целом, что, однако, не обязательно будет выражаться в уменьшении внешних параметров нагрузки: работа может повторяться в течение некоторого времени без существенного их изменения, но с возрастающей объективной и субъективной напряженностью.
Экстремальным называют такой интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности, наступающей вследствие закономерностей врабатывания, последействия нагрузки и фазового протекания восстановительных процессов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 289.