Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Физическое упражнение – это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.
В практике физического воспитания используется огромное количество физических упражнений. Для облегчения выбора упражнения классифицируют по различным признакам. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.
1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем ФВ.
Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие ФУ постепенно разделилось на 4 типичных группы: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе ФВ, а также свойственной им методикой проведения занятий.
2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
По этому признаку все ФУ группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью таких упражнений составляются различные комплексы, например комплекс ОРУ, атлетическая гимнастика, разминка в спорте и т.п.
3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
Делятся по следующим группам: скоростные, скоростно-силовые, силовые виды упражнений, упражнения на гибкость, выносливость, координацию, точность, равновесие, ловкость, упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств.
4. Классификация упражнений по признаку биомеханической структуры движений.
По этому признаку упражнения подразделяются на упражнения циклического, ациклического и смешанного типа.
К двигательным действиям циклического характера относятся такие, при завершении которых тело оказывается снова в исходном положении. Это дает возможность повторять ДД слитно и без остановок. К ним относятся в основном все способы передвижения, а также и некоторые другие действия (например большие обороты на перекладине).
Упражнения ациклического типа отличаются от предыдущей группы тем, что после осуществления ДД тело оказывается в другом по сравнению с исходным положением, что исключает возможность многократного слитного выполнения таких действий.
К упражнениям смешанного типа относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа, например прыжки с разбега,, метания, передачи в движении в спортивных играх и т.п.
5. Классификация упражнений по признаку физиологических зон мощности
По этому признаку различают: упражнения максимальной мощности, субмаксимальной, большой и умеренной.
Для упражнений с нагрузкой максимальной мощности характерна мышечная работа такой интенсивности, которую человек может выполнять не более 20 сек.
Упражнения с нагрузкой субмаксимальной мощности могут продолжаться, от 20 сек до 5 мин.
Упражнения с большой мощностью можно выполнять в пределах от 5 до 30 мин.
К упражнениям умеренной мощности относятся такие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.
6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации
Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостные двигательные действия, которые составляют предмет спортивной специализации и выполняются в полном соответствии с правилами состязания. В методическом отношении различают собственно соревновательные и тренировочные формы соревновательного упр. (модельная форма собственно-соревновательного упражнения)
Первые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для данного вида спорта. Вторые выполняются в условиях тренировки и направлены на решение тренировочных задач
Специально-подготовительные упражнения – включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия существенно, сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей.
В зависимости от преимущественной направленности среди них различают: подводящие упражнения – направленные на освоение двигательного навыка и развивающие – направленные преимущественно на развитие двигательных качеств.
Общеподготовительные упражнения – упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии, решая лишь задачи всестороннего и гармонического физического развития.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 236.