Рациональная и эмпирическая психология в истории становления психологии как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Последующий этап развития эмпиризма, направлявший психологию в более автономную область (но все еще в рамках теории познания), – это учение Дж. Локка, ориентирующегося в целом на материализм и занятие естественными науками.

Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т.е. рефлексии). Оба вида опыта лежат в основе возникновения идей; и нет в сознании ничего, что не прошло бы первоначально через призму опыта. Ощущение пассивно, мышление – наиболее активно; сложные идеи образуются из простых работой разума – операциями сравнения, абстрагирования и обобщения. Идеи – это элементы сознания; они не врожденны; их же соотношение аналогично законам ньютоновской механики. Признание активности разума (происхождение свойств которого не обсуждается) делает картину эмпирического познания в целом довольно противоречивой и подготавливает противоположную позицию – рационалистической традиции в представлении сознания.

Главное, что предуготовил Локк, введя понятие ассоциации, – почву для последующего выделения собственно психологической науки из рамок философского знания, а именно ассоциативной психологии. Но само понятие ассоциации было связано у Локка с представлением о случайности и "неестественном" характере возникновения этой связи. Основную же роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей деятельностью разума.

На основной труд Локка "Опыт о человеческом разумении" немецкий философ, языковед, физик и математик Г. В. Лейбниц (1646–1716) ответил "Новым опытом о человеческом разумении", дискутируя с ним по следующим направлениям. Идее души как tabula rasa противопоставлялась идея наделенности души общими категориями, невыводимыми из опыта. Механистическому пониманию сознания – последовательный идеалистический рационализм: "Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума".

Монада выступила термином, закрепившим представление о внутреннем законе любой вещи, или лежащей в ее основе субстанции. Душа, как экран, отображает внешне накладывающееся изображение, но имеет свои "складки" – врожденные особенности. Активность сознания также строится по внутреннему закону – стремления достигнуть цельного восприятия. Среди них могут быть и так называемые малые восприятия, не поддающиеся сознательному различению. Эту линию существования бессознательной психической деятельности можно затем продолжить к другим учениям немецкоязычных исследователей – Г. Гельмгольца, З. Фрейда. Но здесь мы этого делать не станем, поскольку очерчиваем иной круг вопросов: возникновения двух оснований выделения психологической области – эмпирически и рационально ориентированных психологий.

Термины эмпирической и рациональной психологии ввел немецкий философ Христиан Вольф (1679–1754). В 1732 г., т.е. уже после картезианской постановки психофизической проблемы, вышла его книга "Рациональная психология". В обосновании им эмпирической и рациональной психологии как двух самостоятельных дисциплин речь шла на самом деле об апелляции к одному и тому же типу опыта, основанному даже не на самонаблюдении, а на подтверждении отдельными (извлекаемыми из опыта субъективных представлений) случаями сугубо умозрительных и в этом смысле теоретических построений как основы психологического знания. Важно, что при этом речь шла не о выделении психологии в отдельную опытную науку, тем более не о претензии на "душеведение", а о систематизации философского знания вокруг психологии как философской дисциплины.

Итак, выделение X. Вольфом представления о теоретической психологии прозвучало не в противопоставлении эмпирического, т.е. опытного, и теоретического знания, а в связи с направленностью на ее выделение как центральной части философии. Не помышляя о выделении психологии из философии, он дал первое систематическое изложение психологии в Новое время, понимая в качестве ее предмета душу, а точнее силу представлений, в которой находит выражение активность сознания.

Из 64 томов его работ на немецком и латыни два были посвящены психологии: "Рациональная психология" [1732] и "Эмпирическая психология" [1734]. Популярность термина психология сделала ее на время центральной философской дисциплиной, что попытался затем ограничить И. Кант. В качестве теоретической психологии Вольф обосновал такую, которая строится как логическая конструкция, имеющая произвольный (теоретический) характер. Но важно учесть, что в то время соотношение теоретического и эмпирического мыслилось иным образом, чем в последующей научной картине мира.

Вольф разделил: 1) науки рациональные теоретические (куда и вошла рациональная психология) и рациональные практические, а также 2) науки эмпирические теоретические (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). То есть любая психология в этой системе – теоретическая. И предметом для обеих психологий стала "природа" души.

Эмпирическая психология в качестве теоретической науки противопоставлена указанным практическим, т.е. опытным наукам, и рассматривается как "опытная" только в одном аспекте – как наука, дающая представление о том, что происходит в человеческой душе. Она служит для умозрительной проверки и подтверждения того, что априорно развивает психология рациональная. Рациональная же психология в начале эпохи нового времени, несмотря на оппозицию Локка – Лейбница, в качестве общего закона движений души постулировала закон ассоциаций. Движение представлений в концепции Вольфа и предполагалось по закону ассоциаций. Это общая часть названных двух теоретических психологий (рациональной и эмпирической). Самонаблюдение не выступило еще методом систематической интроспекции, а поставляло (как и память) лишь примеры для демонстрации тех или иных положений. Оно было призвано выполнять роль проверки соответствия теоретических построений опыту, т.е. не было источником эмпирического материала: "Было достаточно отдельных примеров, которые бы подтвердили “жизненную правду” созданной картины (“сцепления психологических понятий”). Далее менялись принципы, определяющие "сцепления", но не традиция" [Мазилов В. А., 2003, с. 60J.

Таким образом, превалирование теоретической психологии над любыми другими уже присутствовало в самом начале истории ее становления. Причем именно в качестве философской основы и мира теорий (рациональная психология), и мира эмпирии, понятого как общий уровень знания с телеологией и догматической физикой (а отнюдь не в связи с построением науки нового времени). Уже это ставит проблему: видимо, дело не в том, возможная ли единая метапсихологическая дисциплина, а в том, какой мыслится эта теоретическая психология.

Рационализм и эмпиризм направляли не только выделение предмета психологии в рамках ее становления, но и развитие представлений о ее методах. Выделившись в качестве науки о сознании, психология задана в качестве основного (адекватного предмету изучения) метод интроспекции. Поэтому не собственно ассоцианизм – в разнообразии его подходов, – а соединение теории с определенным методом изучения психического положило основание первой парадигме в психологии, называемой психологией сознания. В его рамках работали как психологи, ориентированные на эмпиризм в понимании оснований сознания (например, Вундт), так и психологи, стоящие на позициях рационализма (например, представители вюрцбургской школы мышления).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.