Величина нагрузки в занятии характеризуется степенью вызываемого утомления. В соответствии с этим различают: малую, среднюю, значительную и большую нагрузки.
Большая нагрузка сопровождается значительными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующем о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжить выполнение предлагаемой работы.
В процессе выполнения упражнений утомление нарастает постепенно. Когда оно переходит границу компенсированного, работоспособность снижается, что свидетельствует о явном утомлении.
Момент прекращения работы в каждом конкретном случае должен определяться в зависимости от направленности занятия и характера построения его программы, а также от уровня подготовленности спортсмена. При этом необходимо соблюдать два противоречивых требования:
- во-первых, должен быть существенным объем работы, выполняемой при прогрессирующем утомлении, так как именно это обуславливает стрессовый характер и высокий тренирующий эффект занятий с предельными нагрузками;
- во-вторых, продолжительность работы в состоянии явного утомления не должна быть настолько большой, чтобы отрицательно влиять на техническую подготовленность и психическое состояние спортсмена.
Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы, выполняемой в условиях устойчивого состояния, и не сопровождается снижением работоспособности. Завершается работа при появлении стойких признаков компенсированного (скрытого) утомления. Объем ее обычно составляет 70% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления.
Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы колеблется в пределах 40-50% от работы, выполняемой до наступления явного утомления.
Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Число упражнений в занятии составляет обычно 20-25% от объема работы, выполняемой до наступления явного утомления.
В спортивной практике для определения величины нагрузок используется как глубокое исследование функциональных систем организма, несущих основную нагрузку, так и простые, но достаточно информативные показатели.(см. таблицу).
Типы тренировочных занятий
В зависимости от характера поставленных задач выделяют следующие типы занятий: учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные.
Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных технических схем, технико-тактических комбинаций, теоретических знаний и пр.
Особенностями занятий этого типа является относительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны тренера и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала.
Занятия данного типа широко используется в тренировке с юными спортсменами, когда решается большое число задач, связанных с обучением. В тренировке с квалифицированными спортсменами эти занятия используются главным образом в подготовительном периоде, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.
Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания занятия могут носить избирательный или комплексный характер, в зависимости от объема и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузками.
Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки, закреплении разученных вариантов техники и тактики. Удельный вес занятий этого типа возрастает в процессе многолетней подготовки по мере повышения квалификации спортсменов и перехода их от одного этапа к другому; в годичной подготовке или макроцикле они наиболее широко используются во второй половине подготовительного и начале соревновательного периодов.
Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением. Данный тип занятий особенно широко применяется на этапах подготовительного периода.
Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача – стимулировать восстановительные процессы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме.
Восстановительные занятия широко используются в период наиболее напряженной работы после серии тренировочных занятий с большими и значительными нагрузками; в дни, непосредственно предшествующие основным соревнованиям; сразу после соревнований с целью быстрейшего восстановления физического и психического потенциала организма. При двух, трех разовых занятий в день, одно может носить восстановительный характер.
Модельные занятия являются важной формой интегральной подготовки спортсменов к основным соревнованиям. Программа таких занятий строится в строгом соответствии с программой предстоящих соревнований и их регламентом.
Занятия этого типа проводятся в период непосредственной подготовки к соревнованиям, при высоком уровне технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов. Особенно велика роль таких занятий в игровых, сложно координационных видах спорта, единоборствах.
Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля эффективности процесса подготовки спортсменов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, тактической, физической и других видов подготовки.
Контрольные занятия планируются на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.